Династия ювелиров: Жан и Тьерри Вандом
![Династия ювелиров: Жан и Тьерри Вандом](https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/54412118e4b03de3b6796773/1738954030431-0G5HPUFPG69ZYWNKTXHD/a0b89475-f4a5-4f83-b30e-1696bccd074e.jpg)
Именитый французский дизайнер-ювелир армянского происхождения Тьерри Вандом создает оригинальные украшения, признанные творческими произведениями. Опыт художник перенял у своего отца – Жана Вандома (Огана Тударяна), который считается основателем современного ювелирного искусства. Мастерство настоящего заклинателя камней и металлов невозможно просто унаследовать. Упорный многолетний труд, непрестанные поиски себя и вдохновения, вся жизнь – такова цена достойного продолжения семейного дела.
Оган Тударян, известный как Жан Вандом, родился в 1930 году в Лионе в большой семье, чудом пережившей Геноцид армян. Его бабушка была известной ткачихой, а её младший брат – единственным в районе фотографом. Уважаемых людей до поры не трогали, именно это и позволило семье выжить и эмигрировать во Францию в 1922 году.
Детство Жана прошло в ювелирной мастерской дяди, где он с тринадцати лет осваивал профессию и развивал свой художественный талант. В семнадцать лет, несмотря на юный возраст и отсутствие разрешения, он открыл на Монмартре собственный ювелирный бизнес, работая по чужим эскизам. Достигнув совершеннолетия, Жан начал воплощать собственные идеи, используя камни с необычными текстурами и оттенками – белый кварц, турмалин, агат – минимально обрабатывая их, чтобы подчеркнуть природную красоту. Этот новаторский подход, основанный на необходимости экономить средства, и принёс ему славу.
Жан Вандом в своей мастерской. Источник
«Золотые самородки» – так называлась первая коллекция молодого Жана Вандома, которую он представил в 1950-м году. И с тех пор ежегодно выпускал одну-две коллекции, создав в общей сложности более 30 000 уникальных украшений, почти все – в единственном экземпляре. Жан Вандом стал самым копируемым ювелиром в истории. Его бунтарство проявлялось не только в использовании несовершенных камней, но и в применении принципиально новых материалов: кораллов, раковин, клешней крабов и даже костей динозавров (в запонках для генерала де Голля). В своих работах ювелир стремился к архитектурной точности, черпая вдохновение отовсюду. Среди его друзей и поклонников были такие яркие личности, как Жан Кокто, Виктор Вазарелли и Василий Кандинский. Вместе с Кокто он разработал технику работы с «необработанным» золотом, придающим украшениям аморфную, случайную форму. Также в числе новаторств Жана Вандома: вертикальные кольца с крупными кристаллами и украшения-трансформеры.
Ювелирные изделия авторства Жана Вандома. Источник
Вандом работал быстро и спонтанно, веря, что красота рождается в импровизации. Творческий процесс был непрерывным, идеи рождались постоянно, вплоть до последних дней жизни, когда, прикованный к постели, он потребовал стол, бумагу и карандаш. В 2017 году Жан Вандом ушёл из жизни, оставив после себя огромное наследие и сына-ювелира.
Тьерри Вандом-Тударян родился в 1964 году в Вилльмобле под Парижем. Он был подмастерьем у своего отца в течение 23 лет и смог не только перенять мастерство, но и найти свой собственный путь в ювелирном деле. Тьерри создает украшения в схожем стиле – с трепетным отношением к материалу и смелым геометризмом, но более лиричные и менее футуристические.
Тьерри Вандом сочетает в своих украшениях необработанное золото с природными материалами и минералами, новаторски используя ржавый металл, осколки снарядов и бомб, инкрустированные бриллиантами. Вдохновение художник нередко ищет в путешествиях.
В 2008 году Вандом-младший впервые посетил Армению и впоследствии неоднократно там бывал. Во время одной из поездок он обнаружил редкий синий обсидиан, из которого создал коллекцию под названием «Армения – земля вдохновения».
Ювелирные изделия авторства Тьерри Вандома. Источник
Среди работ Тьерри Вандома, посвящённых исторической родине, – подвеска «Мерзифон», представляющая собой фрагменты разрушенного креста (выпущенная в нескольких экземплярах как символ протеста против геноцида и уничтожения хачкаров в Джульфе). К столетию геноцида ювелир создал подвеску «1915» из белого золота, бриллиантов и ржавого металла с пулевыми отверстиями, из которых «растут» алмазные ветви.
По признанию Вандома, творческое наитие в путешествии приходит и от созерцания природных линий. Так в Армении его вдохновили заросли виноградной лозы: их неупорядоченность и «хаос, создающий гармонию» воплотились в линии ювелирных украшений «Айгедзор» («Долина сада»).
«Мне действительно очень нравятся неожиданные сочетания. В своих работах я часто добиваюсь контрастного эффекта путём использования нетрадиционных материалов вместе с золотом и бриллиантами. Обычно я собираю их во время путешествий. Обожаю запускать руки в землю и доставать маленькие любопытные объекты – пусть даже грязные, потрёпанные или окисленные. Именно наличие у них собственной истории служит прекрасным дополнением к драгоценным камням и металлам. Необработанное золото с обычными металлами – это мое фирменное сочетание, которое позволяет повторить смесь дикой природы с чистой красотой, которую тоже создает сама природа», – рассказал Тьерри Вандом в одном из интервью.
Его смелость и умение видеть прекрасное сделали его не просто сыном знаменитого отца, а самостоятельным и признанным творцом.