Ереван в кино: фильм «Айрик»

Ереван в кино: фильм «Айрик»

Продолжаем серию статей об образе Еревана в кинематографе с искусствоведом, историком архитектуры, кинокритиком и гидом в Армении Дмитрием Котовым.

«Айрик» в переводе с армянского — «папа». Художественный фильм с Фрунзиком Мкртчяном в главной роли был снят на студии «Арменфильм» режиссёром Генрихом Маляном и вышел на экран в 1972-м, в один год с «Мужчинами» — другой легендарной и любимой ереванцами картиной, о которой мы рассказывали в прошлый раз.

Афиша х/ф «Айрик». Источник

Зритель становится свидетелем кинозарисовок из жизни обычного ереванского рабочего Овсепа Манусяна и членов его семьи. Рассказанные истории — смешные и грустные, созерцательные и поучительные. Они о любви и отношениях, дружбе и взаимовыручке, проблемах и пустяках, чести и достоинстве, ответственности за родных и ценности кровных уз. Фильм, пропитанный житейской лирикой, снят с чисто армянским темпераментом и вместе с тем со столь же армянской поэтичностью. И, конечно, один из его героев — Ереван.

Проспект Ленина (ныне проспект Маштоца). Кадр из х/ф «Айрик»

Далее в статье используются кадры из художественного фильма «Айрик» (1972, студия «Арменфильм», реж. Генрих Малян), права на который принадлежат Национальному киноцентру Армении. Копия фильма опубликована здесь.

Какие примечательные места попали в кадр? Выглядывая с балкона квартиры Манусянов, мы видим перспективу проспекта Саят-Новы, в советское время — улицы Лермонтова. Камера смотрит в сторону проспекта Баграмяна, тогда — Дружбы, по направлению на северо-запад.

Кадр из х/ф «Айрик»

Когда мы поднимаемся на крышу многоэтажки, где супруга Овсепа Нвард (Вардуи Вардересян) развешивает бельё, наблюдаем самый центр Еревана. В правой половине кадра — здание Национальной галереи на площади Республики в момент последней крупной реконструкции. Виден железобетонный каркас высотной части — она будет достроена в 1977 году, что позволит окончательно сформироваться облику главной площади города.

Кадр из х/ф «Айрик»

Здание Национальной галереи в новогоднем убранстве. Фото автора

Слева вдалеке — достопримечательная ереванская «панелька», в народе известная как «Миллиметровка». Построенный по проекту Джима Торосяна и Левона Геворкяна, внушительных размеров 11-этажный 9-подъездный многоквартирный дом в те годы был одной из архитектурных доминант столицы. А народное прозвище он получил из-за характерного «рисунка» балконов.

«Миллиметровка». Фото автора

Всё указывает на то, что квартира Манусянов и крыша снимались в одной и той же жилой 12-этажке по современному адресу: проспект Саят-Новы, 10.

Направления съемки. Источник изображения. Графика автора

В одной из сцен молодые люди идут по проспекту Азатутян у его начала. Рельеф местности хорошо узнаваем.

Кадр из х/ф «Айрик»

Фото автора

В следующем кадре юноши выходят к монументу, который изначально возводился по проекту Джима Торосяна и Саркиса Гурзадяна как памятник 50-летию Октябрьской революции и был открыт в октябре 1967 года. Потом получил название «50 лет Советской Армении», а после развала СССР стал монументом «Возрождённая Армения». Комплекс состоит из двух частей — обелиска и облицованной базальтом массивной плиты, поднятой над землёй на подпорках и создающей под собой своеобразное мемориальное пространство.

Кадр из х/ф «Айрик»

Фото автора

Обелиск парадоксальным образом не содержит в себе советской символики, зато прямо использует национальную: аревахач («солнечный крест»), солярный символ вечности — у основания по всем четырем сторонам; наверху — двузубец с прорастающим из него «колосом», образ из эпохи Урарту.

Фото автора

Если сравнить кадр из фильма и современное фото, станет ясно, что другая составляющая монумента подверглась существенной перестройке в 2000-х. К плите добавились внешние стены и световой барабан над памятным камнем в центре сооружения. Сейчас это мемориал жертвам политических репрессий.

Внутреннее пространство мемориала. Фото автора

В одном из эпизодов Овсеп встречается с человеком в белой шляпе у фонтана возле памятника Степану Шаумяну — армянскому революционеру и политическому деятелю из числа 26 расстрелянных бакинских комиссаров.

Кадр из х/ф «Айрик»

Памятник был установлен в 1931 году, его авторы — Сергей Меркуров, известный скульптор-монументалист, и Иван Жолтовский, архитектор, во многом предопределивший вектор развития всего советского зодчества сталинского периода. Фигура большевика из розового гранита возвышается на пьедестале перед упрощённым портиком из семи базальтовых пилонов.

Памятник Шаумяну. Фото автора

Памятник Шаумяну. Фото автора

Для того, чтобы решить деликатный вопрос в менее людном месте, Овсеп предлагает компаньону прогуляться. Вот они поднимаются по «дикому», никак не облагороженному склону. Уже совсем скоро на этом месте начнется строительство Каскада — визитной карточки Еревана и всей республики.

Кадр из х/ф «Айрик»

На кадре ниже за спиной у мужчин виден сквер улицы Александра Таманяна, а в её перспективе — Национальный театр оперы и балета, строившийся им же, Таманяном, и достроенный его сыном Геворгом. Возведение здания Оперы от начала проектирования до последних дополнений в общей сложности заняло период с 1926 по 1953 годы.

Кадр из х/ф «Айрик»

Фото автора

Овсеп просит подняться повыше, где «воздух чище» и «лучше дышится». Для этого герои решают воспользоваться внеуличным транспортом.

Кадр из х/ф «Айрик»

Кадр из х/ф «Айрик»

Фото автора

Ереванская канатная дорога, спроектированная архитекторами Багдасаром Арзуманяном и Ованесом Маркаряном, была запущена в 1967 году. Линия длиной 540 метров соединила две станции — Нижнюю, у начала улицы Гераци, и Верхнюю, по нынешнему адресу: улица Арменака Арменакяна, 238/5. Кабинки поднимали пассажиров вверх на 109 метров всего за две с половиной минуты.

Нижняя станция Ереванской канатной дороги. Фото 1970-х гг. Источник

Верхняя станция Ереванской канатной дороги. Фото 1966 г. Источник

2 апреля 2004 года обрыв троса с последующим падением вагончика с высоты привели к человеческим жертвам. После трагедии канатная дорога была закрыта и частично демонтирована. Ещё несколько лет назад на нижней станции оставалась относительно целая кабинка, но недавно и она была уничтожена пожаром.

Кабинка на нижней станции. Фото 2020 г. Источник

Кабинка после пожара. Фото автора

К сожалению, сейчас это сооружение, некогда бывшее памятником армянского модернизма, — не что иное, как весьма пугающая и небезопасная «заброшка» с полуразрушенными лестницами и изрисованными граффити стенами, не огороженная и не охраняемая.

Фото автора

Фото автора

Фото автора

Фото автора

Но вернемся к фильму. Заканчивается долгий променад на серпантине улицы Серо Ханзадяна в районе Норк-Мараш.

Кадр из х/ф «Айрик»

Вид в сторону центра города со стороны района Норк-Мараш, 2024 г. Источник

Человек, знакомый с географией Еревана, улыбнется магии киномонтажа: локации съёмок этой прогулки находятся в разных частях города и складываются в длинный и витиеватый маршрут.

Когда в окрестностях Ереванского государственного университета влюблённая девушка преследует Варужана — сына Овсепа, мы видим на экране реку Гетар — приток Раздана. Тогда она ещё была одета в каменные набережные, а теперь убрана в коллектор. Здесь, на месте её старого русла, проложен автомобильный тоннель.

Кадр из х/ф «Айрик»

Фото автора

На заднем плане виднеется построенное Геворгом Таманяном в начале 1950-х здание «Армгоспроекта» — главной организации по проектированию и строительству в советской Армении. Сейчас здание занимает её правопреемник — ОАО «Армпроект».

Здание «Армгоспроекта» и автомобильный мост через Гетар. Фото 1959 г. Источник

Здание «Армгоспроекта». Фото автора

В фильме засветились необычные лестничные переходы комплекса студенческих общежитий на улице Давида Анахта, из-за расположения корпусов в народе получившего прозвище «Зигзаг». В наши дни здесь располагаются Французский университет в Армении и Европейская школа.

Кадр из х/ф «Айрик»

Студенческий городок. Фото 1964 г. Источник

Некоторые локации изменились очень сильно. Например, один из разговоров героев проходит возле весьма благоустроенного водоёма, на берегу которого стоят лавочки. Это точка у пересечения проспекта Тиграна Меца и улицы Кристапора, а водоём — часть Арташатского канала.

Кадр из х/ф «Айрик»

Теперь здесь пустырь за покорёженным ржавым забором. Место узнаётся по железнодорожной насыпи на заднем плане и примечательной жилой многоэтажке, в плане похожей на трилистник.

Точка у пересечения проспекта Тиграна Меца и улицы Кристапора, 2024 г. Источник

Финальный аккорд картины — философский взрослый разговор с подрастающим поколением. Овсеп с юным Рубеном на загривке прохаживается по самому центру Еревана вдоль проспекта Тиграна Меца, тогда еще Октябрьского. За спиной — внушительная трёхэтажная угловая ниша Дома правительства Армянской ССР.

Кадр из х/ф «Айрик»

Здание Правительства Армении, 2024 г. Источник

На самом деле, это целый комплекс административных корпусов в неоклассическом стиле, занимающий весь квартал. Проектирование началось в 1926 году, им занимался Александр Таманян — ключевая фигура армянской архитектуры XX века, разработчик генерального плана Еревана 1924 года. Сначала было построено здание с башней и часами вдоль улицы Налбандяна — оно стало первым среди тех, которые сформировали ансамбль площади Республики, и оказало огромное влияние на всю архитектурную школу Армении. После смерти зодчего в 1936 году строительство продолжил его сын Геворг Таманян, последние работы были завершены только в 1952-м. Сегодня Дом правительства — в числе главных достопримечательностей города.

Здание Правительства Армении со стороны площади Республики. Фото автора

Гулять по Еревану вместе с киногероями вновь отправимся в следующий раз — в новых материалах нашей рубрики.


Ереван в кино: фильм «Айрик»