5 марта Генриху Игитяну исполнилось бы 85 лет
13 марта 1970 года в Ереване состоялось торжественное открытие первого в мире Музея детского творчества, основателями которого стали искусствовед Генрих Игитян и его супруга Жанна Агамирян. Они обратились ко всем юным художникам Еревана и его пригородов с просьбой приносить в музей рисунки. Отклик был мгновенный. В первые годы для экспозиции отбирались лишь произведения живописи и графики. Сегодня здесь значительное место занимают работы декоративно-прикладного характера. В 1978 году на базе Музея был основан комплекс — Национальный центр эстетики, в который вошли студии изобразительного и декоративного искусства, детская филармония, детский театр с филиалами по всей Армении.
В 1990 году выставка работ Национального центра эстетики была открыта в Давосе, во время Всемирного экономического форума. В музее экспонируются работы авторов от 5 до 15 лет — учащихся художественных школ, изо-кружков и «самоучек». Здесь и герои любимых книжек, и романтические средневековые замки, пейзажи, натюрморты, улицы родного города и африканские джунгли, портреты, красочные гобелены, мозаики из спичек, аппликации, куклы, маски... В постоянную экспозицию музея вошли 15000 работ из 120 стран мира. Также здесь представлены работы детей из бывшего Союза и зарубежных стран. Громадные витрины галереи вводят посетителя в царство детской фантазии.
В 2013 году здесь ереванском проходила выставка, посвященная 98-летию Геноцида армян 1915 года. На ней были представлены 80 фондовых работ 15 первых воспитанников центра. Идея выставки возникла у Арменуи Игитян, супруги Генриха Суреновича, которая каждый раз открывая ту или иную выставку вспоминала своего учителя – Жанну Агамирян.
…В тот год сыну Генриха Суреновича и Жанны Агамирян Рубену было 14 лет. Талантливый юноша удивлял своих родителей практически каждой работой. На выставке представлен и последний его рисунок - Мадонна с шоколадным младенцем.
..В день аварии Минаса Аветисяна Арменуи гостила у Генриха и Жанны. Придя из школы, Рубен заявил: "Я своим детям буду говорить, что был современником Минаса Аветисяна и Мартироса Сарьяна". К великому сожалению, буквально через несколько месяцев после этого разговора и Рубен вместе со своей сестрой и Жанной погибли в авиакатастрофе.
Да, Игитян прежде всего большой знаток мирового искусства и автор книг о своих любимых художниках: Александре Бажбеук-Меликяне, Ерванде Кочаре, Минасе Аветисяне, Вруйре Галстяне, Ашоте Ованнисяне.
Любим читателями и его двухтомник «Армянская палитра». Англоязычная и русскоязычная книга «Армянская палитра XX века» является первой частью двухтомника, где представлены величайшие представители армянского искусства 20-го века. Биографии художников сопровождаются репродукциями хорошего качества и аналитических текстов автора. Эта книга прекрасный путеводитель по изучению армянского искусства 20-ого века и особенно по искусству 1960-80-х годов. Чуть позже вышла вторая книга «Армянская палитра. Новое поколение».
Но для Генриха Суреновича искусство всегда синтезировалось с обостренным поиском правды, с гражданской позицией. Его выступление на съезде народных депутатов СССР в адрес Михаила Горбачева многие передавали цензурированно. Мы цитируем эту знаменитую речь-обвинение:
«Из всех человеческих недостатков наихудшим является предательство. Да, вас, Михаил Сергеевич, предали. Вас предала кучка негодяев. А скольких людей предали вы?
Вы предали старых фронтовиков-орденоносцев, инвалидов Великой Отечественной войны, которых в Нагорном Карабахе дубинками на глазах у детей и внуков. Глупые юнцы нашей доблестной Советской армии, руководимые вашим эмиссаром Поляничко. Вы предали целые народы, которые шли с вашим портретом на демонстрации. Народ на народ, рабочий на интеллигенцию…Словом, разделяй и властвуй! Вы, безусловно, талантливый политик». Дальше Генрих Суренович произносит армянскую пословицу: «Проститутке остаётся только проституция» ( «Бозин бозуцютюна аснум»).
Счастливыми «кадрами» в его жизни было возвращение отца с фронта, переезд из Грузии в Армению, когда Генриху было всего 14 лет…
Счастливой встречей было для него ученичество у Григория Мнацакановича Хачатряна. Без него не получить Генриху аттестата. Мальчишка был упрямый и учил только те предмеры, которые ему нравились…На филологическом факультете Ереванского педагогического института русского и иностранных языков им. В. Брюсова учился хорошо, потому что ему нужна была стипендия. Чтобы обрести финансовую независимость, еще и подрабатывал. Потом был еще Ленинградский институт изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (факультет теории и истории искусств). В 1960 году Генрих Игитян начал работать в Национальной галерее Армении.
Еще один счастливый «кадр» – его встреча с Григорием Ивановичем Асратяном – мэром города, по тем временам председателем горсовета. Игитян вспоминал: «Я не встречал в жизни человека более цельного, организованного и внимательного ко всем человеческим проблемам. Ему было решительно интересно все, что касалось судьбы Еревана, Армении, нашей культуры…Он умел слушать, делать выводы. Мне даже не потребовалось особых усилий, чтобы убедить его в необходимости создания первой в мире Детской галереи, которая после превратилась в Музей детского творчества Армении. В 1972 году Асратян всячески содействовал созданию первого в СССР Музея современного искусства, который успешно функционирует и поныне. Очень помог нам и Карен Серопович Демирчян. Уже через 2-3 дня после своего назначения он вызвал меня к себе и заверил, что мне больше никто и никогда мешать не будет. Демирчян помог мне создать Национальный центр эстетики, который, благо, продолжает и по сей день свою работу. И Асратян, и Демирчян прекрасно осознавали значение культуры для своего народа».
В 2001 г. году Генрих Игитян был награжден медалями "Мовсес Хоренаци" Республики Армения и "Мхитар Гош" Нагорно-Карабахской Республики. В 2005 году ему присвоена золотая медаль Лос-Анджелесского университета.
Он ушел из жизни 11 мая 2009 года от продолжительной болезни. Светлая память, Генрих Суренович…