Армянский театр. XX век
В 1905–1907 годах армянский театр пережил большой творческий подъем. Еще в 1890-е – 1900-е гг. в рабочих районах крупных городов (Баку, Тифлис) организуются армянские любительские спектакли. Затем создаются народные театры, в спектаклях которых принимают участие как любители, так и профессионалы.
В Тифлисе были созданы общедоступные театры — Авчальская аудитория (1901), театр Мурашко (1902), Авлабарский театр П. Араксяна (1903), театр Собрания (1903), армянская драматическая секция Народного дома Зубалова (1909).
В Баку при народных домах рабочих окраин существовали армянские драмкружки. Общедоступные спектакли давались армянскими любительскими труппами в Эривани, Александрополе, Батуми, Шуши, Елизаветполе. Спектакли этих театров и кружков были рассчитаны на широкие слои населения, они ставили классическую и современную драматургию, цены на билеты были общедоступными. Некоторые из этих театров работали до Первой мировой войны. В деятельности народных театров принимали участие артисты и режиссеры П. Араксян, А. Харазян, В. Тер-Григорян, М. Гаврош, В. Галстян, Д. Гулазян и др.
В 1910-е гг. появились новые актеры, ставшие мастерами сцены, — Асмик, И. Алиханян, О. Гулазян, Кнарик, М. Манвелян, А. Мамиконян, позже — А. Восканян, В. Папазян, О. Зарифян. Новые драматурги — Р. Папазян, Л. Манвелян.
Рассказывая о периоде советского армянского театра, особо хотелось бы выделить творческую биографию Ваграма Папазяна.
На многих армянских актеров театра огромное влияние оказало творчество Петроса Адамяна, признанного лучшим Гамлетом второй половины XIX века. Среди них был и Ваграм Папазян.
Ваграм Камерович Папазян родился, как и Адамян, в Константинополе. Учился он сначала в Венеции, а затем в Милане — Миланской академии художеств. Папазян играл в труппах таких известных итальянских актеров, как Элеонора Дузе, Эрмете Новелли и Эрмете Цаккони.
С 1907 по 1922 годы Ваграм Папазян периодически работал в армянских труппах Константинополя. Актер гастролировал по городам Болгарии, Албании, Македонии, Фракии, выступал в Баку и Тифлисе.
В 1922 году Ваграм Папазян с группой актеров, среди которых был и Рачия Нерсесян, переехал в Советскую Армении. Последовали гастроли по городам СССР, а также во Франции, Иране, Болгарии, Ливане. С момента своего переезда по 1954 год Папазян играл и ставил спектакли в армянских и русских труппах Еревана, Тбилиси, Баку, Ленинграда, Москвы и Одессы. Спектакли давались на армянском и русском языках.
В 1926 году в Тифлисском армянском театре, который в 1991 году был назван именем Петроса Адамяна, Ваграм Папазян поставил драму Михаила Лермонтова «Маскарад». Сам он также сыграл роль Евгения Арбенина. В 1932 году в парижском театре «Одеон» Папазян исполнил роли Отелло и Гамлета. Особую славу ему принесла роль Отелло.
С 1932 по 1954 годы Ваграм Папазян жил и работал в Ленинграде, который не покинул и во время блокады. В годы войны он — актер Большого драматического театра имени Максима Горького и Театра драмы имени Александра Пушкина. С 1954 года Ваграм Папазян играет на армянской сцене — в Театре имени Габриэла Сундукяна.
Владимир Немирович-Данченко высоко ценил талант Папазяна: «Папазян один из тех, очень немногих прекраснейших исполнителей классического репертуара, которые заслуживают мировой славы».
Рубен Симонов, описывая лучших «Гамлетов» на русской сцене, так отзывался о Папазяне: «Ваграм Папазян в роли Гамлета стремился раскрыть борьбу героя с собственным неукротимым характером, играя человека, неспособного совладать со стихией своих страстей».
В 1956 году Ваграм Папазян был удостоен звания Народного артиста СССР.
Славу и мировое признание Ваграму Папазяну принесли роли Отелло и Гамлета. Известный монолог Гамлета «Быть или не быть» в его исполнении по сей день остается непревзойденным.
Были у актера и другие шекспировские роли — Ромео («Ромео и Джульетта»), Макбет («Макбет»), Лир («Король Лир»). Папазян играл в постановках и таких произведений классической драматургии — «Привидения» Генрика Ибсена, «Разбойники» Фридриха Шиллера, «Монна Ванна» Мориса Метерлинка. Из постановок русской классики — повесть Александра Пушкина «Метель» и пьеса Льва Толстого «Живой труп». Из постановок произведений армянской литературы, в которых играл Папазян, можно выделить «Намус» Александра Ширванзаде, «Васак» Дереника Демирчяна. В 1956 году Ваграм Папазян сыграл в роли «величайшего шекспировского актера наших дней» Джаспера Мак-Грегора из пьесы Уильяма Сарояна «Мое сердце в горах».
Ваграм Папазян известен и своими ролями в кино, в котором стал сниматься с 1917 года. На кинофабрике Александра Ханжонкова (ныне Ялтинская киностудия) он играл под псевдонимом Эрнесто Ваграм.
В 1953 году Папазян исполнил роль султана Мурада II в советско-албанском художественном фильме Сергея Юткевича о борьбе албанского народа против турецких завоевателей в XV веке под предводительством Георгия Кастриота, прозванного турками Скандербегом — «Великий воин Албании Скандербег». Сам Папазян, будучи ребенком, стал свидетелем убийства мирного армянского населения Османской империи в 1894–1896 годах. Уже взрослым человеком он видел ужасы Геноцида 1915 года.
Спустя два года Папазян снялся в фильме «Призраки покидают вершины», в котором также сыграл Рачия Нерсесян. В 1956 году главные роли двумя великими актерами были исполнены в музыкальной драме «Сердце поет».
В 1964 году Ваграм Папазян сыграл в фильме «Мсье Жак и другие» с Сосом Саркисяном и Фаддеем Сарьяном.
Поистине миром Ваграма Папазяна, конечно же, был театр. «Я всегда живу в одном времени года — день спектакля для меня весенний день, даже если на дворе стоят январские морозы. Я играю на сцене, как в воскресный день, даже если это страстная пятница — неважно. А как может быть иначе, если в пасмурные дни Мурманска я переживаю удушливый зной берегов Нила, в мерзлых степях Сибири вижу розы Шираза».