Театральное искусство Армении
«Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств?»
Виссарион Белинский. «Литературные мечтания. Элегия в прозе»
Начало армянскому национальному театру положил сын Тиграна II — царь Артавазд II. При нем в 53 г. до н.э. в городе Арташате, где до этого ставили трагедии и комедии греческих авторов, был создан армянский театр. Это было связано со следующим изложенным Плутархом эпизодом. Когда Артавазд II и приехавший к нему парфянский царь Ород II праздновали победу над римским полководцем Крассом в битве при Каррах в царском дворце Арташата, где шла трагедия Еврипида «Вакханки», во время действия туда вбежал парфянский сатрап Силлак и швырнул в зал отрубленную голову Красса, посланную с поля битвы.
К исходу Античности и на заре христианской цивилизации Армения находилась в огромном культурном регионе, возникшем на перепутьях Востока и Запада. С исчезновением античного классического театра в странах Передней Азии вырастает новый тип театрального искусства, в дальнейшем именуемый «средневековым театром». Этот вид искусства восходит к двум началам — к исходной линии позднеантичных театральных традиций и переднеазиатскому игровому, песенно-эпическому фольклору.
Примечательно, что первая постановка произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума», на которой присутствовал сам автор, была осуществлена в Эривани в декабре 1827 года. Уже в 1820-е были созданы первые армянские любительские школьные спектакли в Тифлисской армянской семинарии А. Аламдаряна и в Карасубазаре (ныне Белогорск). Важным событием было создание в 1836 году Г. Шермазаняном театра в Тифлисе под названием «Шермазанян дарбас», где в 1842 году была поставлена его комедия «Описание некоторых делишек епископа Карапета» критиковавшего духовенство, купечество и чиновников.
На многих армянских актеров театра огромное влияние оказало творчество Петроса Адамяна, признанного лучшим Гамлетом второй половины XIX века. Среди них был и Ваграм Папазян.
Ваграм Камерович Папазян родился, как и Адамян, в Константинополе. Учился он сначала в Венеции, а затем в Милане — Миланской академии художеств. Папазян играл в труппах таких известных итальянских актеров, как Элеонора Дузе, Эрмете Новелли и Эрмете Цаккони.
С 1907 по 1922 годы Ваграм Папазян периодически работал в армянских труппах Константинополя. Актер гастролировал по городам Болгарии, Албании, Македонии, Фракии, выступал в Баку и Тифлисе.
Церемония вручения премии «Артавазд» по итогам театрального года традиционно проводится 27 марта в Международный день театра. С тех пор с каждым годом добавлялись новые номинации. Изначально церемония награждения проводилась в узком кругу театральных деятелей. Только в последние годы стала проводиться в более широком масштабе и грандиозно.