История армянской музыки
Общая характеристика музыкальных произведений
Древняя и средневековая армянская музыка (народная и профессиональная) монодического склада, главным образом одноголосна, но с элементами многоголосия — тянущийся тон, простые виды антифонного пения. Армянская монодия обладает обширной системой диатонических ладов (лады неоктавные, с серединным положением тоники, с наличием на разных ступенях побочной опоры, применением различных альтераций) и богатейшей ритмикой (распространены всевозможные смешанные метры). Все ее формы, от простых крестьянских песен до тагов, тараканов или гусанских мелодий, основаны на широком использовании различных приемов мотивно-тематического развития. Армянская монодия интонационно уравновешена, отличается внешней сдержанностью выражения.
Армянская музыка, скрещиваясь с культурами некоторых древних народов Передней и Малой Азии и ассимилируя передовую для своего времени культуру Урарту, развивала свои самобытные черты. В период становления единоязычного рабовладельческого государства сложился монодический, одноголосный склад, образовалась система основных выразительных средств армянской музыки, определились первоначальные ее ветви: крестьянская, гусанская и культовая (языческая). Вслед за принятием христианства в 301 году закладываются основы музыки христианской церкви.
Армянская музыка достигает значительных успехов в эпоху развитого феодализма (X–XIII вв.) после изгнания завоевателей и восстановления политической независимости страны.
Большое место занимают трудовые песни, а среди них — земледельческие: песни пахоты, молотьбы, аробные.
Песни о тяжелой жизни трудового крестьянина близки по духу жанру песен пандухтов (скитальцев, уходивших в далекие края на поиски заработка). Значительное место в крестьянском музыкальном фольклоре занимают песнепляски. Широко представлен любовно-лирический жанр. Имеются также бытовые, сатирические, шуточные, застольные, студенческие песни, песнепляски (исполняющиеся при сольном танце).
Музыка гусанов преемственно связана с крестьянским фольклором, но имеет самостоятельный стиль. В древности гусаны делились на сочинителей, сказителей, музыкантов, танцоров, актеров и пр. Излюбленной формой стихосложения армянских гусанов средних веков был айрен.
С конца XVII века интенсивно развивается армянское ашугское искусство. Ашуги создавали для своих стихов оригинальные напевы, усвоив эту традицию от средневековых тагасацев (создателей тагов). Напевы ашугов передавались изустно и лишь со второй половины XIX века были записаны нотами. Творчество ашугов индивидуально, у каждого из них наблюдается преобладание того или другого интонационного источника, вместе с тем искусству ашугов присущи и общие черты. Мелодии их песен более открыты эмоциональны, чем крестьянские и городские народные мелодии, более гибки по ритму и развернуты по форме.
После изобретения новой письменности (конец IV – начало V вв.) одновременно с обучением грамоте в вардапетаранах (школах при монастырях) преподавалась теория музыки, сочинение, пение. Среди учителей музыки и создателей духовных песен в IV–VII веках: Месроп Маштоц, Саак Партев, Иоан Мандакуни и др.
Духовная армянская музыка заимствовала интонационный строй крестьянской песни. Первые шараканы отмечены лаконичностью формы, ясностью содержания, их тексты и мелодии просты, малообъемны. В отличие от псалмов, где главенствует речитатив, их основное качество — напевность.
В V веке была произведена систематизация гласов, в VII веке Барсег Чон составил первый сборник тараканов («Чонынтир шаракноц»), в VIII веке Степанос Сюнеци произвел вторую систематизацию гласов, ввел в церковную музыку канон. В VIII–IX веках изобретаются системы экфонетической и музыкальной нотописи — хазы.
В X веке появляется новая ветвь профессиональной монодической музыки — таги (крупные, духовные и светские вокальные пьесы лирично-созерцательного, эпического или драматического характера). Истоки тагов — в крестьянском и гусанском творчестве.
Во второй половине XI века возникает усовершенствованная система музыкальной нотописи «хазы манрусума», которая позволяла точно фиксировать мелодию. К этому же времени относятся собрания песен — книги манрусума («хазгирк» — книга хазов), являющиеся также своеобразными учебными пособиями.
Возрождается армянская музыкально-общественная жизнь также в крупных центрах Закавказья и Турции, где проживало много армян. Создаются армянские музыкальные общества, ведущие музыкально-просветительскую работу.
Значительную роль в развитии армянской музыкальной культуры сыграли московский Лазаревский институт (1815), школа Нерсесян (1824, Тбилиси), Геворкская семинария (1874, Эчмиадзин). Наряду с активизацией народных исполнителей появляются первые музыканты, окончившие русские и зарубежные консерватории, создаются различные инструментальные ансамбли и небольшие симф. оркестры.
В 1868 году была написана первая армянская опера «Аршак II» Тиграна Чухаджяна (поставлена целиком в 1945 году, Ереван) на историко-патриотический сюжет.
Классические образцы армянской вокальной музыки на основе разработки народного материала создает Комитас. В его творчестве, на уровне современной ему композиторской техники, разрешается принципиально важная задача создания национально-самобытного музыкального стиля; результаты его многосторонней музыкально-этнографической, научной, творческой и исполнительской деятельности определяют пути дальнейшего развития всей армянской музыки.
Произведения Александра Спендиарова закладывают основу национальной классической симфонической и вокально-симфонической музыки. Новое стилистическое направление в армянском музыкальном театре открыла опера Армена Тиграняна «Ануш», основанная на народном музыкальном языке.
Армяне-беженцы, вынужденно поселившись в разных странах мира, развивали там свою национальную культуру.
Новое развитие национальной музыкальной культуры началось после установления в Армении Советской власти (1920). В 1921 году по инициативе Р.О. Меликяна в Ереване открылась музыкальная студия, преобразованная в 1923 году в консерваторию; помимо подготовки музыкальных кадров, она сыграла большую роль в музыкальном просвещении. В 1925 году создан квартет студентов-армян Московской консерватории (в дальнейшем квартет им. Комитаса).
В 30-е годы в армянскую музыку интенсивнее проникает социалистическое содержание, появляются новые жанры. На арену вступает новое поколение композиторов, среди которых особое место занимает Арам Ильич Хачатурян. Его 1-я симфония (1934), концерт для фортепьяно с оркестром (1936), симфоническая поэма с хором (1938), балет «Счастье» (1939), концерт для скрипки с оркестром (1940) явились выдающимися произведениями сов. музыки и первыми в армянской музыке высокопрофессиональными образцами этих жанров.
Великая Отечественная война 1941–1945 годов усилила гражданские, героико-трагедийные мотивы в армянской музыке. Тема Родины воплощается и в симфоническом творчестве. В эти годы создаются 2-я симфония А.И. Хачатуряна, 1-я симфония А.Л. Степаняна, поэма «Армения» Г.Е. Егиазаряна, произв. Т.Г. Тер-Мартиросяна, М.С. Мазманяна и др., оперы — «Давид-бек» А.Т. Тиграняна (закончена в 1950), «Намус» Л. А. Ходжа-Эйнатова, балет «Гаяне» А.И. Хачатуряна.
Одной из центральных тем становится борьба за мир. Происходит дальнейшее обогащение жанров и форм, обновление музыкального языка. Возникает более творческое отношение к фольклору, используются еще почти не тронутые интонации старинной армянской музыки. Шире используются выразительные средства современной мировой музыки.
Крупным событием музыкальной жизни становится постановка балета «Спартак» Хачатуряна (1956, Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова).
Продолжают интенсивно развиваться жанры оперетты и музыкальной комедии. В вокально-симфоническом жанре популярность завоевывают «Кантата о Родине» (1948), «Сказание об армянском народе» (1961) Арутюняна. Большие успехи достигнуты в симфоническом и камерном жанрах — «Праздничная увертюра» А.Г. Арутюняна, симфоническая картина «К восходу солнца» Егиазаряна, концерт для трубы с оркестром А.Г. Арутюняна, «Героическая баллада» для фортепьяно с оркестром Бабаджаняна и др.
Широкий размах принимает создание массовых и эстрадных песен (А.С. Айвазян, А.П. Долуханян, А.Г. Арутюнян, А.А. Бабаджанян, Э.О. Багдасарян, А.В. Аджемян, К А. Орбелян, X.М. Аветисян и др.). Музыку для детей создают С.В. Самвелян, Ю.А. Геворкян и др.
Ранее под цензуру главным образом попадали: симфонические произведения, в которых слишком ярко угадывалось западное влияние, "тяжелая" музыка, военно-патриотические песни начала ХХ века, в том числе посвященные Андранику. Ну и конечно, цензура не пропускала просто некачественное исполнение. А потом стало можно все.
Текст составлен на основе статьи Р.А. Атаяна