История, рассказанная коврами: орнаментика и символика армянского ковроткачества. Часть II

В первой части статьи «История, рассказанная коврами: орнаментика и символика армянского ковроткачества» мы рассмотрели натуральную цветовую палитру, основные орнаменты и концептуальные особенности армянских ковров. Вторая часть материала посвящена анализу символики изображений, характерных для этого вида искусства.
Материал подготовлен на основе статьи «Концептуализм в символике орнаментальной стилистики армянских ковров» основателя Шушинского музея ковров Вардана Асцатряна.
Изображения также взяты из статьи.
Рассмотрим символы, которые часто можно встретить на армянских коврах.
Символ полёта выражен в образах птиц и крылатых существ. Способность к полёту приписывается и другим существам (дракон, ангел), наделяя их крыльями. Исключение составляет павлин (петух), чьё роскошное оперение ассоциируется с солнечным началом у многих народов и часто встречается на армянских коврах как символ солнечного света, симметрично расположенный вокруг изображения солнца. Аналогичный символ вечного возрождения — Жар-птица в русском или Азаран блбул в армянском фольклоре.
Солнце.
Ковёр «Аревагорг (солнце-ковер)», вторая половина 19-го века, с. Ванк, Гадрутский район, Арцах.
Ковёр «Аревагорг (солнце-ковер)», конец 19-го века, с. Тог, Гадрутский район, Арцах.
Яйцо как универсальный мифологический символ (миф о вселенском яйце) также присутствует на коврах, олицетворяя зарождение жизни (птенец из яйца), отражая аналогичные мотивы в армянском и других фольклорах (финском, китайском), а также аллегорически связываясь с христианской пасхальной символикой.
Яйцо.
Ковёр «Зарождение жизни», вторая половина 19-го века, г. Степанакерт (Вараракн), Арцах.
Образы насекомых в орнаментах армянских ковров также несут символическое значение. Бабочка, ассоциирующаяся с человеческой душой и жизнью (гусеница — материальная жизнь, кокон — временная смерть, бабочка — вознесение души), отсылает к греческому мифу о Психее и связана с шелководством. Пчела — многогранный символ, в армянском ковроткачестве ассоциируется с женским началом и культом Великой Матери (богиня Анаит), обозначает плодородие, трудолюбие и бережливость (мёд).
Бабочка.
Ковёр «Арарум (сотворение)», вторая половина 19-го века, с Карашен, Аскеранский район, Арцах.
Пчела.
Ковёр «Мегу (пчела)», середина 19-го века, г. Шуши, Арцах.
Скорпион, встречающийся на коврах с тематикой подземного мира, выступает как страж врат этого мира, что находит подтверждение даже в изображении скорпиона на соборе Эчмиадзина.
Скорпионы.
Ковёр «Андрашхар (подземный мир)», конец 19-го века, с. Мохренес, Гадрутский район, Арцах.
Ковёр «Андрашхар (подземный мир)», копия ковра 19-го века, Степанакертский Краеведческий музей. Технолог-ковровед: Абраам Дамла.
Змея, благодаря своей простой форме и архетипической значимости в человеческом подсознании, встречается на коврах в различных вариантах, включая образ змея-искусителя.
Змей-искуситель в райском саду.
Ковёр «Драхт (рай)», конец 19-го века, Исфаган.
Карпет «Цахкац Хач (цветущий крест)», начало 19-го века, Шуши.
Вишапы (драконы) — распространённый мотив армянских ковров, символизирующий хранителей воды и огня, мудрость и знание. Многочисленные каменные скульптуры вишапов в Армении аллегорически защищают пространство. Двойственность вишапов, как и во многих мифологиях, отражает борьбу добра и зла. Парные изображения, смотрящие в разные стороны, символизируют постоянную бдительность и защиту, аналогично двуглавым существам в других культурах (Орфр в греческой мифологии).
Драконы.
Ковёр «Вишапагорг (дракон)», середина 19-го века, с. Тагавард, Мартунинский район, Арцах.
Копия ковра «Вишапагорг (дракон)», 17-ый век. Технолог-ковровед: Абраам Дамла.
Двуглавый орёл — древний символ, встречается в разных культурах (Хеттское царство, Индия, Византия, Священная Римская империя, Россия, армянский род Мамиконянов). На коврах он олицетворяет всевидящее око Бога, символизируя постоянное наблюдение и напоминание о морально-нравственных нормах.
Двуглавый орёл.
Ковёр «Кенац Цар (Древо жизни)», середина 19-го века, с. Ашан, Мартунинский район, Арцах.
Ковёр «Вишапагорг (дракон)», середина 19-го века, Гадрут, Арцах.
Изображения караванов верблюдов и людей на верблюдах отражают важное значение этих животных в торговле и Великом шёлковом пути, где армянские купцы играли существенную роль, имея исключительные торговые права в глубине Китая и Индии.
Верблюды.
Карпет «Караван», 18-ый век, Шуши.
Ковёр «Арарум (сотворение)», середина 19-го века, Тагавард, Мартунинский район, Арцах.
Изображения животных на армянских коврах отражают важность домашних животных (лошади, собаки, кошки) в жизни человека, показывая уважение к окружающему миру. Животные, как архетипы инстинктивного, символизируют материальные, духовные и космические силы, что прослеживается и в орнаментах, и в миниатюрах. Примеры — Агнец Божий и Святой Дух в виде голубя.
Армянские ковры демонстрируют богатство растительной символики. Растения, как источник пищи и убежища, имеют глубокое значение во всех культурах, обозначая жизнь, рост и плодородие. Связь растительного мира с жизнью животных и человека показана в различных сюжетах. Лилия, например, как символ непорочного зачатия и божественной власти, вероятно, связана с названием города Шуши (от слова «шушан» — лилия), и отсылает к древней Сузе.
Лилия.
Ковёр «Цахкагорг (цветы)», вторая половина 18-го века, с. Тог, Гадрутский район, Арцах.
Особое место занимает символ Древа Жизни, глубоко укоренившегося в культуре. Дерево, как связующее звено между небом и землей, являлось источником пищи, топлива, строительных материалов, инструментов. Долголетие дерева усиливает его значение, отражая тему преемственности поколений и вечности. Образ Древа Жизни часто встречается на армянских коврах и в миниатюрах древних манускриптов.
Древо жизни.
Карпет «Кенац Цар (Древо жизни)», начало 20-го века, г. Чартар, Мартунинский район, Арцах.
Ковёр «Астх (звезда)», вторая половина 19-го века, с. Сев Кар, Иджеванский район.
В истории искусства человеческое тело считалось вершиной совершенства. В отличие от этого, исламская мифология избегает образных иллюстраций, поэтому арабская каллиграфия стала основой богатого декоративного искусства арабесок. Исключение составляют персидские ковры с реалистичными изображениями. Армянские ковры широко отображают человека, особенно двойственность мужского и женского начал, сцены в райском саду и повседневную жизнь.
Симметричные орнаменты, такие как изображения звёзд (один из самых распространённых мотивов), часто встречаются на армянских коврах. Восприятие ковра зависит от точки зрения зрителя: направление взгляда может быть вверх (небо), вниз (земля) или на окружающее пространство. Большинство ковров имеют определённое направление просмотра, совпадающее с техническим началом и концом плетения, отражающим динамику сюжета.
В редких случаях ковры имеют симметричное решение, где направление просмотра не имеет значения (например, изображения божественного), отражая идею всеобъемлющего присутствия Бога, исключающую земные категории восприятия. В таких коврах пространство организуется как относительно небесных тел, так и относительно друг друга, демонстрируя целостность мироздания.
Равносторонний крест, как базовый символ ориентации (верх-низ, лево-право), стал основой пространственного мышления. Его модификации представляют собой первичные диаграммы, лежащие в основе многих восприятий и идей (например, компас). Символ креста несёт в себе мифологические и философские представления о мироздании, интерпретируемые каждой культурой по-своему, основываясь на вертикальной или горизонтальной концепции пространства.
Равносторонний крест — один из самых распространенных символов, объединяющий активное и пассивное начала. Его графическое сходство с человеческой фигурой и инструментом казни сделало его символом христианства. Симметричный крест ассоциируется со статичностью, а крест с изогнутыми лучами — с движением и вращением. Вращающийся крест – свастика («аревахач» и «керхач» в Армении, что означает «солнце-крест» и «изогнутый крест») – является древним языческим символом, олицетворяющим вращающиеся небесные тела (Солнце, планеты).
Орнаментальная тематика армянских ковров демонстрирует как статические, так и динамические элементы, при этом преобладают динамические изображения космических и природных явлений, отображающие временной отрезок. Это, вероятно, связано с неполным пониманием концепции линейного времени в древности, когда жизнь воспринималась как череда значимых событий и ожидание обновления. Данная надежда выражалась в создании культов небесных тел — Солнца, Луны, звёзд, — отражённых в многообразных изображениях на коврах.
Ковры с минимальным количеством орнаментов или их полным отсутствием на центральном поле (за исключением обрамления), окрашенные в синие или красные оттенки, аллегорически представляют библейскую историю седьмого дня творения – дня покоя и отдыха. Отсутствие орнаментов символизирует спокойствие, а синий и красный цвета — ночь и день.