0
0

Конец 1980-х по сегодняшний день

 
 
 

В конце двадцатого века резко изменилась политическая ситуация во всем мире, начался Карабахский конфликт, Армянская ССР стала Республикой Армения. Все это не могло не отразиться и на искусстве. Главным фактором влиявшим на развитие музыки после 1985 года стало ослабление, а затем и полное упразднение советского института цензуры. Ранее под цензуру главным образом попадали: симфонические произведения, в которых слишком ярко угадывалось западное влияние, "тяжелая" музыка, военно-патриотические песни начала ХХ века, в том числе посвященные Андранику. Ну и конечно, цензура не пропускала просто некачественное исполнение. А потом стало можно все.
Это имело как положительное, так и негативное влияние на развитие армянской музыки. Так, композитор Авет Тертерян был признан и в советское время, более того, в шестидесятые был в правлении республиканского Союза композиторов, но его музыка носила слишком новаторский характер и произведения маэстро попадали под определенные ограничения. В восьмидесятые музыку Авета Тертеряна услышал и признал весь мир. В то же время обрели известность и другие композиторы, как например, Ваграм Бабаян, также получивший признание на мировой сцене. К концу восьмидесятых ансамбли народной песни стали реже петь о любви и чаще исполнять патриотические песни, что раннее не поощрялось.

Трудная экономическая ситуация вызвала в стране большой поток миграции, уезжали в том числе и талантливые музыканты. Но жизнь не стояла на месте, Армения и в девяностые давала мировой сцене известных музыкантов. Отсутствие категоричной советской цензуры сильно изменило музыкальную жизнь. если раньше нельзя было выйти на сцену, не пройдя строгую комиссию. то теперь такой проблемы не было. Можно было исполнять все что угодно и как угодно. Долгожданная свобода открыла дорогу не только высокообразованным экспериментаторам, но и тем, чье мастерство было далеко от совершенства. Но самым удивительным, самым запомнившимся в музыкальном мире девяностых стали наполненные до отказа залы Филармонии, Театра Оперы и Балета, рок-фестивалей.
Страна жила на грани нищеты, не работали предприятия и ВУЗы, а люди приходили на концерты. Дирижер репатриант Лорис Чкнаворян каждый выходные давал концерты классической музыки, куда можно было прийти без билета, что стало большой духовной поддержкой для ослабленного блокадой населения Еревана. Именно в эти годы получила новый этап развития бардовская песня. Архитектор Ара Бобикян организовал в зале Союза Архитекторов "Концерты под свечой", где любой зритель мог выйти на сцену и исполнить любую песню. На этой сцене часто выступали Армен Мовсисян, Эдуард Зорикян, Арег Назарян, Вахтанг Арутюнян. Проходили и рок-концерты. Некоторые из групп тех лет с успехов выступают и и сегодня, например Vostan Hayos, Empyray. Любители рока в Ереване даже умудрялись выпускать специализированные тематические издания, имели колонки на страницах известных газет. Рок-полоса выходила в строгой и солидной газете "Эпоха", в молодежном и порой слишком смелом "Bravo". Но самым запомнившимся стало отдельное издание одного-единственного автора - ротопринтная газета Bismark, которую издавал известный в наши дни музыкальный продюсер Арман Падарян. В 1994 году Ваагн Арцруни вместе с коллегами организовал фестиваль Gaudeamus который просуществовал несколько лет. Еще один важный и влиятельный на музыкальную жизнь проект Арцруни - совместная с Давидом Арутюняном программа "Саботаж", которая рассказывала о том, что творилось на мировой музыкальной сцене и представляла лучших армянских исполнителей всех направлений.

В девяностые состоялось бенефис Симона Терьяна. Концерт стал большим событием для ереванцев. Самый популярный эстрадный исполнитель ушел со сцены в восьмидесятые, вернулся к профессии ученого-химика. В 1995 году друзья решили устроить ему сюрприз и организовали концерт, на котором выступили все известные певцы. Концерт вдохновил зрителей, которые ненадолго вернулись в собственную юность. В девяностые дива армянской сцены, Флора Мартиросян переехала в США, но из профессии певица не ушла. Более того, она занялась пропагандой армянского музыкального искусства в Штатах, и добилась большого успеха. Благодаря ей армянская музыка перестала быть достоянием общины и стала известна американским любителям музыки.
В начале девяностых в Ереване открылась студия звукозаписи "Ардзаганк" известных эстрадных исполнителей Егише Петросяна и Артавазда Баятяна. Из-за соотношения высокое качество - низкая цена студия очень быстро раскрутилась и долгое время оставалась самой крупной частной студией в Закавказье. В то же время на базе старой советской школы в Ереване открылся Государственынй Театр Песни под руководством Артура Григоряна, объединивший самых молодых эстрадных звезд того времени: Арамо, Шушан Петросян, Аллу Левонян. Именно из этого театра впоследствии вышли на большую сцену сестры Аршакян.