О первом в СССР музее современного искусства и новой армянской живописи
Ереванский музей современного искусства был основан в 1972 году. Он долгое время оставался единственной галереей авангарда в СССР. Мы поговорили с заведующей отделом культуры музея, Лусине Нагдалян. Мы обсудили национальный модернизм, проблему развития и поддержки современных художников и отношение зрителей к абстрактной живописи.
В 1972 году искусствовед и педагог Генрих Игитян основал первый в СССР музей современного искусства. У него была мечта — создать галерею в Ереване, чтобы помочь тем, чье творчество несовместимо с социалистическим реализмом. Они выходили на улицы, создавали полотна или скульптуры, но не могли надеяться на поддержку Союза художников: не получали бесплатные краски, не ездили в дома отдыха. Они оформляли детские книги или работали на обычных предприятиях. Генрих Игитян решил собрать нестандартных художников вместе и подарить им площадку, где они могли развиваться, не покидая родную Армению.
Замысел Игитяна поддержал мэр Еревана, Григор Осратян. Отзывчивый человек, любитель искусства, он предоставил для музея первый этаж жилого дома на проспекте Месропа Маштоца. Там Ереванский музей современного искусства находится до сих пор. Он пережил землетрясения, тревожные девяностые годы, военные конфликты, сохраняя свой фонд и устраивая новые выставки в любой момент, когда это было возможно.
Он был единственным музеем неакадемического искусства на протяжении 20 лет, до самого распада СССР. В социалистическом блоке только в Югославии, в Белграде, была в 1964 году основана похожая галерея, но там выставлялся европейский модернизм.
Экспозиция музея делится на две части: постоянную и временную. В постоянной коллекции собраны образцы направления живописи и скульптуры национального модернизма. Хоть учреждение и называется Музеем современного искусства, правильнее было бы называть его Музеем модерна.
«Один искусствовед назвал армянское искусство 60-90-х годов национальным модернизмом. Звучит странно, модернизм — это же общемировое понятие. Он не может быть национальным, как математика или шахматы. Но в Армении художественный процесс проходил иначе», — объясняет художница и искусствовед Лусине Нагдалян. Она заведует выставочным отделением в Ереванском музее современного искусства, организует временные экспозиции с участием начинающих и профессиональных художников.
Лусине с детства занимается живописью и участвует в творческой жизни Армении. В раннем возрасте она посещала Центр эстетического воспитания, который также создали Генрих Игитян с женой Жанной Агамирян. Они же основали знаменитый Музей детского творчества.
«В Центре эстетического воспитания была очень либеральная атмосфера. Нас не учили академическому рисунку. У меня были прекрасные преподаватели. Мы очень свободно выражали себя, они нас не учили. Когда я повзрослела, и пришло время поступать в институт, мои учителя посоветовали не продолжать классическое обучение. У меня был свой почерк, свое видение, и они боялись, что академия меня “испортит”. Поэтому я пошла на искусствоведческий факультет».
Лусине считает, что было бы очень сложно выделить общие тенденции и движения в современной армянской живописи, но лишь потому, что невозможно собрать вместе всех творческих людей Армении:
«У нас очень много художников на душу населения, однако очень мало частных галерей. А чтобы состояться художнику, он должен пройти через галереи, выставки, проекты, а потом только попасть в музей. И так получилось, что у нас в музее есть большой выставочный зал для проектов, помимо главной экспозиции. Мы очень часто предоставляем его молодым художникам в качестве экспериментальной площадки».
В своих работах Лусине применяет современные технологии. «У меня был маленький ребёнок, в мастерскую ходить не было возможности, но я очень хотела рисовать. Я начала использовать компьютер, деконструировать фотографии. Я просто уединенно, тихо рефлексирую об окружающей обстановке, рисую то, что нельзя выразить словами. Я вкладываю мысли и эмоции, а потом выхожу с чувством победы, освобожденная».
В Ереванском музее современного искусства уже в 80-х годах висели работы армянских абстракционистов. В Армении было больше творческой свободы, чем в других республиках. Художникам разрешили думать о своих корнях, продолжать историю народной культуры, интерпретировать древние символы. Выходит, обращаясь к народным традициям, творческий человек отклоняется от классики и канонов изобразительного искусства. Представители национального модернизма вдохновлялись армянской миниатюрой, традиционными орнаментами, мифологическими и литературными символами.
Например, в 1962 году в Союзе художников открылась «Выставка пяти». Для ее участников цвет играл гораздо большую роль, чем содержание работ. Их обвиняли в использовании свободного от академизма стиля и в отказе от социально-исторических тем. Обращение к цвету не было упражнением в формализме — художники вдохновлялись уникальными армянскими пигментами, которыми красили шерсть для ковров и расписывали книги.
Тем не менее, современный зритель не сильно отличается от советского. Люди охотнее идут в исторический музей, чем в галерею современной живописи. Национальные образы, выраженные на авангардных картинах, сложно распознаются, или уж точно кажутся гораздо менее очевидными, чем отпечатки истории, представленные в классических музеях.
Мы спросили Лусине Нагдалян, в чем причина сопротивления перед современным искусством. «Нет насмотренности глаза. Нужно с молодых лет всё это видеть и в этом жить. Наших школьников скорее поведут в классические музеи. Я не против, но было бы здорово, если бы они привыкали и к другому творчеству. В Европе люди украшают современными полотнами интерьеры домов. Я была в Центре Помпиду: школьники приходили, садились посреди зала и срисовывали самые причудливые работы. А у нас до сих пор абстрактная картина вызывает недоумение».
Залы Музея современного искусства. Фото редакции.
Музейная деятельность, которую осуществляет Ереванский музей современного искусства и другие галереи авангардной живописи, заключается в том, чтобы дать художнику надежду. Только музейный работник, уважающий нестандартное творчество, может довериться интуиции и помочь начинающему таланту. «Сейчас всё очень эфемерно. Раньше были критерии в классическом искусстве: нужно было, чтобы у мастера был навык, образование», — комментирует Лусине. «Сейчас можно просто выставить картину и узнать, есть ли в ней что-то особенное. Всё может быть. Всё решает человек».