Армянское общество ковров: как охраняется культурный код страны, зашифрованный в орнаменте
Искусство армянского ковроделия возникло много сотен лет назад. С течением времени возникали новые стили и орнаменты, но они всегда таили в себе культурные коды, историю и главные символы национальной культуры. Армянский музей Москвы рассказывает об Обществе армянских ковров, — тех, кто сохраняет и популяризирует традиции коврового искусства.
Общество армянских ковров — это базирующаяся в Лос-Анджелесе организация, членами которой являются ценители древней культуры армянских ковров. Каждый из них делает постоянные денежные взносы. На эти средства организовываются выставки, а также другие массовые общественные мероприятия в густонаселённых армянских районах. Например, в 2015 году в Глендейле (штат Калифорния) проходила конференция «Ткачество ради выживания», посвящённая выражению жизнестойкости армянского народа, пережившего геноцид, давшая надежду беженцам, посетивших выставку. В экспозиции были представлены тканые ковры, вышивки и кружева, изготовленные в лагерях беженцев, спасавшихся от Геноцида, по всему Ближнему Востоку. Послание выставки было позитивным: через искусство и историю кураторы стремились заложить «основу для лучшего будущего для себя и своих детей». Общество армянских ковров также объединилось с некоммерческой организацией для обучения ковроделию более 400 человек в девяти различных армянских деревнях, отдавая дань уважения армянской культуре и создавая возможность для заработка.
Общество армянских ковров продолжает свою работу по «представлению, поддержке и сохранению армянского тканого искусства» как напоминания о стойкости армян. Однако стоит отметить, что существование подобной организации обусловлено не только гуманистическими идеями и необходимостью сохранения гуманистической памяти. Армянское ковроделие — это настоящее искусство. Уже в Средневековье (считающееся золотым веком армянского ковроделия) в нём выделилось несколько стилей:
Драконовые ковры (на армянском — вишапагорг). На них изображены драконы, дерево жизни, птица Феникс, восставшая из пепла, треугольные орнаменты, зазубренные бриллианты и символы вечности.
Орлиные ковры (на армянском — арцвагорг) с символическим изображением орлов.
Змеиные ковры (на армянском — оцагорг). Они были с изображениями змей. Древние армяне поклонялись змеям, потому что они, по поверьям, приносили счастье в дом. Украшения в виде змеи были частым аксессуаром у армянских женщин, потому что животное также считалось символом плодородия. Армянское слово «капа» имело два значения: кожа змеи и одежда людей.
Более поздние варианты ковров выглядели несколько иначе. Их основная структура была разделена на медальоны, которые могли иметь различные формы. Они были ромбовидными, звездообразными, крестообразными, полностью закрытыми или с силуэтом дракона. Образцы и символы ковров ХХ века могли покрывать всю его поверхность множеством рядов, могли быть расположены исключительно вдоль центральной оси или разбросаны так же, как узоры, расположенные в центральной части ковра.
Центральная часть содержала много дополнительных стилизованных элементов: кресты, птицы и змеи в сочетании с символами, означающими вечный круг жизни, такими, как солнечные знаки, бесчисленные типы гнёзд, древо жизни, домашние животные и всадники.
Сложная семиотика орнамента, использование характерных для многих древних культур знаков и символов, существование полноценных стилей позволяет вписать армянское ковроделие в контекст мировой истории интерьера и декоративно-прикладного искусства в частности.
Также Общество армянских ковров занимается случаями незаконной культурной апроприации. Так, в 2018 году Азербайджан выдал армянские ковры за свои и попытался присвоить древнеармянские традиции ткачества. Организация опубликовала объявление, выражавшее тревогу по поводу этой кампании: «Официальный Азербайджан в сговоре с членами частного сектора, близкими к азербайджанскому режиму, начал кампанию, направленную на присвоение древнеармянских традиций ткачества и производства ковров, ковровых изделий и текстиля и представления их в качестве национальных азербайджанских, создавая статьи в местных и международных СМИ, спонсируя выставки, издавая книги, в которых армянское ткаческое искусство представлено в качестве азербайджанского».
Несколько азербайджанских СМИ, опубликовали статьи, в которых известные армянские ковры из разных исторических регионов Армении, включая Арцах, были представлены как «азербайджанские культурные артефакты».
Как отмечает Общество, подобные фальсификации Азербайджана наносят удар по международным культурным сообществам. Однако такого рода присвоения также подрывают этнические идентичности обеих сторон.
Источники: The Borgen Project, Вне Строк
Обложка: Armenian Rugs Society
Подготовила Инесса Крюкова