0
0

Развитие профессиональной армянской музыки

 
 
 

Армянское профессиональное музыкальное искусство в эпоху Средневековья находилось в ведении церкви, однако испытывало сильное влияние народного творчества. После изобретения новой письменности (конец IV – начало V вв.) одновременно с обучением грамоте в вардапетаранах (школах при монастырях) преподавалась теория музыки, сочинение, пение. Среди учителей музыки и создателей духовных песен в IV–VII веках: Месроп Маштоц, Саак Партев, Иоан Мандакуни, Комитас Ахцеци и др. Первоначальные простейшие формы профессиональной монодической музыки — мелодии псалмов, унаследовавшие музыкальные традиции языческого культа, и развившиеся из них кцурды, названные в дальнейшем (в более развитом виде) шараканами.

Духовная армянская музыка заимствовала интонационный строй крестьянской песни. Первые шараканы отмечены лаконичностью формы, ясностью содержания, их тексты и мелодии просты, малообъемны. В отличие от псалмов, где главенствует речитатив, их основное качество — напевность. Со временем создаются шараканы со сложными концепциями, с развитой ладово-интонационной основой, сложной ритмикой (встречается свободно-импровизационный ритм). Их разновидности — стеги — многотемные шараканы с многочисленными ладо-тональными и гласовыми отклонениями. Появляются песнопения патарага, песни гандзы, аветисы и другие виды профессиональной духовной монодической музыки, каждый из которых по поэтическому тексту и музыке имеет свои жанровые признаки. В V веке была произведена систематизация гласов, в VII веке Барсег Чон составил первый сборник тараканов («Чонынтир шаракноц»), в VIII веке Степанос Сюнеци произвел вторую систематизацию гласов, ввел в церковную музыку канон. В VIII–IX веках изобретаются системы экфонетической и музыкальной нотописи — хазы. Теоретики Давид Непобедимый (V век), Давид Керакан (VI век), Степанос Сюнеци и другие освещают кардинальные вопросы музыкальной эстетики, разрабатывают учение о звуке, о гармонии и др.

В X веке появляется новая ветвь профессиональной монодической музыки — таги (крупные, духовные и светские вокальные пьесы лирично-созерцательного, эпического или драматического характера). Истоки тагов — в крестьянском и гусанском творчестве. Мелодии тагов сравнительно сложны, часто конц. характера, большое значение приобрел в них принцип свободного мелодического развития. Среди авторов тагов — поэты средневековья Григор Нарекаци (X век), Хачатур Таронаци (XII век) и др. Во второй половине XI века возникает усовершенствованная система музыкальной нотописи «хазы манрусума», которая позволяла точно фиксировать мелодию. К этому же времени относятся собрания песен — книги манрусума («хазгирк» — книга хазов), являющиеся также своеобразными учебными пособиями. Писатель и музыкант Нерсес Шнорали (XII век), автор многих тагов, песен, шараканов, светских литературных произведений, завершает создание шаракноца и патарага (литургия). Музыкально-эстетическая мысль получает развитие в трудах Ованеса Имастасера (Иоанн Саркаваг, XI–XII века), Ованеса Ерзнкаци (XIII век) и др. С XIV века шараканы и другие духовные произведения оттесняются светскими тагами. Среди создателей этого жанра — Петрос Капанци (XVII–XVIII века) и Багдасар Дпир. В XVIII веке искусство тагов растворяется в ашугском творчестве.