Художник Роберт Элибекян: «Я всегда говорил про Армению, что это Богом наделенное пространство»
Фамилия Элибекян знакома многим ― это династия великих художников, берущая свое начало от Вагаршака, известного живописца старого Тбилиси. Работы старшего сына, Генриха, исполнены тревожными образами, внутренним беспокойством. Это кардинально отличается от картин его младшего брата, Роберта, чьи полотна романтичны, экспрессивны и напрямую связаны с театром. Хотя этой теме он верен, в искусстве художник не избегает осмысления трагических страниц Армении.
Роберт Элибекян ― живописец, сценограф и признанный армянский мастер, чьи работы представлены в галереях по всей Европе. Он родился в семье Вагаршака Элибекяна, известного художника из Тбилиси. С этим городом живописца связывают тёплые воспоминания:
«Важно все: тут и судьба, и образ жизни, и Тбилиси, где я жил до Еревана. Праздничный город в моем представлении».
Детские впечатления, яркие театральные образы — всё стало основой его творчества. С юных лет Роберта переполняла сила, требующая художественного воплощения, на это во многом повлияла окружающая среда и воспитание. Отец, Вагаршак Элибекян, был основоположником армянского ТЮЗа в Тбилиси, ставшего позже Армянским государственным драматическим театром им. Шаумяна (сейчас это театр им. Адамяна). Театр стал неотъемлемой частью жизни юного живописца, его стало интересовать всё: от сценографии до костюмов актеров.
Своего отца Роберт называл «Папашей Сезанн»: как и Сезанн, он помог своим сыновьям получить достойное образование и всячески поощрял занятия искусством — оба стали известными художниками за пределами Армении.
В одном интервью Роберт подчеркивал роль Вагаршака в начале творческого пути:
«Мой отец тоже поставил нас с братом на ноги, дал образование. Когда меня не приняли в Тбилисскую академию художеств (не хватило двух баллов для поступления), внял совету своего друга, который, посмотрев мои работы, сказал, что нам следует переехать в Ереван, где я мог бы учиться в Театрально-художественном институте. Отец тогда круто изменил свою жизнь, мы всей семьей переехали в Армению».
В 60-е годы они переехали с семьей в Ереван, где Роберт поступил в Ереванский художественно-театральный институт. Интеллектуальная жизнь города сразу захлестнула живописца: здесь он познакомился с важными фигурами, мэтрами армянского искусства и литературы, Мартиросом Сарьяном, Уильямом Сарояном и многими другими деятелями. Элибекян сразу влился в новый контекст, он нашел свое место и почитался в среде, начиная с самой первой выставки в Доме архитекторов.
Художественный язык и особый стиль складывались из синтеза увиденного в детстве и фантазий. Роберт всегда подчеркивал, что творчество — это жизнь, он неразрывно связан с тем, что создает. В полотна вложены глубокие переживания.
Темы театра, карнавала, сказки, праздника выразились в буйстве красок, линий и фактур его картин. Этим образам он оставался верным с самого начала, хотя художественный стиль менялся с возрастом.
Роберт Элибекян считал, что «быть творцом красоты – это гражданская позиция». С самого детства он с особым трепетом относился к Армении, а её трагические страницы переживал особенно тяжело:
«У меня было несколько таких потрясений: землетрясение, Сумгаит, Карабах. Очень сильно и глубоко пережил уничтожение джугинских хачкаров. Эта катастрофа что-то сдвинула во мне, и я написал свою серию крика, скорби».
За годы плодотворной непрекращающейся деятельности он работал в разных направлениях, начиная от живописи и заканчивая декорациями и костюмами для цирковых и балетных постановок. В искусстве для него нет малозначимых тем: в каждую работу он вкладывает всего себя. Вероятно, с самого детства и до сих пор его ведёт тайная необъяснимая сила. В одном из своих интервью художник развивает эту мысль:
«В чем причина, что каждый день прихожу в мастерскую? Рисую или нет — не так существенно. Десятки лет я живу в таком ритме. Значит, есть тайная сила, которая манит и приводит меня в пространство, которое называется мастерская. Место, где меня ожидают четыре подрамника с натянутым холстом. Прошли годы, но я сам для себя не смог выяснить, по чьему велению я прихожу сюда. Тайна, которая, кажется, до конца остается необъяснимой».
На обложке — картина Роберта Элибекяна. Источник: официальный сайт Арега Элибекяна.
В материале использованы фотографии с официальной страницы Арега Элибекяна, а также из журнала Design Deluxe и Википедии.
Цитаты из интервью Норе Канановой для Голоса Армении.