Три плюс два равно бесконечность: наследие Генриха Оганесяна

Три плюс два равно бесконечность: наследие Генриха Оганесяна

Жизнь Генриха Оганесяна была яркой и стремительной. Известный шутник и балагур, он оставил после себя лишь пять фильмов — и среди них «Три плюс два», комедия, разобранная на цитаты, покорившая сердца миллионов и навсегда вписавшая имя режиссёра в историю советского кинематографа.

Генрих (Оганес) Бардухимиосович Оганесян родился 1 сентября 1918 года в Ереване. Окончив Ереванскую театральную студию имени Сундукяна в 1937 году, Оганесян начал карьеру в Ереванском театре имени Сундукяна в качестве стажёра. Но вскоре он отправился в Москву с амбициозными планами: стать режиссёром и покорить весь Советский Союз.

 

Генрих Оганесян. Источник
В титрах к фильмам и на многих сетевых ресурсах его фамилия написана через
«и»: Оганисян.

 

После неудачной попытки поступить во ВГИК Оганесян устроился охранником на «Союздетфильм». Случайная оказия с режиссёром Сергеем Герасимовым, которого он не пропустил на студию из-за отсутствия удостоверения, стала поворотным моментом в его жизни. Несмотря на конфликт, Герасимов, впечатлённый организаторскими способностями Оганесяна, взял его в качестве ассистента режиссёра. Начиная с 1943 года, Оганесян работал ассистентом на «Мосфильме», а затем на киностудии им. Горького, где и стал незаменимым помощником Герасимова, в том числе во время съёмок фильма «Молодая гвардия». Его энергичность и коммуникативные таланты сделали его ценным членом съёмочной группы.

 

Сергей Герасимов на съёмках фильма «Дочки-матери». Источник
Самые известные работы режиссёра: «Молодая гвардия», «Тихий Дон», «В начале славных дел».

 

Несмотря на многочисленные неудачные попытки, Генрих Оганесян всё же поступил во ВГИК на режиссёрский факультет, причём в мастерскую всё того же Сергея Герасимова, и окончил институт экстерном в 1954 году. Его дипломной работой стал фильм «Дамы», снятый совместно с Львом Кулиджановым по рассказам Чехова. Жена Кулиджанова, Наталья Фокина, вспоминала: «К зиме фильм “Дамы“ был готов. Защиту диплома назначили на март. Но прежде чем быть допущенным к защите, надо было сдать госэкзамен по марксизму-ленинизму. Он проходил в январе. Сдать его было трудно, особенно Генриху, у которого с кафедрой марксизма-ленинизма были особые отношения — каждый экзамен он превращал в балаган, с великим артистизмом доказывая экзаменаторам извечную правоту большевиков и ошибочность позиции меньшевиков. Причём делал это с таким юмором, что ставил экзаменаторов в глупое положение. Сергей Аполлинариевич употреблял всё свое красноречие, чтобы отвести от Генриха ответные громовые удары кафедры. И вот час расплаты настал. К экзамену готовились несколько суток. В великом волнении я проводила Лёву в институт. К счастью, всё окончилось благополучно. Они ответили по билетам, и комиссия попросила их покинуть аудиторию. Совещание длилось довольно долго. Наконец вышел Пудов, один из самых неумолимых проповедников марксистско-ленинской премудрости, — маленький, рыжий, лопоухий и хромой. Генрих бросился к нему: “Ну, что у меня?“ “Тройка, Оганесян“, криво усмехаясь, сказал Пудов. Генрих притянул его к себе за уши и поцеловал, воскликнув: “Ах, ты, моя дорогая Пудик!“»

 

Генрих Оганесян. Источник

Генрих Оганесян. Источник

 

После ВГИКа Генрих Оганесян работал вторым режиссёром на фильмах «Драгоценный подарок» и «Тихий Дон», а также сотрудничал с Вениамином Дорманом над фильмом «Девичья весна». Значительным успехом стала его первая самостоятельная работа — фильм «Приключения Кроша» (по одноимённой книге Анатолия Рыбакова), собравший аудиторию в 19 миллионов зрителей и сделавший популярным исполнителя главной роли, Николая Томашевского (пасынка Оганесяна). В этом фильме также дебютировал Никита Михалков. За «Приключениями Кроша» последовал второй самостоятельный и последний фильм Оганесяна — «Три плюс два» — экранизация комедии «Дикари» Сергея Михалкова.

«Три плюс два»

Сценическая версия пьесы Сергея Михалкова «Дикари» дебютировала в Московском драматическом театре имени Ермоловой в сентябре 1958 года. Изначально планировалось, что в экранизации сыграют те же актёры, что и в театральной постановке: Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов и Николай Рыбников. Однако Генрих Оганесян воспротивился этому:

«Стоит отметить, что в пьесе главными героями были люди в возрасте — им было за сорок. Но Оганесян решил значительно их омолодить, для чего ему и понадобились актёры в возрасте от двадцати пяти до тридцати. И хотя Михалков был категорически против такого поворота, режиссёр сумел выиграть спор и в середине лета приступил к поискам подходящих актёров», — пишет Фёдор Раззаков в книге «Андрей Миронов: баловень судьбы».

Кастинг, прошедший в латвийском рыбацком поселке Клапкалнциемс, стал своеобразным испытанием: Оганесян, известный своей шутливой натурой, допускал к пробам лишь тех, кто мог без запинки произнести название посёлка. Эта хитрость отсеяла, например, Татьяну Конюхову и Лилиану Алёшникову.

На роль дипломата Вадима был утверждён Евгений Жариков, актрисы Наташи — Наталья Кустинская. Доктора физико-математических наук Степана Ивановича Сундукова, по прозвищу «Сундук», сыграл Геннадий Нилов, а дрессировщицу львов и тигров Зою — Наталья Фатеева. Выбор Андрея Миронова на роль ветеринара Романа Любешкина оказался неожиданным. На эту роль претендовал Никита Михалков, сын автора сценария и актёр, уже сотрудничавший с Оганесяном в «Приключениях Кроша».

 

Кадр из фильма «Три плюс два». Источник

 

Съёмки проходили в несколько этапов: сначала натурные съёмки в Судаке (август-ноябрь 1962 года), затем в Алуште (ноябрь 1962 года), и завершались в павильонах в Москве (декабрь 1962 года – январь-февраль 1963 года).

 

Камео режиссёра. Генрих Оганесян в роли официанта. Источник

 

Перед началом съёмок, чтобы соответствовать образу «дикарей», главные актёры-мужчины две недели загорали. Прогулки по Судаку в одних трусах привели к необычным последствиям: артистов постоянно задерживала милиция, и съёмочной группе пришлось оформлять для них специальные справки.

Из книги Фёдора Раззакова «Андрей Миронов: баловень судьбы»:

«Съёмки начались 16 августа с эпизодов с участием трёх дикарей-мужчин. Женщин пока не снимали, поскольку там был недокомплект — Наталья Кустинская все ещё снималась в Ленинграде. К тому же задержалось прибытие и двух автомобилей — «Волги» и «Запорожца», игравших в фильме не последнюю роль. 18 августа случился первый простой — оказалась не готова декорация «лагерь». 27–28 августа съёмки не велись из-за поднявшегося сильного ветра.

Ближе к концу августа в Новый Свет приехала Кустинская, и съёмки пошли в полную силу. Начали снимать знакомство мужчин-дикарей с девушками. Помните, дамы заставили мужчин копать землю в поисках бутылки из-под шампанского (кстати, это была бутылка, накануне распитая группой), где содержалось письмо, в котором указывалось, что место на берегу навечно закреплено за подругами-красавицами. Самые смешные реплики были у героя Миронова. И вообще в мужском трио он был самым забавным (тюрбан на голове и амулет на груди) и обаятельным: Сундуков был мрачен, а дипломат — слишком рафинированный. <…>

 

Кадр из фильма «Три плюс два». Источник

 

Практически весь август и сентябрь работа шла без простоев. Актёры снимались легко и непринужденно, хотя было трудно: фильм снимался в двух вариантах (для широкого экрана и обычный формат), поэтому одну и ту же сцену приходилось играть дважды. Но всё это компенсировалось замечательной обстановкой, сложившейся на съёмочной площадке».

Оганесян предоставлял актёрам значительную свободу импровизации, что, возможно, способствовало созданию органичной атмосферы и отразилось на результате.

Из книги Фёдора Раззакова «Андрей Миронов: баловень судьбы»:

«13 декабря на киностудии имени Горького члены художественного совета смотрели часть отснятого материала по картине “Три плюс два“. <…>

Мало кто знает, что в фильме в первоначальном варианте должны были быть документальные кадры — чтобы осовременить картину — с участием Хрущёва, Кеннеди и т. д. Но члены худсовета посчитали эти кадры неуместными в лёгкой и непритязательной комедии и посоветовали режиссёру их вырезать. И правильно, кстати, посоветовали. В заключение заседания Генрих Оганисян отметил любопытный факт, который полностью подтвердится при выходе картины на широкий экран. Цитирую: “Я отмечал, когда смеялись в зале. 119 раз был смех, а если в просмотровом зале был столько раз смех, то в простом зале должно быть в два раза больше…“»

 

Постер фильма «Три плюс два». Источник

 

Фильм «Три плюс два» существовал в двух версиях: широкоэкранной и обычной. Из-за ограниченных технических возможностей большинства советских кинотеатров (отсутствие широких экранов, анаморфотных насадок и необходимого оборудования для обработки звука) каждая сцена снималась дважды. Широкоэкранная версия, длительностью 99 минут, считалась основной. Её отличали начальные титры с именами актёров, написанными на песке и смытыми волной, и видеоряд, демонстрирующий переполненный отдыхающими пляж.

 

Съёмочная группа фильма «Три плюс два». Источник

 

Обычная версия, длительностью 88 минут, монтировалась позже. Широкоформатная версия фильма «Три плюс два» была принята на киностудии 13 апреля 1963 года, а обычная — 13 мая. Картина не вызвала особого энтузиазма, получив лишь вторую категорию оплаты. Тем не менее, 3 июля «Три плюс два» триумфально дебютировали в широком прокате. Фильм имел ошеломляющий успех, собрав 35 миллионов зрителей.

 

Генрих Оганесян, актёры и съёмочная группа фильма «Три плюс два» на телеэфире. Источник

 

«Три плюс два» вышел и за рубежом (например, в Финляндии под названием «Как укротить мужчину»), а в 2016 году в России даже выпустили вино с таким же названием. Комедия оказала значительное влияние на культуру отдыха в СССР, способствуя росту числа «дикарей» до приблизительно 3,5 миллионов человек в год выхода фильма.

Вскоре после успеха кинокартины у Генриха Оганесяна диагностировали рак желудка. Он умер 2 декабря 1964 года, оставив множество нереализованных творческих планов.


Три плюс два равно бесконечность: наследие Генриха Оганесяна