Галерея талантов творческой династии Мурадян

В армянской культуре XX века сияет множество ярких имён. Среди них особое место занимает семья Мурадян — династия талантливых художников, актёров, писателей и, конечно же, артистов балета.
История семьи Мурадян, как и многих армянских семей начала XX века, отмечена трагедией Геноцида. Корни рода уходили вглубь веков, к древней столице Армении — городу Ани (X век). В начале XX века семья жила в Харберде (Западная Армения, Турция), где глава семейства, Мурад Мурадян (Мурад-эффенди), работал адвокатом. У Мурада-эффенди и его жены Мариам Мушян (Мариам-хатун) было трое сыновей: Тиран, Эдвард и Зарэ. В 1915 году, во время Геноцида армян, Мурад-эффенди был арестован и убит. Мариам-хатун, проявив невероятную силу духа и материнскую любовь, спасла своих детей, бежав с ними сначала в сирийский Алеппо, где они нашли временное убежище среди таких же изгнанников, лишившихся родины и близких. В 1925 году, с надеждой на мирное будущее, семья перебралась в Советскую Армению, сначала в Эчмиадзин — древний духовный центр армянского народа, а затем в Ереван, который стал для них новым домом. Несмотря на пережитые трудности, сыновья Мурада-эффенди сохранили жажду жизни и развили свои таланты, каждый в своей области.
Тиран Мурадян-Купелян (1903–1982)
Старший из братьев, Тиран, обладал тонким художественным вкусом и врожденным чувством прекрасного. Он избрал для себя путь фотографа и художника, стремясь запечатлеть мимолётные мгновения жизни и передать красоту окружающего мира через свои работы. Фотографии Тирана — это не просто застывшие кадры, это истории, рассказанные языком света и тени, это портреты эпохи, отражающие жизнь армянского народа в XX веке. Его живописные полотна — это попытка проникнуть в суть вещей, выразить свои мысли и чувства, поделиться своим видением мира со зрителем.
Судьбоносной стала встреча Тирана с Марией Чмшкян, оперной певицей, происходившей из известной артистической династии. Её дед, Геворк Чмшкян, был не только талантливым артистом, но и режиссёром, поставившим множество спектаклей, которые вошли в историю армянского театра. Именно для него Габриел Сундукян, классик армянской литературы, написал свою знаменитую пьесу «Пэпо», ставшую одной из вершин армянской драматургии. К этой же династии принадлежали композиторы Анушаван Тер-Гевондян и Константин Сараджев, чьи музыкальные произведения обогатили культурное наследие Армении. Племянник Тирана, Рубен Купелян, также унаследовал семейный талант и стал оперным певцом, продолжив музыкальную традицию семьи. Он женился на сестре известного дирижёра Юрия Давтяна, укрепив тем самым связь семьи с миром музыки.
Эдвард (Эдуард) Мурадян (1907–1979)
Средний из братьев, Эдвард Мурадян, родившийся 19 июля 1907 года в турецком Харберде, прожил жизнь, всецело посвященную театру. Его путь, начавшийся в сложные исторические времена, пролегал через Сирию и завершился в Армении, где он оставил значительный след как актёр, режиссёр и педагог.
Получив образование в школе-училище «Айказян» в сирийском Алеппо, где его наставниками были такие выдающиеся деятели культуры, как писатель Ерухан, поэт Тиран Карваренц и литературовед Пол Борени, Эдвард Мурадян впитал глубокую любовь к искусству. Именно там, в Алеппо, началась его театральная карьера в труппе «Андраник».




Переехав в Армению, он продолжил карьеру на сценах Ереванского государственного Первого Театра (1925-1927), Театра рабочих Армении (1928-1930) и, наконец, Театра юного зрителя имени А. Микояна (1930-1948), где он достиг статуса артиста 1-ой категории.
Эдвард Мурадян был актёром широкого диапазона. Его репертуар включал как классические произведения Шекспира, Шиллера, Пушкина, Мольера и Гольдони, так и пьесы современных, в том числе советских, авторов. Он с одинаковым мастерством играл и драматические, и комедийные роли, создавая на сцене запоминающиеся образы Германа («Разбойники»), Дон Жуана («Каменный гость»), Шейлока («Венецианский купец»), Добчинского («Ревизор»). Среди его ярких работ — заглавные роли в спектаклях «Тиль Уленшпигель», «Том Кенти», «Артист».
Талант Эдварда Мурадяна проявился и в режиссуре. В Театре юного зрителя имени А. Микояна он поставил спектакли «Злой дух», «Предложение», «Два меча», «Слепой музыкант», «Женщина в погонах», «Трильби», «Конец зла», «Машенька» и другие. Он работал с такими известными артистами, как Арус Восканян и Микаел Манвелян.
Помимо театра, Эдвард Мурадян снимался в фильмах киностудии «Арменфильм»: «Возвращение», «Кум Моргана» (1971), «Честь бедняка», «Первые парткомы».
Его заслуги были отмечены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «Ветеран труда», почётной грамотой работника культуры Армянской ССР и другими наградами.
Память об Эдварде Мурадяне бережно хранится его потомками. Внук, Армен Мурадян, также выбравший стезю искусства, снял документальный фильм «Незабываемые встречи», посвящённый жизни и творчеству своего деда. Этот фильм — дань уважения таланту и преданности Эдварда Мурадяна театру.
Его жена, Айкануш Асатрян, разделяла его увлечение искусством и была известной артисткой балета.



Эдвард Мурадян с женой балериной Айкануш Асатрян.
Эдвард Мурадян с женой балериной Айкануш Асатрян и дочерью Иветтой.
Эдвард Мурадян, его брат артист балета Зарэ Мурадян, жена Айкануш Асатрян, сын Давид.
Айкануш Асатрян (1914–1997)
Айкануш Асатрян, родившаяся 21 декабря 1914 года в Ереване, — яркая звезда армянского балета. Её жизнь, отданная танцу, оставила заметный след в истории армянского искусства. Свою профессиональную деятельность Айкануш начала в Ансамбле народной песни и пляски Армении (1938–1940), а затем блистала на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени А. Спендиарова, где достигла статуса балерины-корифейки.
Репертуар Айкануш Асатрян впечатляет своим разнообразием. На сцене она воплотила множество образов — от лирических до драматических, от классических до современных. Среди её наиболее известных ролей: Мать в балетах «Жизель» и «Гаяне», Королева в «Лебедином озере», Служанка в «Бахчисарайском фонтане», Мать обезьянки в балете «Доктор Айболит». Она также исполняла сольные партии в операх «Кето и Коте», «Ануш», «Алмаст», «Пиковая дама», «Давид Бек», «Даиси», «Аида», «Аршак II», «Евгений Онегин», «Самсон и Далила» и других. Её танцевальное мастерство украшало такие балеты, как «Вальпургиевская ночь», «Кармен», «Раймонда», «Лакме», «Риголетто», «Кот в сапогах», «Севан».



Айкануш Асатрян с балериной Эммой Караханян. 1939 год
Балет Гаяне. 1956 год
Балет Алмаст. Айкануш Асатрян с балериной Джульеттой Хажакян. 1942 год
Талант Айкануш Асатрян был высоко оценён. Она была членом Союза театральных деятелей Армении и участвовала в декаде армянского искусства и литературы в Москве в 1956 году, где была награждена медалями. За свой вклад в искусство во время Великой Отечественной войны Айкануш Асатрян была удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Иветта Мурадян (1934)
Иветта Мурадян, дочь известных деятелей армянского искусства Эдварда Мурадяна и Айкануш Асатрян, родилась в 1934 году в Ереване. Продолжая семейную традицию, она посвятила свою жизнь балету.
Получив образование на факультете балетного танца Государственного хореографического училища Армении, Иветта оттачивала своё мастерство под руководством выдающихся педагогов — балерины Русуданы Тавризян и артиста балета Виктора Борисова.
Её профессиональный путь был связан с балетными театрами Армении, в частности, с Государственным академическим театром оперы и балета имени А. Спендиарова, где она стала балериной-корифейкой.
Репертуар Иветты Мурадян поражает своим разнообразием. Она исполняла как классические, так и характерные танцы в самых известных балетах и операх мирового репертуара. Среди её партий: Венгерский, Испанский и Неаполитанский танцы в «Лебедином озере», танец Морено в «Кармен», Тореадор и Андалузка в «Травиате», танец колокольчиков в «Лакме», Испанский танец в «Золушке», Египетский танец в «Спартаке», танец с веерами в «Сказках Гофмана», Крестьянский танец и Полонез в «Евгении Онегине», танец невесты в «Ануш», Розовая девушка и танец Маре в «Гаяне», Подруга в «Жизель», Мать в «Бахчисарайском фонтане», Испанка в «Дон Кихоте», Жена в «Шахерезаде», танцы басков и кубанской казачки в «Пламени Парижа», Грузинский танец в «Демоне», Негритянка в «Докторе Айболите» и «Трёх новеллах», а также танцы в балетах «Хандут», «Алмаст», «Давид Бек», «Мармар», «Севан», «Вальпургиевская ночь», операх «Лореци Сако», «Аршак II», «Царь Эдип», «Аида», «Отелло» и «Пиковая дама».
Иветта Мурадян сотрудничала с такими известными балетмейстерами, как Владимир Варковицкий, Зарэ Мурадян (её дядя), Азат Карибян, Евгений Чанги и Илья Арбатов.
Давид Мурадян (1951)
Давид Мурадян, сын актёра Эдварда Мурадяна и балерины Айкануш Асатрян, родился 12 декабря 1951 года в Ереване. В отличие от родителей и старшей сестры, избравших сценическое искусство, Давид посвятил себя литературе и кинематографу, став известным филологом, писателем, кинокритиком и публицистом.
Творческий путь Давида Мурадяна начался рано. Уже в 1969 году, будучи ещё совсем юным, он начал публиковать свои произведения в детском журнале «Пионер». После окончания филологического факультета Ереванского государственного университета его литературная карьера продолжила развиваться. Первая книга Давида Мурадяна «Я хочу сказать вам» вышла в свет в 1976 году.
С 1977 по 1999 год Давид Мурадян работал сценаристом на киностудии «Арменфильм», внося свой вклад в развитие армянского кинематографа. Параллельно с работой сценариста он активно занимался журналистской деятельностью. С 1971 по 1973 год работал в редакции литературных программ Армянского национального радио, а с 1973 по 1974 год — в журнале «Рабочий Армении». В период с 1976 по 1991 и с 1997 по 2001 год он снова сотрудничал с киностудией «Арменфильм».
Давид Мурадян также известен как ведущий телевизионных передач, посвящённых искусству кино. На протяжении многих лет он знакомил зрителей Общественного телевидения Армении с миром кинематографа. С 1994 по 1996 год, а затем, будучи переизбранным, с 2001 года он был секретарем телевизионных программ о кино и артхаусе.
С 2001 года Давид Мурадян занимает пост вице-президента Союза писателей Армении. С 2014 года он является ректором Ереванского государственного института театра и кино, передавая свой богатый опыт молодому поколению. С 1986 года преподает в Ереванском государственном университете и Институте кино и театра.
Наибольшую известность Давиду Мурадяну принёс короткий роман «Наше старое пианино», написанный в 2003 году. Произведение послужило основой для сценария и пьесы, а также было экранизировано.
Зарэ Мурадян (1913–1979)
Младший из братьев Мурадян — Зарэ — легенда армянского балета. Его жизнь — это история о преданности искусству, о неустанном творческом поиске и о безграничной любви к танцу, которая помогла ему преодолеть все трудности и достичь вершин мастерства.
Как и его братья, Зарэ Мурадян родился в Харберде, его детство прошло в Сирии и Армении. В Ереване Зарэ учился в средней школе имени А. Мясникяна, которую окончил в 1930 году. Ещё школьником он проявил артистические способности, снявшись в художественном фильме «Солнечные лучи». В 1928 году, параллельно с учёбой в школе, Зарэ начал заниматься в Ереванской хореографической студии. В 1930 году Наркомпрос Армении направил талантливого юношу на учёбу в Московское хореографическое училище, где он обучался под руководством знаменитого балетмейстера Виктора Семёнова. После окончания училища в 1935 году Зарэ был принят в Большой театр СССР артистом балета.
На сцене Большого театра он исполнил множество ярких партий, среди которых Сержант и Король крыс в «Щелкунчике» П.И. Чайковского, Нурали и Гирей в «Бахчисарайском фонтане» Б.В. Асафьева, Джигит в «Кавказском пленнике» В. Асафьева, Кавалер в «Трех толстяках» В.А. Оранского. Кроме того, Зарэ Мурадян принимал участие в оперных постановках, исполняя цыганский танец в «Русалке» А.С. Даргомыжского, болеро в «Кармен» Ж. Бизе, танец матроса в «Броненосце Потемкине» О.С. Чижко, роль Петушкова в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского, лезгинку в «Демоне» А. Рубинштейна, половецкий танец в «Князе Игоре» А. Бородина и участвовал в опере М.А. Глинки «Руслан и Людмила».
Педагогическая деятельность Зарэ Мурадяна началась в 1935 году в Московском камерном театре и его техникуме. В 1936 году он возглавил ансамбль танца Метростроя. В Москве он поставил несколько балетных спектаклей, в том числе «Героическую пляску» (1938) и «Бессмертных» (1939) на музыку Ц. Амбарцумяна, к которому сам написал либретто. До своего отъезда из Москвы Зарэ также работал педагогом по танцевальному тренажу в Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова.





В 1938 году Зарэ Мурадян вернулся в Армению, где посвятил всю свою жизнь Государственному академическому театру оперы и балета имени А. Спендиарова. На сцене театра Спендиарова Зарэ Мурадян блистал в разнообразных ролях, продемонстрировав широту своего таланта и артистизма. Его репертуар включал как классические, так и характерные партии: от Венгерского танца, Па де труа, Мазурки, Черта, Клоуна и Взрослого мужчины в «Лебедином озере» до Коппелии в одноименном балете, Сатира в «Фаусте», Тореадора в «Дон Кихоте», Испанского танца в «Золушке» и многих других.
До 1963 года он был ведущим солистом балета, а затем продолжил работу в театре в качестве педагога, ассистента балетмейстера и балетмейстера. Среди его постановок — хореографические сцены в опере «Кармен», балеты «Хандут» (1953), «Дон Кихот» (1954), «Мармар» (совместно с И. И. Арбатовым, 1956–1957), «Сона» (совместно с А. Арибяном, 1957), «Вальпургиева ночь» (1958) и новая редакция балета «Хандут» (совместно с В. А. Варковицким, 1958). Вместе с композитором Цоваком Амбарцумяном Зарэ Мурадян создал армянский танец «Ашхуйж» (1957).
За свою плодотворную деятельность Зарэ Мурадян был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Армянской ССР (1961) и награждён двумя орденами «Знак Почёта» (1939 и 1956), медалью «За оборону Кавказа» (1945), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946), медалью «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина» (1970), медалью «Ветеран труда» (1977), медалью «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1975) и серебряной медалью фестиваля художественной самодеятельности, посвящённого 50-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции. Память о выдающемся мастере армянского балета увековечена мемориальной доской на доме, где он жил в Ереване.
Дом Мурадян — место встречи муз
Дом Зарэ Мурадяна и его брата, артиста Эдварда Мурадяна, был центром притяжения для выдающихся деятелей культуры того времени. Среди их друзей были гениальный композитор Арам Хачатурян, великий художник Мартирос Сарьян, знаменитый артист Шекспировского театра Ваграм Папазян, балетмейстер Леонид Лавровский и его жена, балерина Наталья Читсон, артист балета Алексей Ермолаев, Михаил Габович, трагик Грачья Нерсесян.
Обложка: Иветта Мурадян, Тиран Купелян, Зарэ Мурадян, Эдвард Мурадян с внучкой Гоар Мсрян, Айкануш Асатрян.
Источники: