Генрих Игитян: жизнь, посвящённая искусству

Генрих Игитян: жизнь, посвящённая искусству

Инициатор масштабных художественных проектов — Генрих Игитян был многогранной личностью, чья жизнь тесно переплелась с развитием армянского искусства. Материал посвящён вкладу Игитяна в культуру Армении, его достижениям и наследию.

Генрих Суренович Игитян родился 5 марта 1932 года в Тбилиси. Семья вскоре переехала в Ереван, где он получил среднее образование в училище имени Кирова. Детская любовь к искусству привела его к поступлению на филфак Ереванского государственного института русского и иностранных языков имени В.Я. Брюсова, который он окончил в 1956 году.

 

Генрих Игитян. Источник

 

С 1954 по 1961 год Игитян работал в Ереванской средней специализированной музыкальной школе имени П.И. Чайковского: сначала старшим пионервожатым, затем учителем русского языка и литературы. В 1960 году он устроился в отдел армянского искусства Национальной галереи Армении, что способствовало его глубокому погружению в классическое и современное изобразительное искусство.

В 1963 году Игитян окончил факультет истории искусств Академии художеств имени И.Е. Репина в Ленинграде. Продолжая работать в Национальной галерее до 1971 года, с ноября 1968 года он также занимал должность заведующего сектором изобразительного искусства в Ереванском городском Доме художественного воспитания школьников. В этот период он активно публиковал статьи о современных армянских художниках и скульпторах, предвосхищая развитие отечественного изобразительного искусства второй половины XX века.

Генрих Игитян сыграл ключевую роль в популяризации молодых армянских художников, чьи работы сформировали новые направления в национальном искусстве и заложили основу для новой художественной школы. В 1960-е годы, ознаменовавшиеся возрождением армянской культуры и искусства под влиянием таких мастеров, как Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саргсян, Мгер Абегян и Эдуард Исабекян, Игитян стал ведущим теоретиком и лидером нового поколения художников. Он разрушил ряд устоявшихся стереотипов в изобразительном искусстве, сформировав новые представления о современной живописи и отстаивая новаторство и эксперименты.

 

Молодые армянские активисты вокруг Генриха Игитяна. Источник

 

Сам Игитян сформулировал свою жизненную позицию так: «Счастлив не тот, кто идёт по гладкой и проторенной дороге, а тот, кто иногда даже спотыкается, падает и ушибается, укрепляясь в борьбе с трудностью материала, с трудностью поставленных перед ним задач, в борьбе с усвоением новых, неисчерпаемых пластов искусства, в борьбе с окаменением тяжеловесности, в борьбе с точкой зрения, считающейся окончательной».

В 1970 году Генрих Игитян и его жена Жанна Агамирян открыли в Ереване Детскую картинную галерею, быстро завоевавшую международное признание. Выставки работ юных талантов проходили как в Армении, так и за границей, способствуя культурному обмену и демонстрируя самобытное детское видение мира.

 

Генрих Игитян и Жанна Агамирян на открытии Детской картинной галереи в марте 1970 года. Источник

 

Развивая эту идею, в 1978 году Игитян основал Центр эстетического воспитания, ныне Национальный центр эстетики имени Генриха Игитяна (переименован в 2016 году в знак признания его заслуг). Центр, имеющий филиалы в Гюмри, Ванадзоре, Апаране, Горисе, Мегри, Иджеване и Гарни, объединил множество художественных студий. Игитян мечтал о масштабном расширении центра. В 1986 году по его инициативе архитектор Грач Погосян разработал проект нового здания — многофункционального комплекса с театральным и концертным залами, студиями, выставочными пространствами и открытыми площадками для обучения детей со всей Армении. Однако распад СССР и последовавший экономический кризис помешали реализации этого амбициозного проекта.

В июне 1972 года в Ереване открылся Музей современного искусства — событие, ставшее возможным благодаря настойчивости и усилиям Генриха Игитяна, преодолевшего препятствия, характерные как для советской системы, так и для армянского художественного сообщества того времени. Среди первых художников, представленных в музее, были Роберт Элибекян, Ара Шираз и Эдуард Харазян, чьи работы олицетворяли новаторские тенденции в армянском искусстве. Впоследствии экспозиция пополнилась работами таких художников, как Минас Аветисян, Вруйр Галстян, Акоп Акопян, Мартин Петросян, Ашот Оганесян, Арутюн Галенц, Генрик Сиравян, Рафаэль Атоян и Рудольф Хачатрян, каждый из которых внёс свой вклад в развитие армянской живописи.

 

Армянские художники Минас Аветисян, Акоп Акопян и Генрих Игитян. Источник

 

Примечательно, что художник Мартирос Сарьян и скульптор Ерванд Кочар, воплощая давнюю мечту о музее современного искусства, безвозмездно передали ему свои новаторские работы, несущие в себе дух и ритм времени.

 

Мартирос Сарьян и Генрих Игитян. Источник

 

Открытие музея сопровождалось противодействием со стороны властей. По указанию Центрального Комитета было отключено электричество по всему городу. Однако художники, подготовившись к подобному развитию событий, использовали сотни свечей, и музей распахнул свои двери при их таинственном свете. Таким образом, создание Музея современного искусства стало не только важным событием в истории армянского искусства, но и показательным примером настойчивости и преданности Игитяна своему делу.

 

Вруйр Галстян. Портрет Генриха Игитяна, 1979 год. Источник

 

В 1980-е годы коллекция Музея современного искусства пополнилась работами таких молодых художников, как Саргис Амалбашян, Артур Саргсян, Арарат Саргсян, Марина Диланян, Альберт Акопян, Самвел Багдасарян, Аревик Аревшатян, Рубен Григорян, Камо Нигарян, Армен Геворгян, Сона Баноян, Тигран Матулян, Тени Варданян, Габриела Манукян, Нина Хемчян и другие.

Генрих Игитян внёс значительный вклад в развитие и популяризацию армянского искусства как через свою работу в ключевых культурных учреждениях, так и через свои многочисленные публикации. Он был автором ряда монографий («Минас Аветисян», «Современное армянское изобразительное искусство», «Арам Исабекян», «От Овнатаняна до Минаса»), альбомов («Акоп Гюрджян», «Ерванд Кочар», «Минас Аветисян», «Вагаршак Элибекян»), иллюстрированных книг («Древо жизни», «Галерея искусств Ноева ковчега») и статей, посвящённых армянскому искусству и культуре.

В 1980 году Генриху Игитяну было присвоено звание Заслуженного артиста Республики Армения; он был награждён медалями Мовсеса Хоренаци (1999 и 2001), Мхитара Гоша (2001), Хачатура Абовяна (2007), а также золотой медалью Лос-Анджелесского университета (2005).


Генрих Игитян: жизнь, посвящённая искусству