Древняя и средневековая музыка в историческом контексте
История армянской монодической музыки насчитывает свыше трех тысячелетий. Образование ее основ происходило параллельно с формированием национального языка (с XII века до н. э.). Армянская музыка, скрещиваясь с культурами некоторых древних народов Передней и Малой Азии (хеттской, ассирийско-арамейской) и ассимилируя передовую для своего времени культуру Урарту, развивала свои самобытные черты. В период становления единоязычного рабовладельческого государства (III в. до н. э.) сложился монодический, одноголосный склад, образовалась система основных выразительных средств армянской музыки, определились первоначальные ее ветви: крестьянская, гусанская и культовая (языческая). Сведения о языческих обрядах, об искусстве древних гохтанских певцов, гусанов, випасанов (сказителей) приведены в трудах Мовсеса Хоренаци, Павстоса Бузанда (V в.). Следы древнейших гусанских песен сохранились в эпосе и в мифологических песнях об Ара Прекрасном и ассирийской царице Шамирам (Семирамида), богине Деркето (матери Семирамиды, прозванной в народе Дерико). Вслед за принятием христианства в 301 году закладываются основы музыки христианской церкви.
Эпоха раннего феодализма (V–VII вв.) вызвала к жизни новые, более сложные формы народной музыки, обновила ее тематику, расширила круг интонаций. Несмотря на гонения церкви, интенсивно развивается искусство гусанов.
Армянская музыка достигает значительных успехов в эпоху развитого феодализма (X–XIII вв.) после изгнания завоевателей и восстановления политической независимости страны. В эпосе «Сасунци Давид» (складывался в IX–X веках под влиянием народно–освободительных движений) и в искусстве тагов отражаются гуманистические идеи армянского Возрождения. Той же идейной направленностью характеризуется и крестьянская песня. В эпоху позднего феодализма, после захвата Армении Турцией и Ираном (XVI век) в народном творчестве превалируют песни скорби, усиливаются социальные мотивы.