Асмик Баграмян: всё о новогодних ритуалах
Новый год — один из самых любимых праздников едва ли не всех жителей планеты Земля. В Армении к нему относятся с особым трепетом — накрывают богатые столы, иногда даже в кредит. Угощений должно быть много и, желательно, много мясных блюд. Но в древности всё было иначе, и новогодних традиций было больше.
Есть нечто общее, что роднит языческий Новый год и европейский. И сегодня этот праздник по-прежнему символизирует начало новой жизни, возможность переосмыслить ошибки прошлого.
Древние традиции канули в лету, но есть в наши дни и те, кто сохраняет и передает их подрастающему поколению. Например, Асмик Баграмян, которая досконально изучила всю армянскую кухню и связанные с Новым годом ритуалы. В селе Памбак Лорийской области Асмик создала этнографический театр — «Дом сказки».
Каханд и армянское гадание
Каханд от латинского «caland», что в переводе значит «календарь». В армянских преданиях в ночь под Новый год дети начинают колядовать — ходят из дома в дом и поют. А хозяйки одаривают детей сладостями. Этот ритуал обхода домов направлен на приумножение богатства и удачи в Новом году.
В древней Армении также была распространена бытовая магия. А начиналось всё с порога. Хозяйка дома поздно вечером накидывала красной тряпочкой входную дверь и рисовала на ней крест мукой.
«Крест — это символ Солнца. Им помечали дверь, чтобы в дом заглянуло добро, чтобы в дом пришло новое Солнце и новая жизнь. Вообще тогда не просто накидывали красную тряпочку на дверь, но и колядовали ею по дому. То есть каждый угол дома ею освещали. Потому что красный цвет приносил удачу и здоровье», — рассказывает Асмик.
Гегам Гуликян в роли Каханд Пап. © Ани Гнуни
Армянский Дед Мороз
Словом Каханд называли также армянского Деда Мороза. Каханд Пап, согласно легенде, живёт высокого в горах, в пещере. И спускается оттуда лишь раз в год на своем осле. В течение этого года он мастерит своим внучатам подарки. Функционально похожий на знаменитого Санту и Деда Мороза, Каханд Пап выглядит совершенно по-другому. Белый кафтан в пол и скромная жилетка — вот и всё одеяние дедушки.
«С древних времён и по сей день миссия Каханд Папа — невидимая добродетель. Взрослый человек передаёт что-то младшему поколению. Это может быть всё что угодно — ритуальная кукла, сладкое что-то. Но это должно носить какую-то информацию. Связь между старым годом и новым. Это было обязательным. Но добродетель должна была быть невидима. И если бы меня спросили, какого добродетель цвета, я бы сказала, что она бесцветна. Потому что каждый из цветов несёт свой код и требует объяснения», — напускает новогоднего колдовского тумана Асмик.
Асил-Басил и Тареац
Эпицентром армянского праздника всегда был хлеб. Его пекли, и на нём же гадали. Самым важным был Тареац (хлеб года) — сладкий праздничный новогодний хлеб. В него по традиции клали фасоль, и тот, кому она попадалась, станет носителем счастья в доме, в котором он живёт. И если эта фасоль попадалась гостю, хозяева дома грустили, ведь он заберёт с собой всё счастье. И этого человека называли «Довлат», что в переводе с персидского значит «удача».
Бабушка Кнкуш, жительница села Памбак в роли хозяйки. © Ани Гнуни
«Перед тем, как разрезать Тареац, выходили во двор и звали Довлата. Пели: «Где ты, в горах ли, где ты, приди». И эта традиция тоже часть колядок новогодних», — рассказывает руководитель театра «Дом Сказки».
А ещё в древности гадали на маленьких фигурках из теста. Их называли Асил-Басил или Асил-Васил. По древним традициям, бабушки их пекли в ночь, пока домочадцы спят. Они мастерили маленьких человечков по подобию каждого члена семьи и просили благополучия для них. Вообще Асил-Басил мог быть любой формы — это мог быть мешочек, игрушка или животное, в зависимости от того, какое желание загадали. Потом фигурки отправляли в печь. И если фигурки хорошо поднимались — загаданное желание обязательно сбывалось. Примечательно, что одного Асил-Басил нужно было сохранять весь год и сжигать его перед Новым годом. Считалось, что он впитывал всю негативную энергию за год.
«У нас хлеб всегда связывался с Богом, с Солнцем. Вообще в приготовлении новогоднего хлеба центральное место занимало просеивание муки. Мука символизировала чистоту, символ начала и конца. И сам процесс приготовления хлеба уже был праздником. Дети пели, танцевали, радовались», — объясняет Асмик.
Гегам Гуликян, бабушка Кнкуш и дети из села Памбак разыгрывают типичную новогоднюю сценку. © Ани Гнуни
Новогодний армянский стол
Новогодний армянский стол в древности был исключительно постным. Ведь на это время всегда приходился Великий пост.
Новый год начинался с фасоли. В эти дни обязательно нужно было съесть фасоль. А еще пасуц-толму — постную толму. В ней было от 3 до 7 видов семян. И чем больше в ней было зерновых, тем удачливее считался год. А ещё на столе должен был присутствовать обязательно авелук — конский щавель. Его сушили летом и всегда подавали на стол.
«Эти блюда, кажется, были пророческими — предрекали урожайный и удачный во всех смыслах год. Вы спросите меня о десертах? На армянском столе обязательно присутствовали сладкие блюда. Гата, разные фрукты, орехи, сухофрукты. Это всё нужно было обязательно съесть, иначе Новый год не придёт», — завершает свой рассказ Асмик Баграмян.
Ани Гнуни (Ереван) специально для Армянского музея Москвы