Григор Хачатрян: художник, планирующий непредвиденные обстоятельства

Искусство Григора Хачатряна — это перманентный вызов серьёзности и привычному. Художник, перформансист, акционист, писатель, основатель «Партии дураков» и «Национального центра планирования непредвиденных обстоятельств» — он ловко жонглирует иронией и парадоксом, снижая градус «высокого искусства» и раскрывая комичность повседневности. Его работы, будь то абстрактные полотна, эпатажные акции или парадоксальные тексты, бросают вызов устоявшимся представлениям и заставляют усомниться в незыблемости своих убеждений.
Личная и творческая биография
Биография Григора Хачатряна подобна мозаике, собранной из ярких фрагментов, провокаций и ироничных размышлений. Даже дата его рождения, 7 ноября, превращается в своеобразный перформанс, переплетаясь с историческим контекстом и становясь поводом для большого праздника: «Всё регрессивное население мира 7 ноября отмечает как годовщину Октябрьской революции, всё прогрессивное — как день рождения Григора Хачатряна».
Сам художник рассказывал об истоках своего творчества: «С детских лет я начал заниматься всем, чем угодно: игрой на аккордеоне, на гитаре, фехтованием… В эти же годы я начал писать, хотел создать роман, сочинял стихи, рисовал». Этот ранний, почти ненасытный интерес к разным формам творчества предвосхитил многогранность его будущих художественных практик.
Интересно, что Хачатрян интуитивно пришёл к перформансу, не имея чёткого теоретического понимания этого жанра. «В принципе, я не имел представления, что такое перформанс, потом выяснилось, что акции, которые я делал, называются перформансами. Выходит, что я всю жизнь занимался ими, будь то в школе или на улице». Понимание пришло в начале 70-х, после знакомства с книгой «Модернизм. Анализ и критика основных направлений».
«В результате я сразу же начал свои первые перформансы. Мы вместе с другом, Суреном Навасардяном, арендовали мастерскую на месте нынешнего универмага «Армения» на перекрёстке проспекта Баграмяна, улицы Киевяна и улицы Грачья Кочара, и Первомайский субботник оказался прямо под нашим балконом. Там же была мусорная машина, куда двое рабочих лопатами начали закидывать мусор, я с балкона приказал рабочим сдать лопаты молодым комсомольцам, собравшимся друзьям Сурена Навасардяна и Гагика Арутюняна, и принялся вслух читать газету «Советская Армения», где были напечатаны первомайские лозунги «Да здравствует рабочий класс, который ведёт нас к коммунизму!». Один из лозунгов был наклеен на мусорном баке. Моё выступление было встречено бурными аплодисментами».
Этот эпизод, как и многие другие — собственные «похороны» в институте, «торжественное открытие туалета» — свидетельствует о врождённом таланте Хачатряна превращать повседневность в поле для художественного эксперимента и социального комментария.
Манифест Григора Хачатряна
“Я не человек, я — Григор Хачатрян.
Вы не люди, вы — современники Григора Хачатряна.
Григор Хачатрян — имя высокое и восхитительное”
Этот короткий, но ёмкий текст концентрирует в себе всю суть творчества Грирога Хачатряна. Идея, пронизывающая каждую картину, каждый перформанс, каждую строчку, — это манифест иронии, парадокса, игры со смыслами и провокации. Хачатрян высмеивает стереотипы, подвергает сомнению устоявшиеся истины и призывает к свободе мысли и самовыражения. В нарочитой грандиозности и игре с собственным именем отражается хачатряновская ирония, обращённая как вовне, так и на самого себя. Его ирония — это не цинизм, а особый способ познания мира, обнажающий его абсурдность и одновременно красоту.
Премия Григора Хачатряна
Премия Григора Хачатряна — ещё один пример своеобразного юмора художника. Эта премия, учреждённая им самим, вручается с 1974 года за самые неожиданные заслуги, начиная от «переименования школы имени Прошяна в школу имени Коджояна» до «расшифровки армянских хазов». Среди лауреатов — художники, журналисты, музыковеды, фотографы — все те, кто, по мнению Хачатряна, внёс свой вклад в развитие культуры и искусства, пусть даже самым неожиданным образом. Премия «Григор Хачатрян» — это не столько признание заслуг, сколько ироничный комментарий к самому институту премий и наград.
На фото:
Премия ГРИГОРА ХАЧАТРЯНА вручена
1. Артуру Шахназаряну (музыковед) за расшифровку армянских хазов (1990);
2. Тиграну Паскевичяну (поэт, публицист) за заявление «Я — ГРИГОР ХАЧАТРЯН» (1995);
3. Гоар Саноян (художник) за переименование школы имени Прошяна в школу имени Коджояна, «за то, что вытащила детей из объятий писателя» (1998);
4. Рубену Аревшатяну (художник, критик) за то, что смеялся вместе с Григором Хачатряном (1998);
5. Вардану Джалоену (культурологу, критику) за его прорыв в мире живописи (1998);












6. Николу Пашиняну (журналист) за блестящие формулировки (2000);
7. Ашоту Блеяну (педагог, общественный и политический деятель) за распространение просвещения в тюрьмах (2001);
8. Анне Исраелян (журналист) за теорию прессы (2002);
9. Нади Цулукидзе (художник, куратор, Грузия) за подтверждение влияния эпицентра Григора Хачатряна (2007);
10. Момику Варданяну за вклад в современное искусство (2016);
11. Мгеру Аршакяну за публицистику последнего периода (2017);
12. Сергею Даниеляну за активную гражданскую позицию (2017).
Национальный центр планирования непредвиденных обстоятельств
«Национальный центр планирования непредвиденных обстоятельств», основанный Хачатряном в 2008 году, — ещё один проект, в котором причудливо переплетаются ирония и серьёзность. Планирование случайностей — само по себе парадокс, отражающий абсурдность попыток контролировать неконтролируемое. Хачатрян «планирует» всё — от погоды до политических событий, создавая своеобразную хронику абсурда современной жизни.
«Предпраздничное послание Центра планирования непредвиденных обстоятельств (2016)
<…>
Согласно особым праздничным протоколам, государственные органы поздравляют население через СМИ и предупреждают о возможных опасностях: террористических актах, пьяных водителях, беспечных пешеходах, и ни слова о несчастных случаях, которые произошли по моей вине.
И теперь, дорогие современники Григора Хачатряна, поздравляя вас с днём моего рождения, я умоляю вас, когда вы подниметесь на Масис или сядете пировать за роскошные столы, не поднимайте мой тост, если вы не стоите, потому что этот тост, как и некоторые другие, чреват весьма предсказуемыми последствиями.
Откажитесь от своей лени, эгоизма, нарциссизма и высокомерия, выпивая сидя, имея альтернативу поднять тост Григора Хачатряна за что-то другое — любое качество, кроме резуса, потому что это единственный минус во мне. <…>
К сожалению, в ужасающей статистике, опубликованной после праздников, вы не найдете ни строчки о том, сколько людей сломали ноги из-за употребления спиртного сидя, потому что они справедливо считают это просто совпадением, забывая, что я являюсь руководителем центра планирования непредвиденных обстоятельств, что совпадение было изначально, и совпадение было с Григором Хачатряном, и совпадением был Григор Хачатрян, и то, что произошло, произошло случайно, и ничего не происходит без совпадений. (Отрывок из Евангелия планирования непредвиденных обстоятельств)».
Директор «Национального центра планирования непредвиденных обстоятельств» Григор Хачатрян. 2008. Источник: Официальный сайт Григора Хачатряна
Живопись Григора Хачатряна
От ранних экспериментов с различными видами искусства Хачатрян пришёл к абстракции, найдя в ней плодотворную почву для своих художественных поисков. Его творческий путь в этом направлении начался в 1970-х годах. Вдохновляясь западным искусством, он, тем не менее, уже тогда выработал собственный уникальный стиль, который проявился в работах, представленных на знаковой «Выставке семи» в Музее современного искусства в 1978 году.
Колонна, один из ключевых образов в живописи Хачатряна, символизирует неустойчивость бытия, поиск опоры в хаосе реальности:
Источник: Официальный сайт Григора Хачатряна
Источник: Официальный сайт Григора Хачатряна
Источник: Официальный сайт Григора Хачатряна
«Партия дураков» и политическая сатира
«Партия дураков» — это не столько политическое движение, сколько художественная акция, направленная на высмеивание политической системы и общественных стереотипов. Хачатрян использует политическую сатиру как инструмент критики. Его тексты, наполненные парадоксами и ироничными аллюзиями, заставляют задуматься о природе власти, о роли личности в истории и о границах здравого смысла:
«Ожидание поезда на площади у вокзала, внеочередное заседание Партии дураков (2006)
<…>
Поскольку Партия дураков прекратила свою деятельность как партия, патриотическая или общественная организация, или союз, её члены собрались, чтобы как минимум поаплодировать, похвалить и воздать должное новой замечательной инициативе наших парламентариев — принятому парламентом законопроекту «О творческих работниках и творческих союзах».
Заседание открылось бурными и продолжительными аплодисментами в адрес авторов проекта, правительства, партий, общественных и земляческих объединений, после чего во вступительной и заключительной речах председатель партии Григор Хачатрян не без гордости отметил, какую глупую и неразумную тактику они приняли, считая плодом бездеятельности этот замечательный проект, подтверждающий разумность человека, автором которого мечтали бы стать их братские партии дураков самых цивилизованных стран. Он также отметил, что этот проект является ценным психологическим, нравственным, философским и историческим документом, требующим глубокого творческого исследования, большого духовного и интеллектуального напряжения, лавры которого по праву в первую очередь несёт партия дураков, за счёт выдачи своего бездействия за тактику и стратегию, заслуженно называя авторов проекта творцами и негодяями».
Творчество Григора Хачатряна выходит за рамки традиционных жанров и определений. Его работы — это вызов, провокация, приглашение к диалогу и размышлению. Хачатрян, вооружённый иронией и парадоксом, продолжает свой диалог с миром, оставляя нам право решать, смеяться над его шутками или задуматься над их скрытым смыслом. И в этом, пожалуй, и заключается главная сила его искусства.