Фрунзик Мкртчян: «Наша профессия — познание человека»
29 декабря 1993 года остановилось сердце человека, дарившего радость миллионам людей. Холодной, очень трудной для Армении зимой не стало Фрунзика Мкртчяна — великого актёра, которого любили во всём Советском Союзе. Ему было всего 63 года.
Что для Фрунзика Мкртчяна, народного артиста СССР, значила его работа? Как он воспринимал профессию актёра? Чем руководствовался, создавая тот или иной образ? Обо всём этом мы можем узнать со слов самого Фрунзика. В 2009 году в свет вышла книга искусствоведа и кинокритика Коры Церетели «Фрунзик Мкртчян: Я так думаю…». Помимо повествования о жизни Фрунзика, в ней впервые были собраны его размышления, воспоминания и автобиографические рассказы.
В день памяти замечательного актёра публикуем два его небольших очерка — «О муках рождения образа» и «О работе актёра».
ФРУНЗИК МКРТЧЯН
О муках рождения образа
Должен признаться — не со всеми режиссёрами я могу работать. Наверное, кто-то считает меня «трудным». И всё потому, что я очень люблю спорить. Можно даже сказать, что это основной принцип моей работы.
Сначала я спорю с автором: почему он именно так написал, а не иначе, и зачем. Я в это время бываю похож, как говорил мой любимый учитель Вартан Аджемян, «на голодную кошку, которая кружится вокруг горячей пищи в миске: и хочется, и страшновато попробовать». Мне всегда интересно, почему герой произносит этот, а не другой монолог и где это происходит. Ведь не случайно Андрей Болконский услышал Наташу в лунную ночь и не случайно хромал Ричард III. Наконец после долгих и мучительных размышлений, поверив в роль, начинаю спорить с режиссёром. Потом начинается самый большой спор — с самим собой: смогу ли я справиться с этой ролью? И внутренний голос, мой истинный друг, ничего не тая, напоминает мне о моих возможностях. Слабостях и недостатках. После выяснения всего этого и подведения итогов происходит «объяснение в любви», встреча с музой ли или с вдохновением — не знаю, как это называется. Но, наверное, это и есть творчество…
А короче я скажу так: роль как мышь. Вокруг неё кружишься, обнюхиваешь, примериваешься и потом внезапно, как кот, бросаешься на неё.
Мне дороги все образы, созданные мною на сцене и на экране, но ни один из них не удовлетворил меня до конца. Это всё равно не то, о чём я мечтаю. Поэтому, когда меня спрашивают, которая из моих ролей самая любимая, я отвечаю: наверное, та, которую мне ещё предстоит сыграть.
О работе актёра
Работа актёра — это нечто особенное, отличное от всех видов труда и деятельности человека. Должен вам сказать — актёр работает не только на сцене или в кадре, как думают многие наши зрители.
Вот закончилась репетиция, спектакль или съёмки, и пошёл себе актёр… отдыхать. Некоторые актёры так и поступают.
Ну и что хорошего из этого получается?
Мой учитель Аджемян работал даже когда ехал в трамвае на работу. Что-то записывал на мелких клочках бумаги. Какие-то последние штрихи к вечернему спектаклю. И во время собраний всяких, совещаний, которых по тем временам было выше всякой нормы, он постоянно что-то рисовал. Потом оказывалось — делал эскизы мизансцен. Как двигаться по сцене, как, когда и куда пойти при соответствующей реплике, как взаимодействовать с партнёром. Я наблюдал, как работал замечательный актёр Левон Зорабян. Он какие-то кружки рисовал, какие-то странные знаки, и его знаки обозначали разные чувства, и при этом он разговаривал, отвечал на вопросы…
У каждого актёра свой метод.
Я всё время работаю. Дома, какие бы ни были разговоры, пришли гости, что-то говорю, мне что-то отвечают. А мысль всё время работает — так и кружится вокруг образа, который мне предстоит создать на сцене или на экране. Я всё примеряюсь к нему. Часто брожу по улицам. Иногда по ночам. Громко проговариваю текст, и от меня шарахаются редкие прохожие. И дома, и на улице внимание автоматически включается, только когда происходит что-то интересное или увижу какие-то краски, какие-то жизненные подробности, которые могут пригодиться мне в лепке образа, над которым работаю.
Удивительно, как избирательно работает этот механизм наблюдательности и памяти. Мне кажется, я даже во сне работаю.
При этом меня постоянно мучает мысль: а не подражаю ли я кому-то. Очень ценю и берегу свою самобытность. Мне кажется, для актёра это очень важно. Наша профессия — познание человека. А это ведь самое сложное. Это познание продолжается всю жизнь.
Источник: Кора Церетели. Фрунзик Мкртчян: Я так думаю… К 80-летию со дня рождения актёра. — Нижний Новгород : ДЕКОМ, 2009.
Фото обложки: кадр из фильма «Песнь прошедших дней» / kino-teatr.ru