120 лет со дня рождения Льва Атаманова

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Льва Атаманова, выдающегося армянского режиссёра-мультипликатора, чьи работы стали классикой советской анимации и оказали влияние на мировое искусство. Отличительная манера, новаторские техники и незабываемые образы героев его мультфильмов продолжают очаровывать зрителей разных поколений. В материале вспоминаем яркий творческий путь мастера.
Лев Константинович Атаманов (Левон Атаманян) родился 21 февраля 1905 года в Москве в семье ростовских армян. Его отец и дед, преподаватели Московского Лазаревского института, оказали значительное влияние на армянскую интеллигенцию. Семейная атмосфера, пропитанная любовью к истории, Востоку и армянской литературе, значительно повлияла на мировоззрение будущего режиссёра. Решающим моментом стало посещение кинотеатра в семилетнем возрасте, где короткометражный мультфильм определил его творческий путь.
В своей монографии «Атаманов. Жизнь и творчество» киновед Сергей Галустян отмечает: «Его лицо, казалось, было создано природой для неизменной улыбки и доброжелательности, распространявшейся не только на собеседника, но и на всех окружающих».
После поступления в Институт народного хозяйства, Атаманов, благодаря знакомству с Владимиром Фогелем, познакомился со студентами Госкиношколы, учениками Льва Кулешова. Это знакомство побудило его оставить институт и поступить на режиссёрские курсы. Окончив в 1926 году Первую госкиншколу, он начал работать в «Межрабпомфильме», где вместе с коллегами разрабатывал оригинальные мультипликационные приёмы.
В 1930-х годах, переехав в Ереван, Атаманов стал пионером армянской мультипликации, создав фильм «Пёс и кот» по сказке Ованеса Туманяна. Довоенный период его творчества связан с чёрно-белыми мультагитками. В 1949 году он вернулся в Москву и на студию «Союзмультфильм».
В 1950-е годы Лев Атаманов переориентировался на волшебные сказки, воплотив давнюю мечту. В этот период появились его культовые работы: «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954) и «Снежная королева» (1957).
Шарж: Лев Константинович Атаманов. 1950-е годы. Источник: Аниматор.ру
Мультфильмы Атаманова помогали юным зрителям понимать сложные чувства и характеры, отличать правду от лжи. Он мастерски передавал драматизм, используя приёмы, аналогичные театральной игре, но избегая излишнего реализма в изображении человека. По мнению режиссёра, мультипликация не могла передать глубину человеческих глаз и богатую гамму эмоций, доступную художественному кино, но зато позволяла воплотить мифических персонажей, таких как Царевна-Лебедь или Кощей Бессмертный.
В 1960–1970-е годы Атаманов активно экспериментировал с графическими стилями, создавая мультфильмы, не имеющие строгого возрастного ограничения. Работы, такие как «Букет» (1966), «Скамейка» (1967), «Забор» (1967), тонко затрагивали социальные проблемы, всегда оставляя зрителя с ощущением счастливого финала. Его последними работами для детей стали «Пони бегает по кругу» (1974) и «Котёнок по имени Гав» (1976–1980), в которых прослеживается мысль о том, как важно быть честным, добрым и самим собой. Одухотворенность персонажей Атаманова достигалась не техническим совершенством, а правдивостью сюжета и силой человеческой фантазии.
Интересные факты о творчестве Льва Атаманова
Лев Атаманов работал в уникальной технике «эклер», при которой сначала снимали живого актёра на плёнку, а затем переносили изображение на целлулоид. Это придавало движениям реалистичность и плавность, но несколько снижало динамичность, характерную для традиционной анимации. Сам Атаманов описывал «эклер» как метод, который, при разумном применении, обогатил мультипликацию, улучшил качество движений и разнообразил пластику персонажей. Благодаря этой необычной технике его мультфильмы приобрели неповторимый стиль. Одним из самых запоминающихся и колоритных получился образ раджи в мультфильме «Золотая антилопа». Он списан с актёра и режиссёра Рубена Симонова, который не только озвучил алчного правителя, но и подарил ему свою походку: во время пробной записи он надел халат и тюрбан и расхаживал по студии, убрав руки за спину, а художники-постановщики Александр Винокуров и Леонид Шварцман передали его движения нарисованному персонажу.
Кадр из мультфильма «Золотая антилопа».
Мы не знаем, как звучал голос Льва Атаманова: не сохранилось ни единого интервью режиссёра в видео- или аудио-формате.
В сложном периоде своей жизни, когда Хаяо Миядзаки сомневался в продолжении карьеры аниматора, советский мультфильм Льва Атаманова «Снежная королева» (1957) оказал на него глубокое впечатление. Увидев, как виртуозно изображены эмоции и взаимодействия персонажей, сравнимые с игрой живых актёров, Миядзаки осознал потенциал анимации как полноценного художественного средства. «Этот фильм перевернул мне сердце», — сказал японский режиссёр в одном из интервью.
Кадр из мультфильма «Снежная королева».
Мультфильм Льва Атаманова «Снежная королева» (1957) был удостоен множества наград: Первого приза среди детских фильмов на Венецианском кинофестивале 1957 года, специального приза на Первом Всесоюзном фестивале в Москве, а также признан лучшим фильмом года на Лондонском кинофестивале 1959 года.
Кадр из мультфильма «Снежная королева».
Мультфильмы Льва Атаманова «Скамейка» (1967) и «Это в наших силах» (1970) созданы по рисункам датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа.
«Скамейка» представляет собой серию коротких, жизненных историй, разворачивающихся в течение одного дня на одной и той же скамейке в парке.
Из числа собственных мультфильмов Лев Атаманов особенно любил «Пони бегает по кругу» (1974). Это добрая история о маленьком пони, уставшем от ежедневного развлечения детей и мечтающем стать военным конём. Однако, со временем пони понимает, что способен приносить радость всем — и маленьким, и большим.
Кадр из мультфильма «Пони бегает по кругу».
Источник: Биография Льва Атаманова.
Обложка: Режиссёр Лев Атаманов с коллегами по цеху. Источник.