«Армянские Брейгели», или Как династия Овнатанянов совершила революцию армянской живописи

«Армянские Брейгели», или Как династия Овнатанянов совершила революцию армянской живописи

Не только Нидерланды знамениты династиями видных мастеров. Свои «Брейгели» есть и в Армении. Поговорим о легендарной династии живописцев Овнатанянов, совершившей настоящий переворот в армянском искусстве Нового времени.

Нагаш Овнатан. Трдат III с семьёй в молитвенной позе (фреска). Источник: armmuseum

Нагаш Овнатан. Трдат III с семьёй в молитвенной позе (фреска). Источник: armmuseum

Творчество художников рода Овнатанянов — яркий пример перехода от смешанной изобразительной системы XVII–XVIII веков к высокохудожественной живописи европейского типа Нового времени. О том, как постепенно совершалась эта трансформация, Армянский музей Москвы уже рассказывал в статьях, посвящённых живописи художников-нагашей и Джульфинской школы.

Ребро «овнатаняново»

Династия пошла от фрескописца Овнатана, которого современники называли Нагаш Овнатан. В историю же Нагаш вошёл как Овнатан Старший — основатель рода живописцев, совершивших переворот в армянской живописи, вышедшей из образцов Средневековья.

Овнатан Старший родился в 1661 году в небольшой деревушке Шорот, расположенной близ Нахичевани. Скупые сведения из источников сообщают, что Нагаш Овнатан в 1680-х годах расписал несколько церквей в Ереване, подвергшихся затем перестройке. Росписи кафедрального собора Эчмиадзина тоже дело рук Овнатана Старшего, однако чуть позднее поновлением настенной живописи займётся внук Нагаша, Овнатан Младший.

Нагаш был человеком примечательным, имел разносторонние таланты. Он сочинял, пел, расписывал в храмах стены и умело копировал миниатюры из старинных церковных книг. Историк армянского искусства Гарегин Левонян, говоря об исполнительском даровании Овнатана Старшего, как-то заметил, что «Нагаш был последним из средневековых „тагасцев“ и первым из „ашугов“». Позволю себе ремарку, чтобы напомнить читателям, что тагасцами в средневековой Армении называли сочинителей церковных гимнов, а ашуги — это бродячие певцы, исполнители песен под аккомпанемент на национальных инструментах типа кеманчи, саза или канона. В древности такие армянские менестрели звались гусанами.

Раскрывая грань таланта Нагаша как живописца, Гарегин Левонян называл его «последним из миниатюристов и первым из известных живописцев нового типа», имея в виду синкретизм искусства Овнатана Старшего.

В десятые годы XVIII века Овнатан Старший перебрался в Тифлис — его пригласили ко двору грузинского правителя. Он вступил в почётную должность, стал придворным поэтом и художником у Вахтанга VI. Свою роль сыграло то, что правитель Картли слыл весьма образованным человеком и радел о развитии культуры своей страны. В историю Вахтанг VI вошёл как писатель, законодатель и выдающийся просветитель Грузии. Думаю, им было о чём с Овнатаном поговорить долгими зимними вечерами.

Кстати, о литературном творчестве Овнатана Старшего. В 1983 году в Ереване был издан сборник стихов Нагаша Овнатана, правда, на армянском языке. Литературоведы пишут, что Ашуг создавал как любовную лирику, так и иронически-назидательные стихи. А ещё он любил жанр застольных гимнов, в которых продемонстрировал прекрасное знание быта и нравов своего народа. Интересна и любовная лирика Нагаша — в цикле стихотворений о любви он прославляет жизнь во всех её проявлениях. Всего сохранилось более ста гимнов Нагаша. Переводами лирики Овнатана занимались и русские переводчики — С. Спасский, Вс. Рождественский, П. Панченко и, конечно же, Валерий Брюсов.

Фрагменты росписи кафедрального собора в Эчмиадзине, фигуры воинов. Источник: armmuseum


Песня любви

Зажегся нынче новый свет:
От милой слышал я привет,
Расцвел в душе весенний цвет.
Ведь я — изгнан! Не наноси мне новых ран, о мой султан!

Когда любовь так разлилась,
Как жить, от милого таясь?
Тебе внемлю я, веселясь.
Ведь я — изгнан! Не наноси мне новых ран, о мой султан!

Когда в мой дом вошла ты вдруг,
Твоих речей вкусил я звук,
И выпало перо из рук.
Ведь я — изгнан! Не наноси мне новых ран, о мой султан!

Не лги мне, золото надев!
Твоих младых грудей, созрев,
Малы шамамы, как у дев.
Ведь я — изгнан! Не наноси мне новых ран, о мой султан!

Откроем дверцу, вступим в сад…
Рукой сжать грудь твою я рад,
Бери цветок, а я — гранат.
Ведь я — изгнан! Не наноси мне новых ран, о мой султан!

Здесь на ковре средь луговин
Расставим мы кувшины вин…
Целуй, и да цветет твой сын!
Ведь я — изгнан! Не наноси мне новых ран, о мой султан!

Играй и мне цветы бросай!
С груди руки не отгоняй,
Дай сжать, души не отнимай.
Ведь я — изгнан! Не наноси мне новых ран, о мой султан!

Тобою мне цветочек дан.
Вина ты выпила, я — пьян,
Сожжен любовью Овнатан!
Ведь я — изгнан! Не наноси мне новых ран, о мой султан!

Нагаш Овнатан в переводе В. Брюсова


«Тайная вечеря» и «Успение Богородицы». Предположительно работы кисти Овнатана Овнатаняна. Источник: armmuseum

Нагаш и сыновья

После кончины Нагаша в 1722 году его дело продолжили сыновья. Об отпрысках Овнатана известно ещё меньше чем об отце, так как не сохранилось подписанных ими картин. Безусловно, письменные источники содержат сведения о деятельности Акопа и Арутюна Овнатанянов, говорится там и о популярности братьев-художников среди современников, однако материального подкрепления данных свидетельств пока ещё не найдено специалистами. Искусствовед Нонна Степанян, занимавшаяся исследованием творчества и жизненного пути Овнатанянов, предполагает, что Акоп и Арутюн могут скрываться под «теми полотнами „неизвестных художников“, верная атрибуция которых очень сложна». Это же касается и наследия внука Нагаша и сына Акопа, художника Овнатана Младшего, придворного живописца царя Ираклия II, жившего в Тифлисе в тот же исторический период, что и великий ашуг Саят-Нова. Однако, известно, что с учениками он выполнил новую роспись собора в Эчмиадзине и исполнил серию на евангельскую тему. Сейчас эти работы спорной атрибуции хранятся в Национальной галерее Армении. Культура Закавказья находилась в самом расцвете, когда была прервана персидским нашествием. Возможно, по этой причине корпус работ Овнатанянов-младших просто не сохранился.

Роспись собора в Эчмиадзине, которую Мкртум Овнатанян восстанавливал и дополнял со своим отцом Овнатаном Овнатаняном. Фото из открытых источников

Роспись собора в Эчмиадзине, которую Мкртум Овнатанян восстанавливал и дополнял со своим отцом Овнатаном Овнатаняном. Фото из открытых источников

Нет атрибутированных работ и Мкртума Овнатаняна — живописца, работавшего в первой половине XIX века. В источниках сказано, что он помогал своему отцу восстанавливать и дополнять роспись собора Эчмиадзина, сделанную ещё его прадедом Овнатаном Нагашем. Считается, что Мкртум закончил начатую Овнатаном Овнатаняном роспись церкви Норашен и выполнял живописные работы и в Сионском соборе. Ещё один художник династии — Агафон Овнатанян, один из сыновей Мкртума. Он учился в Петербурге, был гравёром и занимался литографиями скаковых лошадей.

Агафон Овнатанян. «Скачки на Неве», 1859

Агафон Овнатанян. «Скачки на Неве», 1859

Рафаэль Закавказья

Первый художник династии, доступный для изучения историками искусства, — Акоп Овнатанян Младший (1806–1881), старший сын Мкртума. Считается, что он впитал особенности творчества своего рода и сумел наиболее ярко раскрыть талант предшествующих поколений, став у истоков профессиональной живописи Нового времени. С творчества Акопа Овнатаняна начинается история портрета в Армении и в Грузии как самостоятельного жанра.

Исследователями Овнатанян скрупулезно изучен и жизнь его восстановлена по этапам. По документам также можно составить мнение о художнике его современников. В архивах Академии художеств в Санкт-Петербурге хранится письмо наместника на Кавказе И.Ф. Паскевича, адресованное А.Н. Оленину — президенту Академии. Паскевич в этом документе хлопочет о некоем Якове Авнатамове в 1829 году, выдвигая прошение о зачислении оного в ряды студентов Академии художеств. Увы, ходатайство это было отклонено, поскольку художник уже вышел за пределы возрастных цензов обучения, установленных в Академии. Однако работы его были всё-таки рассмотрены комиссией. Позднее Овнатанян получит-таки звание «классного художника портретной живописи» и неофициальный титул «Рафаэля Закавказья», но случится это только десять лет спустя. О чем говорят нам эти документы? О том, что отношение к художникам в XIX веке изменилось — в эту эпоху мало иметь талант, нужно ещё стать дипломированным специалистом. Тифлис в то время был центром Закавказья, вошедшего в границы Российской империи, а значит, и имперские правила о профессиональном образовании распространились на местных художников.

А. Овнатанян. Портреты: 1) Юный Акимян, 18301840 гг. 2) Портрет Меликова (Меликишвили)

Сведения об Акопе Овнатаняне отражены в «Кавказских календарях» 1840-х и 1850-х годах. Художник проживал в Тифлисе в квартале ювелиров в Серебряном ряду, но по документам числился в сословии горожан-молокан Тифлиса. Есть в архивах и документы, свидетельствующие о заказах, сделанных у Овнатаняна и внесённой за них оплате.

Если же говорить о самих работах художника, то они повествуют о среде, в которой вращался Овнатанян. По всей видимости, он был весьма успешен, так как диапазон охваченных искусством Акопа слоёв общества довольно широк. Это и глава Армянской церкви, и офицеры в форме, и богатые купцы, и красивые женщины из высшего общества.

Коллекционирование работ Акопа Овнатаняна началось, по всей видимости, ещё при жизни портретиста, так как в 1921 году в Эчмиадзине уже хранилось внушительное собрание его работ. Сегодня картины Овнатаняна можно увидеть в Национальной галерее Армении, в Государственном музее искусств Грузии и в частных собраниях.

А. Овнатанян. Портрет Шушаник Надирян. 1830-е гг.

А. Овнатанян. Портрет Шушаник Надирян. 1830-е гг.

Каждая модель Овнатаняна — это, в первую очередь, личность. Её волевые и этические качества выступают в живописи на первый план. Художник показывает как положение в обществе своего героя, так и его индивидуальные черты, отразившиеся в облике. Таким образом, Акоп Овнантанян — портретист в новом, европейском смысле этого слова. Небольшие по размеру, эти портреты необыкновенно свежи и лиричны и вызывают неизменный отклик в сердцах зрителей вот уже третье столетие. Что неудивительно, ведь Акоп Овнатанян открывает нам человека XIX века — достойного, мыслящего, характерного.

Акоп Овнатанян относится к тем художникам, чья молодость совпала с вхождением Закавказья в состав Российской империи в результате русско-персидских войн. Это историческое событие вызвало бурный процесс перехода от затянувшегося в этом регионе Средневековья к Новому времени. Смена вех в портретах Овнатанана — отражение эпохи, в которую вступает новый герой — человек, уверенный в своих силах.

Источники:

«Популярная художественная энциклопедия», 2-я книга. Издательство «Советская энциклопедия», 1986 г.

М. Казарян. «Художники Овнатаняны». Москва, 1969 г.

Степанян Н.С. «Искусство Армении. Черты историко-художественного развития». Москва, изд-во «Галарт», 2007 г.

Акоп Овнатян / Hakop Hovnatanian (Альбом репродукций). Ереван: Издание Дома художника Армении, 1969 г.

«Армянские Брейгели», или Как династия Овнатанянов совершила революцию армянской живописи