Арцахский ковер — шедевр армянского декоративно-прикладного искусства

Арцахский ковер — шедевр армянского декоративно-прикладного искусства

Среди армянских ковров, известных во всем мире, отдельно стоит выделить арцахские. В регионе их ткали по меньшей мере с XIII века, причем в самых разных селениях. Примечательно, что цвета и орнамент изделий кардинально менялись в зависимости от района. Сейчас же арцахские ковры хранятся в крупнейших музеях мира и частных коллекциях ценителей. В чем их особенность — читайте в материале редакции Армянского музея Москвы.

Одним из основных центров армянского ковроткачества в XVIII-XIX веках был Арцах. Ковроделие существовало в регионе еще в Средневековье: старейшим из полностью сохранившихся считается ковер 1202 года, сотканный в селе Бананц (сейчас – азербайджанский Баян). Однако своего расцвета арцахский ковер достиг именно в период с XVIII по XIX столетие.

Некоторые современные исследователи называют эту группу ковров карабахской, хотя стоит отметить, что большая часть изделий — творение армянских мастеров. На это указывают тканные надписи на армянском языке. «Карабах исторически и культурно отличается от Азербайджана. На сегодняшний день Карабах (или Нагорный Карабах) остается спорным регионом, чьи границы лежат внутри территории Азербайджана, а население которого почти исключительно составляют армяне, — писал эксперт в области восточных ковров Питер Пап, —Эти ковры обычно изготовлялись в небольших мастерских в различных деревнях. В этих деревнях могли быть курды и азербайджанские тюрки, конечно мусульмане, так же как и армяне-христиане. В конечном счете, сложно определить этническое происхождение отдельного ковра, так как все подобные текстильные изделия в торговле обозначены как „Карабах“».

Армянский ковер их Арцаха, XIX в. Фото: peterpap.com

Армянский ковер из Арцаха, XIX в. Фото: peterpap.com

Ковры ткались в разных районах Арцаха, и чаще всего их делят именно по этому признаку. Изделия из каждого селения — Шуши, Хндзореска, Горадиза — имеют свой оригинальный рисунок и цветовую гамму. Таким образом, ковры «арцахской группы» разнохарактерны, охватывают множество типов и в то же время сходны не только между собой, но и имеют немало общего с армянскими и даже азербайджанскими, а также дагестанскими образцами.

«Арцвагорги»

Ведущими среди арцахских ковров, пишет Маня Казарян, считаются «арцвагорги», или «орлиные» ковры. Их прототипы, вероятно, создавались в Арцахе в XVII веке и продолжали линию «вишапагоргов» с лучистыми розетками. Основными центрами ковроткачества были Джраберд и близлежащие села.

Композиция классических «арцвагоргов», а также более поздних образцов включает два или три медальона со стреловидными отростками, имеющими сложную структуру. Внутри можно заметить многослойный крест, вытканный белыми, светло-розовыми, красными и темно-коричневыми нитями. Этот крест, определяющий верх и низ ковра, сверху заканчивается другими крестообразными узорами – охристыми, розовыми и оранжевыми. На свободном пространстве размещены цветы со стилизованными венчиками и силуэты птиц. Бордюры ковров имеют богатый растительно-геометрический орнамент. Сохранилось множество образцов, относящихся к XVIII-XIX векам. Классический пример этого типа из Мюнхенского музея этнографии вошел в историю как «ковер Казаха кавказской школы».

Ковер с крестами, XVIII в. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Ковер с крестами, XVIII в. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

«Оцагорги»

Среди арцахских ковров выделяется еще один подтип — «оцагорг» — «змеиный» ковер, который также называли «народным вишапагоргом». Медальоны этих ковров представляют квадраты, шестиугольники или ромбы, в центре которых расположена свастика — древнейший символ вечности и процветания. Из свастик вырастают побеги, заканчивающиеся звездами. Восемь извивающихся змей располагаются вокруг квадрата, который охватывает свастику. Вся композиция символизирует мироздание, а восемь змей оберегают его. На свободных участках поля размещены люди, животные и птицы, предметы, напоминающие орудия труда, кресты и всадники. В цветовой гамме преобладают красные, темно-синие, красно-фиолетовые, светло-желтые и охристые тона. Центральное место на кайме бордюра занимают треугольники, составленные из зубчатых листьев, и цепочки «крабов». Встречаются «оцагорги» с видоизмененной свастикой и упрощенным рисунком.

Оцагорг, начало XIX в. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Оцагорг, начало XIX в. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Ковры с узорчатым орнаментом

Большой раздел в группе арцахских ковров составляют геометрические ковры медальонного подтипа, в основе декора которых лежат октагоны, окруженные мелкими узорами: миндалем, звездами, квадратами. Ковры этого подтипа ткались в Шуши и других ковродельческих центрах Кавказа и Малой Азии.

Широкое распространение в Арцахе имели также ковровые дорожки с зигзагообразным рисунком. Раппорты бордюра у них составлены из богатых растительных элементов.

К «арцахской» группе принадлежат и ковры с мелкоузорчатым орнаментом. Искусство ковроделов проявилось здесь в разработке богатой цветовой системы, в использовании мелких узловых ячеек в виде восьмиугольников, миндаля, «елочек», цветов, крестов. Эти ковры создавались в Шуши, Бананце, Гадруте, Гандзаке и других населенных пунктах.

Медальонный ковер «арцахской группы». Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Медальонный ковер «арцахской группы». Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Подготовлено по материалам: Казарян М. Армянские ковры, 1985; wikipedia.org

Обложка: армянский ковер их Арцаха, конец XIX в. Фото: peterpap.com

Арцахский ковер — шедевр армянского декоративно-прикладного искусства