Серж Аведикян: кино между двумя мирами

Серж Аведикян: кино между двумя мирами

Серж Аведикян — французский кинорежиссёр, актёр, продюсер и сценарист армянского происхождения. Его жизнь и творчество — это постоянное балансирование между двумя культурами, двумя историями, двумя родинами: Францией, где он вырос, и Арменией — страной своих предков. Эта двойственность стала источником вдохновения и легла в основу многих его работ, исследующих темы памяти и национальной идентичности.

Родители Сержа Аведикяна родились во Франции, они были потомками беженцев из Западной Армении, переживших Геноцид. В 1947 году семья Аведикян репатриировалась в Советскую Армению.

 

Серж Аведикян. Источник

 

1 декабря 1955 года в Ереване появился на свет будущий режиссёр и актёр Серж Аведикян. Мальчик учился во французской школе, где говорили на трёх языках: французском, армянском и русском. Когда ему исполнилось 15 лет, семья приняла решение вернуться во Францию. Его творческое видение мира было сформировано под влиянием двух культур.

С детства у Сержа Аведикяна была тяга к искусству. Во время учёбы в колледже он участвовал в любительских постановках. В 1971 году, после окончания обучения в Консерватории Драматических Искусств Мёдона, он переехал в Париж, где активно работал в театре и кино, как актёр, а затем и как режиссёр. В 1988 году он основал собственную киностудию, что позволило ему реализовать авторские проекты.

Творчество Аведикяна многогранно: он снимает как полнометражные, так и короткометражные фильмы, работает с анимацией, выступает в качестве актёра дубляжа и продюсера. Его фильмы — это не просто истории, это размышления о сложных вопросах человеческого существования, о столкновении культур, о бремени прошлого.

Творчество Сержа Аведикяна вдохновляет не только зрителей, но и новое поколение кинематографистов, включая его сыновей: режиссёра Тиграна и актёра Овнатанa Аведикян.


«Одно прекрасное утро» (Un beau matin, 2005)

 

Кадры из фильма «Одно прекрасное утро» (Un beau matin, 2005). Источник

«Одно прекрасное утро» — 12-минутный анимационный короткометражный фильм, созданный по мотивам новеллы Франка Павлоффа «Коричневое утро» (антифашистская притча о запрете всех цветов, кроме коричневого, многократно переизданная во Франции).

Сюжет фильма повествует о студенте и фотографе, которые без особых колебаний соглашаются отдать своих питомцев, не соответствующих новым государственным нормам. Однако эти нормы вскоре распространяются не только на кошек и собак, намекая на постепенное наступление тоталитарного режима и подавление индивидуальности. Аведикян использует эту, казалось бы, простую историю, чтобы исследовать темы конформизма, подчинения и опасности бездумного принятия правил.


«Собачьи истории» / «Лающий остров» (Chienne d'histoire, 2010)

 

Серж Аведикян получает Золотую пальмовую ветвь за короткометражный фильм «Собачьи истории». 2010. Источник

 

Одним из самых пронзительных произведений Аведикяна является короткометражный анимационный фильм «Собачьи истории» (2010), удостоенный Золотой пальмовой ветви в Каннах. События фильма разворачиваются в 1910 году в Константинополе, где улицы переполнены бродячими собаками. Новое правительство принимает решение избавиться от них, выслав на необитаемый остров. На первый взгляд, это простая история о животных, но Аведикян использует её как мощную метафору Геноцида армян 1915 года.

 

Кадры из фильма «Собачьи истории» / «Лающий остров» (Chienne d'histoire, 2010). Источник

Режиссёр мастерски передает атмосферу нарастающего ужаса. Беззащитные собаки, обречённые на голодную смерть на пустынном острове, становятся символом армянского народа, изгнанного со своей земли. Отсутствие диалогов в фильме усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. Лающие собаки, звуки моря, шум города — всё это создает фоновую симфонию трагедии.

«Собачьи истории» — это не просто мультфильм, это безмолвный крик, напоминание о страшных событиях прошлого и предостережение для будущих поколений. Аведикян не дает прямых ответов, но заставляет зрителя задуматься о природе насилия и цене человеческой безразличности.


«Параджанов» («Скандал Параджанова» / Le Scandale Paradjanov, 2013)

Биографическая драма о Сергее Параджанове, созданная Сержем Аведикяном в сотрудничестве с Олёной Фетисовой, повествует о ключевых моментах жизни выдающегося режиссёра и художника. 

Фильм переносит зрителя в Киев 1958 года, где Параджанов начинает работу над экранизацией «Теней забытых предков». Скрупулезность и внимание к деталям, присущие режиссёру, вызывают непонимание у съемочной группы, приводя к конфликту с оператором. Однако, увидев отснятый материал, оператор признает гениальность Параджанова. Премьера фильма омрачена новостями об арестах интеллигенции. Взгляды Параджанова приводят к преследованиям его семьи и слежке. Несмотря на мировой успех «Теней забытых предков», Параджанов лишается работы и уезжает в Армению, где его новый проект «Саят-Нова» также сталкивается с трудностями. В результате Параджанов арестован и отправлен в исправительно-трудовую колонию.

 

Кадры из фильма «Параджанов» ( Le Scandale Paradjanov, 2013). Источник

1983 год, Тбилиси. К стареющему, безработному Параджанову приезжают Марчелло Мастроянни и министр культуры ГССР. Этот визит становится поворотным моментом: благодаря вмешательству Мастроянни и друга Давида Абашидзе, Параджанов получает возможность вернуться к режиссуре. Однако фильм «Легенда о Сурамской крепости», снятый в соавторстве с Абашидзе, вызывает резкую критику, в то время как сам Параджанов уверен в его гениальности.

Сергея Параджанова сыграл сам режиссёр Серж Аведикян. Жену Параджанова Светлану Щербатюк — Юлия Пересильд.


«Возвращение в Селёз» (Retourner à Sölöz, 2020)
и «Мы пили одну и ту же воду» (Nous avons bu la même eau, 2007)

Турция, деревня, наши дни. Четырежды с 1987 по 2019 год Серж Аведикян возвращался в Селёз, деревню своих бабушек и дедушек, расположенную в 170 км к югу от Стамбула (провинция Биледжик, Турция; по данным на 2021 год, население деревни составляло 101 человек).

В 1987 году, будучи приглашённым на театральный фестиваль в Стамбул, Аведикян отправился на поиски расположенной по другую сторону Мраморного моря деревни, где когда-то жил его дед Аветис. День, проведённый там, оставил неизгладимый след: навязчивые обрывочные воспоминания, похожие на сны. Снесённая церковь, разрушенные надгробия — свидетели судьбы армянской общины, изгнанной в 1922 году. Начатый тогда диалог с местными жителями прервался, но был возобновлён спустя три десятилетия.

«Возвращение в Селёз» (2021) стал своего рода кульминацией многолетнего исследования режиссёра своих корней, начатого с документальной ленты «Мы пили одну и ту же воду» (2007).

«Возвращение в Селёз» — размышление о сложной взаимосвязи прошлого и настоящего, о поиске идентичности, исторической правде и примирении.


Серж Аведикян: кино между двумя мирами