Ереван в кино: фильм «Мужчины»

Ереван в кино: фильм «Мужчины»

Открываем серию статей об образе Еревана в кинематографе с искусствоведом, историком архитектуры, кинокритиком и гидом в Армении Дмитрием Котовым.

«Мужчины» режиссёра Эдмонда Кеосаяна — один из любимых ереванцами фильмов, снятых в армянской столице. Вышедшая в прокат в 1972 году приятная комедия с налётом светлой грусти по настроению представляет собой что-то среднее между работами Данелии и Гайдая, но с неповторимым армянским колоритом. Это история четырёх друзей-таксистов, самый юный из которых, Арам (Аветик Геворкян), влюбляется в красавицу Карине (Алла Туманян), но никак не решается с ней познакомиться. Старшие товарищи пытаются помочь стеснительному парню, что приводит к самым неожиданным и курьёзным ситуациям.

Фильм интересен не только рассказанной историей, но и отражением на экране жизни Еревана начала 1970-х, запечатлёнными городскими деталями, видами достопримечательных мест, скверов, улиц и перекрёстков.

 

Афиша х/ф «Мужчины». Источник: kinopoisk.ru

 

Основной локацией съёмок стал «Дом энергетиков» по адресу: ул. Московян, 31. Построенный по проекту Геворга Таманяна, он принял первых жильцов в 1953 году. 13-подъездное жилое здание стало одним из самых элитных в Ереване. Изначально планировалось поселить в нём сотрудников сданной в эксплуатацию в том же году Аргельской ГЭС — крупнейшей на реке Раздан и самой мощной в Армении. Отсюда и народное прозвище дома. Однако квартиры здесь также получили номенклатурные работники, военные, профессура, представители творческой интеллигенции. 

 

Проспект Ленина (ныне проспект Маштоца). Кадр из х/ф «Мужчины»

Далее в статье используются кадры из художественного фильма «Мужчины» (1972, студия «Арменфильм», реж. Эдмонд Кеосаян), права на который принадлежат Национальному киноцентру Армении. Копия фильма опубликована здесь.

 

По сюжету фильма, именно в «Доме энергетиков», в квартире отца-учёного, жила возлюбленная Арама.

«Дом энергетиков». Фото автора

Адресная табличка. Фото автора

Кадр из х/ф «Мужчины»


Фото автора

Здесь, на улице Степана Зоряна возле сквера Сарьяна, стеснительный таксист караулил Карине, ожидая, когда та выйдет из подъезда.

Кадр из х/ф «Мужчины»

Фото автора

Кадр из х/ф «Мужчины»

Фото автора

На этом же пятачке снимались и другие сцены — в том числе с детсадовцами, интуристами и фотографами. К слову, многие из тех, кто попал в кадр, не были специально нанятыми актёрами массовки. Это местные жители, которые проявляли большой интерес к съёмочному процессу. В «Доме энергетиков» как раз располагался детский сад, воспитанников которого часто выводили на прогулку.

Кадр из х/ф «Мужчины»

Кадр из х/ф «Мужчины»

За углом, на улице Спендиаряна, снимался эпизод, в котором Арам и Сурен (Фрунзик Мкртчян) прыгали с балкона дома, который тоже имеет историческую и архитектурную ценность. Это корпус жилищного кооператива «Интернационал», построенный в 1930‒1932 годах по проекту первого главного архитектора Еревана Николая Буниатяна, — один из самых заметных памятников конструктивизма в республике, занимающий целый квартал.

Кадр из х/ф «Мужчины»

Фото автора

Кадр из х/ф «Мужчины»

Корпус кооператива «Интернационал». Фото автора

Здесь были предусмотрены как отдельные квартиры, так и коммуналки, котельная в подвале, три магазина и сараи для дров во внутреннем дворе. На крыше со стороны проспекта Маштоца у пересечения с улицей Туманяна находилась пожарная вышка, она видна на фото ниже.

Кооператив «Интернационал». Фото 1934 года. Источник: pastvu.com

Балкон, на который выходила Карине, снимался во дворе всё того же «Дома энергетиков». Сейчас двор застроен гаражами, внешний вид балконов тоже сильно изменился.

Кадр из х/ф «Мужчины»

Фото автора

В начале фильма нам представляют главных героев, впервые мы видим их в разных частях города. Например, Вазген (Азат Шеренц) пытается разобраться в случившемся ДТП на перекрёстке улицы Абовяна и проспекта Саят-Новы. За спиной у Вазгена видна гостиница «Ани», тогда ещё совсем новенькая: на момент открытия в 1970 году она была не только крупнейшей в Ереване, но и носила статус самого высокого здания в городе. Авторы проекта — Самвел Сафарян, Феникс Дарбинян и Феликс Акопян.

Кадр из х/ф «Мужчины»

Фото автора

Кадр из х/ф «Мужчины»

Именно из гостиницы «Ани» снята видовая панорама, на которой запечатлён всё тот же перекрёсток. В кадре справа заметно здание Института языка Академии наук, бывшей школы, но не видна уникальная церковь XIII века. Подлинный возраст церкви Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) Катогике открылся, когда в 1936 году её хотели снести по указанию советской власти. Архитектор Анна Тер-Аветикян спроектировала школу таким образом, что спрятала древнюю постройку в её внутреннем дворе, скрыв от посторонних взглядов, чем и спасла памятник средневекового церковного зодчества. В 2007-м по настоянию Армянской апостольской церкви угловое здание было снесено, древняя церковь освободилась из «заточения», а возле неё появилась новая — Святой Анны, освящённая в 2015 году.

Кадр из х/ф «Мужчины»

Здание Института языка Национальной академии наук Армянской ССР. Фото 1953‒1954 годов. Источник: pastvu.com

Перекрёсток улицы Абовяна и проспекта Саят-Новы. Фото автора

Церкви Сурб Аствацацин Катогике и Святой Анны. Фото автора

Сурен привозит гида и туристов на привокзальную площадь к памятнику национальному герою средневекового армянского эпоса Давиду Сасунскому — борцу с арабскими захватчиками. Идея монумента, приуроченная к предполагаемому тысячелетнему юбилею создания эпоса, появилась ещё в 1939 году. Уложившись в сжатые сроки, скульптор Ерванд Кочар изваял гипсовую статую Давида на деревянном постаменте всего за 18 дней. Она простояла на площади у вокзала около двух лет — до ареста своего автора, обвинённого в «формализме».

В 1959 году памятник был вновь открыт на том же месте: реабилитированный Кочар создал его во второй раз. Архитектор монумента — Микаел Мазманян. Конная статуя имеет построенную на диагоналях композицию и поражает живой динамикой.

Кадр из х/ф «Мужчины»

Памятник Давиду Сасунскому. Источник: wikimedia.org

С Сако (Армен Айвазян) мы знакомимся на пленэре возле Лебединого озера. Водоём, расположенный неподалёку от здания Оперы, создан в 1963 году в рамках благоустройства и назван в честь известного балета Чайковского. По замыслу архитектора Геворга Мушегяна, пруд очертаниями напоминает Севан — крупнейшее пресноводное озеро не только Армении, но и всего Кавказского региона. В зимний период Лебединое озеро осушают и заливают на его месте каток.

Кадр из х/ф «Мужчины»

Лебединое озеро. Источник: yandex.com/maps

Самый динамичный эпизод ленты — погоня. Машины даже проехались по стилобатной части здания Национального академического театра оперы и балета имени Александра Спендиаряна. Опера строилась в общей сложности с 1926-го по 1953 год по проекту Александра Таманяна — ключевой фигуры всей армянской архитектуры XX века, автора генерального плана Еревана 1924 года. После смерти Таманяна в 1936-м здание дорабатывалось его сыном Геворгом. Слева на заднем плане — памятник прославленному армянскому поэту и писателю Ованесу Туманяну.

Кадр из х/ф «Мужчины»

Фото автора

Здание Оперы. Источник: wikimedia.org

На кадре ниже — перекрёсток улицы Московян с проспектом Маршала Баграмяна, на момент съёмок носившем название проспект Дружбы. Слева виден уже знакомый нам «Дом энергетиков», а перед ним — характерный для тех времён «стакан» постового. В этой сцене «Волга» успевает проскочить между двумя трамваями. 

Кадр из х/ф «Мужчины»

Перекрёсток улицы Московян и проспекта Баграмяна. Источник: yandex.com/maps

Ереванский трамвай — ещё одна примета ушедшей эпохи. До революции в городе существовала конка, но полноценное трамвайное движение на электротяге появилось в 1933 году, первые маршруты прошли по улице Абовяна. В 1970-х трамвай был популярным видом общественного транспорта в Ереване, однако сейчас от сети почти ничего не осталось. Трамвайная система была официально закрыта 21 января 2004 года, когда её содержание было признано экономически невыгодным.

Кадр из х/ф «Мужчины»

Перспектива проспекта Маштоца. Источник: yandex.com/maps

В одной из сцен каблук Карине застревает в трамвайных путях. Арам рвётся спасти девушку от вагона, мчащегося вниз под горку по проспекту Маштоца — тогда ещё Ленина. На заднем плане в перспективе магистрали виднеется Матенадаран — хранилище древних рукописей. Здание музея-института, отвечающее всем требованиям по хранению, изучению и экспонированию коллекции, строилось с 1943-го по 1959 год по проекту Марка Григоряна.

 

Матенадаран. Фото автора

 

Над Матенадараном возвышается монумент «Мать Армения». Автор внушительного пьедестала — архитектор Рафаел Исраелян, а женской фигуры с мечом в руках — скульптор Ара Арутюнян. Монумент был открыт в 1950 году, однако изначально над городом вздымалась совсем другая фигура — Иосифа Сталина, авторства Сергея Меркурова. В 1962-м, после развенчания культа личности, её убрали, а в 1967-м установили нынешнюю скульптуру. В 1970-м внутри пьедестала был открыт Музей Великой Отечественной войны.

 

Монумент «Мать Армения». Источник: dialogorg.ru

 

В зимних сценах финала картины мы видим снег, неожиданно выпавший в конце октября, и Арама, прогуливающегося возле стелы с барельефом. Этот памятник тоже находится недалеко от «Дома энергетиков», в сквере Сарьяна, и называется «Эребуни-Ереван» (или «Древо жизни»). Барельеф изображает основателя крепости Эребуни, предшественницы нынешнего Еревана, урартского царя Аргишти I и его супругу Багену. Стела, выполненная в характерном для искусства Урарту стиле, была установлена в 1970 году по случаю отпразднованного двумя годами ранее 2750-летия города.

Кадр из х/ф «Мужчины»

Фото автора

Ещё один памятник в сквере Сарьяна установлен самим героям фильма «Мужчины». Скульптурная группа появилась здесь в 2007 году. Её открытие 13 октября было приурочено к 70-летнему юбилею режиссёра фильма Эдмонда Кеосаяна (1936‒1994) и 35-летию создания ленты. Скульптор Давид Минасян повторил кадр из финального «снежного» эпизода фильма, поэтому четверо друзей облачены в не самую типичную для Армении тёплую одежду. Бронзовые Арам, Вазген, Сурен и Сако приветствуют ереванцев и гостей города, прогуливающихся мимо «Дома энергетиков» — в том месте, где снималось легендарное кино.

 

Памятник героям х/ф «Мужчины». Фото автора

 

Дмитрий Котов,
искусствовед, историк архитектуры,
кинокритик, гид в Армении

Фото обложки: кадр из х/ф «Мужчины»

Ереван в кино: фильм «Мужчины»