Режиссёр Ежи Кавалерович и польская новая волна
Ежи Кавалерович — польский режиссёр армянского происхождения, один из представителей польской новой волны, в которую входили Анджей Вайда, Анджей Мунк, Войцех Ежи Хас и многие другие деятели Лодзинской киношколы.
Ежи Кавалерович родился 19 января 1922 года в семье польских армян. Его предкам за службу польскому государству присвоили рыцарскую степень, которая дала им фамилию Кавалерович. Режиссёр упоминал о своих армянских бабушке и дедушке, когда приезжал на премьеру своего фильма в Ереван в 1967 году вместе с женой Люциной Винницкой.
В интервью журналистке Светлане Гулян он говорил: «Да, мои предки были армянами. Мои бабушка и дедушка хорошо говорили по-армянски. Они часто пели армянские народные песни». Пожилые родственники были носителями традиций, которые довольно рано оборвались для Ежи Кавалеровича. Несмотря на это, он не забывал о своих корнях, не отказывался от них и был осведомлён о событиях, которые коснулись его исторической родины. Из той поездки в Армению сохранилось воспоминание режиссёра после посещения знаковых памятников армянской культуры: «У меня такое чувство, что всё это со мной уже было. Всё это мне было знакомо… Это, наверное, воспоминания моих генов».
О родственниках кинематографиста известно не так много. Дядя Ежи Кавалеровича был художником, от него он получил в наследство мольберт, краски и кисти. Интерес режиссёра к искусству и литературе проявился довольно рано, поэтому его путь был в какой-то степени предопределён. После войны Кавалерович решил поступить на курс киноподготовки в Институте кинематографии в Кракове. В Польше это была новая программа, которая только создавалась. В 1946 году он продолжил учёбу в Академии изобразительных искусств, чтобы получить необходимую насмотренность и базу. Путь в кино начался с ассистирования другим режиссёрам, но довольно скоро Ежи Кавалерович начал работу над собственными картинами.
Кинокритик и знаток польского кино Ирина Рубанова отмечала, что в Польше после 1956 года «территория разрешённой свободы была просторнее». У цензоров возникали вопросы к содержанию и отдельным темам, но не к поэтике и стилистическим решениям. «Всё, что касалось формы, стиля, польская цензура не трогала, она за этим не охотилась», — подчёркивала Рубанова.
Послевоенный польский кинематограф сыграл большую роль не только в контексте культурного ландшафта своей страны, но и за её пределами. Его огромное влияние распространялось на весь кинематографический процесс в ХХ веке. Режиссёр Мартин Скорсезе говорил о польской школе следующее: «В какой-то момент я осознал, что, если я хочу, чтобы актёры или операторы что-то поняли, я показываю им польское кино 1950-х».
В 1955 году Ежи Кавалерович возглавил кинообъединение «Кадр». Благодаря его усилиям в польском кинематографе появились знаковые фильмы Анджея Вайды, Анджея Мунка и Казимежа Куца.
Ежи Кавалерович, несмотря на популярность, был аутсайдером польской киношколы. Его картины исследовали не судьбу поляков, а касались иных тем, которые не привязываются к определённой национальности. Кинокритик Лукаш Маевский в своей рецензии для журнала Film писал о работах Кавалеровича: «Его фильмы мировые, европейские и вневременные. Пока его польских коллег волновало прошлое Молодой Польши и романтизм, он украшал поэзию прозой».
Поэтика фильмов Кавалеровича не строится вокруг романтических идей, которые тогда были популярны в польском кинематографе. Киновед Мария Корнатовская отмечает: «Экспрессионизм Кавалеровича лишён мировоззренческого базиса. Он служит единственно украшению действительности. Он придаёт ей форму и колорит».
За всю свою карьеру Ежи Кавалерович снял не более двадцати фильмов. Первые его картины пользовались широким спросом у советских зрителей. «Мать Иоанна от ангелов» и «Фараон» демонстрируют особенный подход Кавалеровича к кино. Многие его картины выстроены вокруг литературных произведений. Через интерпретацию и перевод книг на киноязык он представляет свой взгляд на прочитанный и прочувствованный материал.
Кинокритик и эссеист Конрад Эберхардт писал: «Лунный пейзаж „Матери Иоанны от ангелов“, суровая монастырская архитектура, давящие на героев белые стены создают картину мира, состоящего из огромного количества указателей, которые нужно расшифровать. По этому же принципу построен „Фараон“. Его живописная красота, поразительная зрелищность были не целью, а отправной точкой, приглашением к изучению сфер, находящихся над или между реалиями».
Ежи Кавалеровича называли режиссёром эпического жанра, воссоздающим несуществующее. Зыгмунт Калужиньский говорил: «„Мать Иоанна от ангелов“ была фильмом, заново строившим утерянное Средневековье (действие картины происходит в XVIII веке, однако в ментальном отношении это время не отличалось от эпохи Средних веков), „Фараон“ — это реконструкция египетской древности. А затем была „Аустерия“, где режиссёр воспроизвел уничтоженный мир еврейской хасидской культуры».
Афиши фильмов Ежи Кавалеровича. Источник: Кинопоиск
В советском прокате 1960-х фильмы Ежи Кавалеровича занимали особое место: почти все его работы, поставленные им до 1966 года, благополучно были закуплены и показаны.
Критик Т.Н. Елисеева пишет о поэтике режиссёра: «Любовь и вера столкнулись в конфликте. Кавалеровича прежде всего интересует извечная проблема границ свободы человека, проблемы отношения человеческой природы к предпринятым добровольно или навязанным извне запретам. Затронутые в фильме проблемы носят универсальный характер. Время действия также условно. Картина — прекрасное, зрелое размышление о природе человека, взгляд на сумасшествие и демонизм как на попытку бунта против лживости».
За свою карьеру Ежи Кавалерович снял фильмы на разные темы, но все они объединены схожими принципами режиссёра, отрицающего и критикующего эмоциональное. Как заметила Мария Корнатовская, Кавалерович принадлежал к тем авторам, кто «чувству и вере» предпочитает «глаз и разум», избегая сиюминутность.
Источники:
1. А. Фёдоров. Польский альбом: заметки о кино ‖ ifap.ru
2. Ежи Кавалерович ‖ culture.pl