Три плюс два равно бесконечность: наследие Генриха Оганесяна

Жизнь Генриха Оганесяна была яркой и стремительной. Известный шутник и балагур, он оставил после себя лишь пять фильмов — и среди них «Три плюс два», комедия, разобранная на цитаты, покорившая сердца миллионов и навсегда вписавшая имя режиссёра в историю советского кинематографа.
Генрих (Оганес) Бардухимиосович Оганесян родился 1 сентября 1918 года в Ереване. Окончив Ереванскую театральную студию имени Сундукяна в 1937 году, Оганесян начал карьеру в Ереванском театре имени Сундукяна в качестве стажёра. Но вскоре он отправился в Москву с амбициозными планами: стать режиссёром и покорить весь Советский Союз.
Генрих Оганесян. Источник
В титрах к фильмам и на многих сетевых ресурсах его фамилия написана через «и»: Оганисян.
После неудачной попытки поступить во ВГИК Оганесян устроился охранником на «Союздетфильм». Случайная оказия с режиссёром Сергеем Герасимовым, которого он не пропустил на студию из-за отсутствия удостоверения, стала поворотным моментом в его жизни. Несмотря на конфликт, Герасимов, впечатлённый организаторскими способностями Оганесяна, взял его в качестве ассистента режиссёра. Начиная с 1943 года, Оганесян работал ассистентом на «Мосфильме», а затем на киностудии им. Горького, где и стал незаменимым помощником Герасимова, в том числе во время съёмок фильма «Молодая гвардия». Его энергичность и коммуникативные таланты сделали его ценным членом съёмочной группы.
Сергей Герасимов на съёмках фильма «Дочки-матери». Источник
Самые известные работы режиссёра: «Молодая гвардия», «Тихий Дон», «В начале славных дел».
Несмотря на многочисленные неудачные попытки, Генрих Оганесян всё же поступил во ВГИК на режиссёрский факультет, причём в мастерскую всё того же Сергея Герасимова, и окончил институт экстерном в 1954 году. Его дипломной работой стал фильм «Дамы», снятый совместно с Львом Кулиджановым по рассказам Чехова. Жена Кулиджанова, Наталья Фокина, вспоминала: «К зиме фильм “Дамы“ был готов. Защиту диплома назначили на март. Но прежде чем быть допущенным к защите, надо было сдать госэкзамен по марксизму-ленинизму. Он проходил в январе. Сдать его было трудно, особенно Генриху, у которого с кафедрой марксизма-ленинизма были особые отношения — каждый экзамен он превращал в балаган, с великим артистизмом доказывая экзаменаторам извечную правоту большевиков и ошибочность позиции меньшевиков. Причём делал это с таким юмором, что ставил экзаменаторов в глупое положение. Сергей Аполлинариевич употреблял всё свое красноречие, чтобы отвести от Генриха ответные громовые удары кафедры. И вот час расплаты настал. К экзамену готовились несколько суток. В великом волнении я проводила Лёву в институт. К счастью, всё окончилось благополучно. Они ответили по билетам, и комиссия попросила их покинуть аудиторию. Совещание длилось довольно долго. Наконец вышел Пудов, один из самых неумолимых проповедников марксистско-ленинской премудрости, — маленький, рыжий, лопоухий и хромой. Генрих бросился к нему: “Ну, что у меня?“ “Тройка, Оганесян“, — криво усмехаясь, сказал Пудов. Генрих притянул его к себе за уши и поцеловал, воскликнув: “Ах, ты, моя дорогая Пудик!“»
После ВГИКа Генрих Оганесян работал вторым режиссёром на фильмах «Драгоценный подарок» и «Тихий Дон», а также сотрудничал с Вениамином Дорманом над фильмом «Девичья весна». Значительным успехом стала его первая самостоятельная работа — фильм «Приключения Кроша» (по одноимённой книге Анатолия Рыбакова), собравший аудиторию в 19 миллионов зрителей и сделавший популярным исполнителя главной роли, Николая Томашевского (пасынка Оганесяна). В этом фильме также дебютировал Никита Михалков. За «Приключениями Кроша» последовал второй самостоятельный и последний фильм Оганесяна — «Три плюс два» — экранизация комедии «Дикари» Сергея Михалкова.
«Три плюс два»
Сценическая версия пьесы Сергея Михалкова «Дикари» дебютировала в Московском драматическом театре имени Ермоловой в сентябре 1958 года. Изначально планировалось, что в экранизации сыграют те же актёры, что и в театральной постановке: Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов и Николай Рыбников. Однако Генрих Оганесян воспротивился этому:
«Стоит отметить, что в пьесе главными героями были люди в возрасте — им было за сорок. Но Оганесян решил значительно их омолодить, для чего ему и понадобились актёры в возрасте от двадцати пяти до тридцати. И хотя Михалков был категорически против такого поворота, режиссёр сумел выиграть спор и в середине лета приступил к поискам подходящих актёров», — пишет Фёдор Раззаков в книге «Андрей Миронов: баловень судьбы».
Кастинг, прошедший в латвийском рыбацком поселке Клапкалнциемс, стал своеобразным испытанием: Оганесян, известный своей шутливой натурой, допускал к пробам лишь тех, кто мог без запинки произнести название посёлка. Эта хитрость отсеяла, например, Татьяну Конюхову и Лилиану Алёшникову.
На роль дипломата Вадима был утверждён Евгений Жариков, актрисы Наташи — Наталья Кустинская. Доктора физико-математических наук Степана Ивановича Сундукова, по прозвищу «Сундук», сыграл Геннадий Нилов, а дрессировщицу львов и тигров Зою — Наталья Фатеева. Выбор Андрея Миронова на роль ветеринара Романа Любешкина оказался неожиданным. На эту роль претендовал Никита Михалков, сын автора сценария и актёр, уже сотрудничавший с Оганесяном в «Приключениях Кроша».
Съёмки проходили в несколько этапов: сначала натурные съёмки в Судаке (август-ноябрь 1962 года), затем в Алуште (ноябрь 1962 года), и завершались в павильонах в Москве (декабрь 1962 года – январь-февраль 1963 года).
Перед началом съёмок, чтобы соответствовать образу «дикарей», главные актёры-мужчины две недели загорали. Прогулки по Судаку в одних трусах привели к необычным последствиям: артистов постоянно задерживала милиция, и съёмочной группе пришлось оформлять для них специальные справки.
Из книги Фёдора Раззакова «Андрей Миронов: баловень судьбы»:
«Съёмки начались 16 августа с эпизодов с участием трёх дикарей-мужчин. Женщин пока не снимали, поскольку там был недокомплект — Наталья Кустинская все ещё снималась в Ленинграде. К тому же задержалось прибытие и двух автомобилей — «Волги» и «Запорожца», игравших в фильме не последнюю роль. 18 августа случился первый простой — оказалась не готова декорация «лагерь». 27–28 августа съёмки не велись из-за поднявшегося сильного ветра.
Ближе к концу августа в Новый Свет приехала Кустинская, и съёмки пошли в полную силу. Начали снимать знакомство мужчин-дикарей с девушками. Помните, дамы заставили мужчин копать землю в поисках бутылки из-под шампанского (кстати, это была бутылка, накануне распитая группой), где содержалось письмо, в котором указывалось, что место на берегу навечно закреплено за подругами-красавицами. Самые смешные реплики были у героя Миронова. И вообще в мужском трио он был самым забавным (тюрбан на голове и амулет на груди) и обаятельным: Сундуков был мрачен, а дипломат — слишком рафинированный. <…>
Практически весь август и сентябрь работа шла без простоев. Актёры снимались легко и непринужденно, хотя было трудно: фильм снимался в двух вариантах (для широкого экрана и обычный формат), поэтому одну и ту же сцену приходилось играть дважды. Но всё это компенсировалось замечательной обстановкой, сложившейся на съёмочной площадке».
Оганесян предоставлял актёрам значительную свободу импровизации, что, возможно, способствовало созданию органичной атмосферы и отразилось на результате.
Из книги Фёдора Раззакова «Андрей Миронов: баловень судьбы»:
«13 декабря на киностудии имени Горького члены художественного совета смотрели часть отснятого материала по картине “Три плюс два“. <…>
Мало кто знает, что в фильме в первоначальном варианте должны были быть документальные кадры — чтобы осовременить картину — с участием Хрущёва, Кеннеди и т. д. Но члены худсовета посчитали эти кадры неуместными в лёгкой и непритязательной комедии и посоветовали режиссёру их вырезать. И правильно, кстати, посоветовали. В заключение заседания Генрих Оганисян отметил любопытный факт, который полностью подтвердится при выходе картины на широкий экран. Цитирую: “Я отмечал, когда смеялись в зале. 119 раз был смех, а если в просмотровом зале был столько раз смех, то в простом зале должно быть в два раза больше…“»
Фильм «Три плюс два» существовал в двух версиях: широкоэкранной и обычной. Из-за ограниченных технических возможностей большинства советских кинотеатров (отсутствие широких экранов, анаморфотных насадок и необходимого оборудования для обработки звука) каждая сцена снималась дважды. Широкоэкранная версия, длительностью 99 минут, считалась основной. Её отличали начальные титры с именами актёров, написанными на песке и смытыми волной, и видеоряд, демонстрирующий переполненный отдыхающими пляж.
Обычная версия, длительностью 88 минут, монтировалась позже. Широкоформатная версия фильма «Три плюс два» была принята на киностудии 13 апреля 1963 года, а обычная — 13 мая. Картина не вызвала особого энтузиазма, получив лишь вторую категорию оплаты. Тем не менее, 3 июля «Три плюс два» триумфально дебютировали в широком прокате. Фильм имел ошеломляющий успех, собрав 35 миллионов зрителей.
«Три плюс два» вышел и за рубежом (например, в Финляндии под названием «Как укротить мужчину»), а в 2016 году в России даже выпустили вино с таким же названием. Комедия оказала значительное влияние на культуру отдыха в СССР, способствуя росту числа «дикарей» до приблизительно 3,5 миллионов человек в год выхода фильма.
Вскоре после успеха кинокартины у Генриха Оганесяна диагностировали рак желудка. Он умер 2 декабря 1964 года, оставив множество нереализованных творческих планов.