Осмысление постсоветского опыта в армянском перформансе

Осмысление постсоветского опыта в армянском перформансе

Рубеж XX–XXI веков. При входе в галерею вместо коврика лежит мужчина в строгом костюме. На его одежде на армянском языке написано «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ». Аудитория вынуждена быть соавтором происходящего: единственный способ войти в галерею — наступить на лежащего человека.

Armine Shahbazyan. Источник: old.evnreport.com

Этот перформанс был реализован художником Азатом Саргсяном дважды: для выставки After the Wall в Стокгольме в 1999 году и для биеннале в Сан-Паулу в 2002-м. Уже произошёл распад СССР, и бывшие союзные республики, включая Армению, оказались на историческом перепутье. Играя роль коврика у входной двери, художник, переживший последние десятилетия СССР, идентифицировал себя с Советским Союзом. Саргсян демонстрировал, как остатки рухнувшей империи пытались наладить контакт с внешним миром, вопреки совершённым ради «социалистической утопии» ошибкам.

Куратор Ева Хачатрян объясняет: «Самокритичный подход художника перерастает в унижение: он идентифицирует себя с ковриком, по которому кто-то может либо пройти, либо вытереть ноги». Всё, что волновало художников постсоветской Армении — идентичность, тело, место бывшей советской республики в мире после распада Союза и место художника в обществе, — оказалось ярко отражено в перформансе Саргсяна.

 

Azat Sargsyan. Welcome, 2002. Источник: old.evnreport.com

 

Перформанс появился на армянской культурной сцене ещё в конце 1980-х, а к концу 1990-х вместе с видеоартом стал важнейшей формой современного искусства в Армении. Как утверждает историк искусства Рубен Аревшатян в своём эссе «Между иллюзией и реальностью», Армения из всех бывших советских республик исторически считалась одной из самых либеральных и открытых. Центральные системы власти были в некотором смысле вынуждены терпеть либеральные настроения южной периферии, чтобы избежать накопления напряжённости. В Армении идеологическое давление было снижено до минимума. Благодаря связям с диаспорой был налажен более-менее постоянный импорт информации из западных стран: к началу 1970-х Ереван стал одним из центров движения хиппи. Благодаря появлению литературного журнала «Garoun» (арм. «Весна») стали очень популярны идеи французского экзистенциализма. В журнале публиковались не только произведения молодых армянских писателей, но и переводы современной европейской, американской и японской литературы и философии.

Обложки номеров журнала «Гарун»

Наконец, был создан Ереванский музей современного искусства — первый и долгое время единственный музей современного искусства в советском блоке.

 

Музей современного искусства в Ереване. Источник: wiki.org

 

В 1970–1980-х годах параллельно с существующими институциональными системами и в их рамках стали появляться художники, считающие себя нонконформистами: Гамлет Овсепян, Варужан Вартанян, Сейран Хатламаджян, Виген Тадевосян, Эдуард Харазян, братья Элибекяны, Вартан Товмасян. В период перестройки возникают новые художественные группы, растёт фрагментация между существующими художниками, институтами и обществом в целом.

 

Сейран Хатламаджян. Источник: wiki.org

 

После распада Советского Союза армянская художественная сцена начинает свободно оперировать критическими дискурсами. Высказывания армянских художников всё больше встраиваются в глобальную художественную систему. Нонконформисты быстро формируют новую сцену, состоящую из молодых деятелей искусства. Мероприятия всё чаще проходят в альтернативных общественных пространствах, за пределами старых институциональных сетей.

Новые институциональные основы современного искусства в Армении закладываются благодаря объединению художников «Третий этаж», которое было направлено «на переход от нонконформистско-культурной диссидентской эпохи к альтернативной художественной ситуации в Армении». А уже в 1996 году открывается Центр современного экспериментального искусства (ACCA/NPAC).

 

Центр современного экспериментального искусства в Ереване. Источник: accea.info

 

На такой плодородной почве искусство перформанса просто не могло не развиться. Так, в 1989 году в рамках выставки в Союзе художников Армении проходит перформанс, известный как «Хеппенинг» (или «Приветствую Союз художников из преисподней», или «Официальное искусство умерло»). Художники появились в костюмах мумий и зомби, представляя себя «жертвами советского режима». Как пишет Анжела Арутюнян, артисты, «одетые как воскресшие призраки, как герои хеви-метала», ворвались на выставку и расхаживали вокруг работ. Этот перформанс в очередной раз привлёк внимание к обещаниям реформ перестройки — надежде на возрождение застойной экономики и дебюрократизации существующих советских художественных институтов.

 

Группа «Третий этаж», «Приветствую Союз художников из преисподней», 1988. Источник: aroundart.org

 

В 1991 году Армения обретает независимость. Появляются более молодые и радикальнее настроенные художники. В 1995-м группа под названием Act инициировала перформанс под названием Art Demonstration в центре Еревана. Художники проходили по проспекту Маштоца с транспарантами, на которых были лозунги «Свободное искусство», «Свободная культура», «Свободное творчество», «Нет искусству». Эта интервенция знаменовала собой попытку современных художников представить будущее «национального» армянского искусства в рамках глобальных современных художественных практик.

 

Группа «Акт». Арт-демонстрация на улицах Еревана, 1995. Источник: aroundart.org

 

Существенным в этом контексте становится вклад женщин-художников. В 2001-м Соня Баласанян организовывает выставку «Крушение иллюзий» — смесь инсталляций, видео и перформансов. Выставка была уникальна по формату и выделялась качественными работами.

Важнейшим объектом художественного исследования в постсоветском армянском перформансе художники делают свою идентичность. Трансформации, начавшиеся в середине 1980-х, приводят к постепенному исчезновению советских представлений о коллективном, а затем — к кризису саморепрезентации. Коллективная идентичность в постсоветской Армении приходит в упадок, и возникает необходимость определить индивидуальную субъективность.

Sonia Balassanian. Shadows of Dust, 2001. Источник: soniabalassanian.com

После определённого бума в 1990-х и начале 2000-х годов перформансисты всё больше начинают интересоваться тем, что Назарет Кароян описывает как «открытие собственного тела» и его «первобытных сущностей вне репрессивных социальных механизмов». Перформансисты критикуют фиксированные восприятия национальной и индивидуальной идентичности и предлагают более текучие способы существования. Эта тенденция была особенно заметна в работах таких перформансистов, как Диана Акопян, Анна Барсегян, Сона Абгарян, Астхик Мелконян, Раффи Давтян. Множество перформансов и акций, говорящих о победе индивидуального над коллективным, создаёт концептуальный художник Григор Хачатрян. Хачатрян предлагал концептуальную методологию, которая позволяла человеку избегать идентичности, сведённой к телу и имени. Слоган самой известной работы Хачатряна гласил: «Вы не люди, вы современники Григора Хачатряна» или «Я не человек, я Григор Хачатрян».

 

Grigor Khachatryan. I’m greater than I think therefore I’m modest (1992). Источник: grigorkhachatryan.net

 

К 2010 году перформанс практически исчезает с армянской художественной сцены. Большинство перформансов, созданных в конце 2000-х и начале 2010-х годов, были сделаны для видеокамеры, в уединённых студиях художников. Тем не менее перформансисты оказали существенное влияние на осмысление идентичности и постсоветского опыта в армянском художественном контексте.

ИСТОЧНИКИ:

1. Body Truth ‖ hetq.am

2. Rediscovering the Body: The Painful Birth of Post-Soviet Performance Art ‖ evnreport.com

3. Ева Хачатрян: «Зрители ждут типично „армянского“ искусства, близкого к Параджанову» ‖ aroundart.org

4. Angela Harutyunyan. The Political Aesthetics of the Armenian Avant-Garde: The Journey of the ‘Painterly Real’, 1987–2004, Manchester University Press, Manchester, 2017.

На обложке — группа «Третий этаж», «Приветствую Союз художников из преисподней», перформанс, 1988. Источник: aroundart.org

Осмысление постсоветского опыта в армянском перформансе