Армянский Новый год: с древних времён до наших дней
Новый год в Армении, как и во многих странах, один из самых древних и любимых праздников. По своей масштабности и массовости он занимает первое место среди праздников года. Переход в новый год — это не просто смена календарного цикла, а связь с глубокими духовными традициями.
На протяжении веков армяне отмечали несколько праздников, связанных с наступлением нового года. Их названия были разными: Каханд, Навасард, Аманор, Таремут, Нахратог, Тареглух, Лоле, Цагкымут.
Аманор в армянской мифологии был богом, олицетворяющим Новый год. Это божество «плодородия и плодоношения, охраняющее урожай». Братом Аманора был Ванатур — бог гостеприимства. Новый год посвящался Аманору и Ванатуру. Именно поэтому новогодний стол должен был быть широким, отражающим щедрость и блага Аманора, а хозяева гостеприимными, как Ванатур.
В самом древнем виде Новый год был праздником пробуждения природы и начала сельскохозяйственных работ и отмечался в день весеннего равноденствия — фактически в первый день весны, 21 марта. Когда свет окончательно побеждал тьму, день — ночь, а добро — зло, наши предки на Армянском нагорье праздновали день верховного бога своего пантеона — покровителя природы и растительности. Это также день первого человека — Адама (как начало месяцев).
В этот день люди поздравляли друг друга и обменивались подарками. Так Новый год традиционно праздновали ещё до возникновения библейской Вавилонской башни. После её разрушения и разделения языков люди поздравляли друг друга словами: «Новый день, новый год. Сегодня мы вошли в нашу страну, которую унаследовали».
Слово «каханд» происходит от латинского слова calendae, которое в армянском языке получило значение первого дня нового года — дня весеннего равноденствия 21 марта, символизирующего пробуждение природы. Лучшее объяснение слова «каханд» дал Анания Ширакаци в своей книге «Космология и календарь»: «Что такое каханд и кахандикос? Каханд — начало месяца, а кахандикос — день начала нового года».
В разных областях Каханд отмечался с масштабными торжествами, в храмах проводились праздничные обряды, сопровождаемые музыкой и танцами.
Всё население, независимо от возраста, участвовало в этих празднествах. Особенно важно было освещать дома, поскольку считалось, что свет — символ силы, энергии и процветания, которые должны сопровождать человека весь год.
С приходом христианства празднование Нового года претерпело некоторые изменения, однако его символика и основное значение сохранились. В различные исторические эпохи Новый год мог начинаться в разные дни, но основная идея обновления и надежды на лучшее будущее оставалась неизменной.
Сегодня, несмотря на то что календарь и дата начала года изменились, многие традиции и обычаи, связанные с праздником, сохраняются в армянской культуре. Новый год продолжает быть самым важным праздником, объединяющим людей и напоминающим нам о духовных ценностях. Как и прежде, он даёт нам надежду на новый, более успешный год.
Дом-музей Лусик Агулеци
специально для Армянского музея Москвы
Все фотографии предоставлены Домом-музеем Лусик Агулеци