Глазунов и Спендиаров: дружба композиторов
Александр Спендиаров — классик армянской музыки, автор оперы «Алмаст» — в 1890–1895 годах учился на юридическом факультете Московского университета. По окончании учёбы уехал в Санкт-Петербург и в течение четырёх лет осваивал курс композиции у Николая Римского-Корсакова. Тогда же Спендиаров познакомился с Александром Глазуновым. Вскоре знакомство двух композиторов переросло в крепкую дружбу, сохранившуюся до конца жизни.
О дружбе с армянским композитором Александр Глазунов рассказал в 1929 году в очерке, посвящённом памяти Спендиарова. Вспоминая друга, Глазунов восхищался его творчеством и человеческими качествами.
Воспоминания об А.А. Спендиарове
А. Глазунов
Предложение посвятить памяти моего покойного друга Александра Афанасьевича Спендиарова настоящие строки, в связи с первой годовщиной со дня его смерти, я получил накануне моего отъезда в Барцелону [Барселону. — Прим. ред.], где мне предстояло продирижировать в течение менее недели двумя концертами при десяти репетициях.
Несмотря на усиленную работу, я счёл своим долгом откликнуться на чествование памяти безвременно скончавшегося великого композитора.
Нисколько не будучи литератором, я прошу не винить меня за недоделанность и спешность заметки.
Познакомил меня с А.А. Спендиаровым наш общий учитель Н.А. Римский-Корсаков, приблизительно в конце 1890-х годов. Он был чрезвычайно доволен результатами работ Александра Афанасьевича, видя в нём даровитого композитора и серьёзного музыканта, легко овладевающего техникой письма. Несколько времени спустя, по окончании занятий Спендиарова с Римским-Корсаковым, появились знаменитые «Три пальмы», — яркое произведение, сразу обратившее на себя всеобщее внимание и создавшее автору его громкую славу.
Моё знакомство с Александром Афанасьевичем мало-помалу перешло в тесную дружбу, к которой вскоре присоединились все члены нашего кружка. «Три пальмы» были немедленно изданы фирмою М.П. Беляева, что много способствовало распространению произведения у нас и на Западе. Сам Спендиаров сделался желанным гостем в домах всех видных музыкантов. А.А. Спендиаров был мне всегда близок и дорог, как высокоталантливый самобытный композитор и как музыкант с безупречной, широко разносторонней техникой. Армянин по происхождению, А.А. Спендиаров увлёкся задачей поднять на высокохудожественную высоту музыку своего родного народа, и в этой области творчества он не имеет себе равных. Как выражался покойный А.К. Лядов, его Восток был новый, до того времени не использованный отечественными творцами.
В музыке Александра Афанасьевича чувствуется свежесть вдохновения, благоухание колорита, искренность и изящество мысли и совершенство отделки.
Начиная с 1909 года я три лета провёл в Ялте, пользуясь исключительным гостеприимством дорогого друга-хозяина.
В последний свой приезд в Ленинград, незадолго до своей смерти, А.А. Спендиаров оказал мне честь остановиться у меня в моей квартире. На мой взгляд, он выглядел несколько усталым, и я убедился, что здоровье его заметно пошатнулось. В этот же приезд во время дирижирования концертом из своих произведений в Филармонии с ним случился сердечный припадок, очень всех нас напугавший. Обморок, к счастью, был кратковременным, и с разрешения присутствовавших в зале врачей Александр Афанасьевич благополучно довёл концерт до конца.
Проводя много времени в обществе дорогого, горячо любимого мною композитора-друга, я имел полную возможность наблюдать за процессом его творчества. Он работал хотя и с лихорадочным увлечением, но довольно медленно, тщательно отделывая все детали, добиваясь того, что называется «попасть в точку».
К себе он относился со строгой самокритикой, переделывая сочинения даже после того, как они появились в печати. Как пример, укажу на сделанные им некоторые изменения в конце «Трёх пальм».
Как личность — Александр Афанасьевич пользовался всеобщей любовью. Это был человек обаятельный, кристаллически честный, скромный и бесконечно добрый.
Я очень скорблю, что сложившиеся обстоятельства помешали мне принять участие в работе по приведению в порядок недописанной оперы А.А. Спендиарова. Полагаю, что эта работа находится в самых достойных руках.
Я искренно убеждён, что оперу «Алмаст», хорошо мне известную по слышанным в концерте отрывкам и в авторской передаче, ожидает громадный успех, который ещё больше упрочит славу великого народного композитора.
Барцелона
19 марта 1929 года
Источник: Журнал «Советская музыка». — 1939. — № 9 (72).