Ереван в кино: фильм «Мужчины»
Открываем серию статей об образе Еревана в кинематографе с искусствоведом, историком архитектуры, кинокритиком и гидом в Армении Дмитрием Котовым.
«Мужчины» режиссёра Эдмонда Кеосаяна — один из любимых ереванцами фильмов, снятых в армянской столице. Вышедшая в прокат в 1972 году приятная комедия с налётом светлой грусти по настроению представляет собой что-то среднее между работами Данелии и Гайдая, но с неповторимым армянским колоритом. Это история четырёх друзей-таксистов, самый юный из которых, Арам (Аветик Геворкян), влюбляется в красавицу Карине (Алла Туманян), но никак не решается с ней познакомиться. Старшие товарищи пытаются помочь стеснительному парню, что приводит к самым неожиданным и курьёзным ситуациям.
Фильм интересен не только рассказанной историей, но и отражением на экране жизни Еревана начала 1970-х, запечатлёнными городскими деталями, видами достопримечательных мест, скверов, улиц и перекрёстков.
Основной локацией съёмок стал «Дом энергетиков» по адресу: ул. Московян, 31. Построенный по проекту Геворга Таманяна, он принял первых жильцов в 1953 году. 13-подъездное жилое здание стало одним из самых элитных в Ереване. Изначально планировалось поселить в нём сотрудников сданной в эксплуатацию в том же году Аргельской ГЭС — крупнейшей на реке Раздан и самой мощной в Армении. Отсюда и народное прозвище дома. Однако квартиры здесь также получили номенклатурные работники, военные, профессура, представители творческой интеллигенции.
По сюжету фильма, именно в «Доме энергетиков», в квартире отца-учёного, жила возлюбленная Арама.
Здесь, на улице Степана Зоряна возле сквера Сарьяна, стеснительный таксист караулил Карине, ожидая, когда та выйдет из подъезда.
На этом же пятачке снимались и другие сцены — в том числе с детсадовцами, интуристами и фотографами. К слову, многие из тех, кто попал в кадр, не были специально нанятыми актёрами массовки. Это местные жители, которые проявляли большой интерес к съёмочному процессу. В «Доме энергетиков» как раз располагался детский сад, воспитанников которого часто выводили на прогулку.
За углом, на улице Спендиаряна, снимался эпизод, в котором Арам и Сурен (Фрунзик Мкртчян) прыгали с балкона дома, который тоже имеет историческую и архитектурную ценность. Это корпус жилищного кооператива «Интернационал», построенный в 1930‒1932 годах по проекту первого главного архитектора Еревана Николая Буниатяна, — один из самых заметных памятников конструктивизма в республике, занимающий целый квартал.
Здесь были предусмотрены как отдельные квартиры, так и коммуналки, котельная в подвале, три магазина и сараи для дров во внутреннем дворе. На крыше со стороны проспекта Маштоца у пересечения с улицей Туманяна находилась пожарная вышка, она видна на фото ниже.
Балкон, на который выходила Карине, снимался во дворе всё того же «Дома энергетиков». Сейчас двор застроен гаражами, внешний вид балконов тоже сильно изменился.
В начале фильма нам представляют главных героев, впервые мы видим их в разных частях города. Например, Вазген (Азат Шеренц) пытается разобраться в случившемся ДТП на перекрёстке улицы Абовяна и проспекта Саят-Новы. За спиной у Вазгена видна гостиница «Ани», тогда ещё совсем новенькая: на момент открытия в 1970 году она была не только крупнейшей в Ереване, но и носила статус самого высокого здания в городе. Авторы проекта — Самвел Сафарян, Феникс Дарбинян и Феликс Акопян.
Именно из гостиницы «Ани» снята видовая панорама, на которой запечатлён всё тот же перекрёсток. В кадре справа заметно здание Института языка Академии наук, бывшей школы, но не видна уникальная церковь XIII века. Подлинный возраст церкви Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) Катогике открылся, когда в 1936 году её хотели снести по указанию советской власти. Архитектор Анна Тер-Аветикян спроектировала школу таким образом, что спрятала древнюю постройку в её внутреннем дворе, скрыв от посторонних взглядов, чем и спасла памятник средневекового церковного зодчества. В 2007-м по настоянию Армянской апостольской церкви угловое здание было снесено, древняя церковь освободилась из «заточения», а возле неё появилась новая — Святой Анны, освящённая в 2015 году.
Сурен привозит гида и туристов на привокзальную площадь к памятнику национальному герою средневекового армянского эпоса Давиду Сасунскому — борцу с арабскими захватчиками. Идея монумента, приуроченная к предполагаемому тысячелетнему юбилею создания эпоса, появилась ещё в 1939 году. Уложившись в сжатые сроки, скульптор Ерванд Кочар изваял гипсовую статую Давида на деревянном постаменте всего за 18 дней. Она простояла на площади у вокзала около двух лет — до ареста своего автора, обвинённого в «формализме».
В 1959 году памятник был вновь открыт на том же месте: реабилитированный Кочар создал его во второй раз. Архитектор монумента — Микаел Мазманян. Конная статуя имеет построенную на диагоналях композицию и поражает живой динамикой.
С Сако (Армен Айвазян) мы знакомимся на пленэре возле Лебединого озера. Водоём, расположенный неподалёку от здания Оперы, создан в 1963 году в рамках благоустройства и назван в честь известного балета Чайковского. По замыслу архитектора Геворга Мушегяна, пруд очертаниями напоминает Севан — крупнейшее пресноводное озеро не только Армении, но и всего Кавказского региона. В зимний период Лебединое озеро осушают и заливают на его месте каток.
Самый динамичный эпизод ленты — погоня. Машины даже проехались по стилобатной части здания Национального академического театра оперы и балета имени Александра Спендиаряна. Опера строилась в общей сложности с 1926-го по 1953 год по проекту Александра Таманяна — ключевой фигуры всей армянской архитектуры XX века, автора генерального плана Еревана 1924 года. После смерти Таманяна в 1936-м здание дорабатывалось его сыном Геворгом. Слева на заднем плане — памятник прославленному армянскому поэту и писателю Ованесу Туманяну.
На кадре ниже — перекрёсток улицы Московян с проспектом Маршала Баграмяна, на момент съёмок носившем название проспект Дружбы. Слева виден уже знакомый нам «Дом энергетиков», а перед ним — характерный для тех времён «стакан» постового. В этой сцене «Волга» успевает проскочить между двумя трамваями.
Ереванский трамвай — ещё одна примета ушедшей эпохи. До революции в городе существовала конка, но полноценное трамвайное движение на электротяге появилось в 1933 году, первые маршруты прошли по улице Абовяна. В 1970-х трамвай был популярным видом общественного транспорта в Ереване, однако сейчас от сети почти ничего не осталось. Трамвайная система была официально закрыта 21 января 2004 года, когда её содержание было признано экономически невыгодным.
В одной из сцен каблук Карине застревает в трамвайных путях. Арам рвётся спасти девушку от вагона, мчащегося вниз под горку по проспекту Маштоца — тогда ещё Ленина. На заднем плане в перспективе магистрали виднеется Матенадаран — хранилище древних рукописей. Здание музея-института, отвечающее всем требованиям по хранению, изучению и экспонированию коллекции, строилось с 1943-го по 1959 год по проекту Марка Григоряна.
Над Матенадараном возвышается монумент «Мать Армения». Автор внушительного пьедестала — архитектор Рафаел Исраелян, а женской фигуры с мечом в руках — скульптор Ара Арутюнян. Монумент был открыт в 1950 году, однако изначально над городом вздымалась совсем другая фигура — Иосифа Сталина, авторства Сергея Меркурова. В 1962-м, после развенчания культа личности, её убрали, а в 1967-м установили нынешнюю скульптуру. В 1970-м внутри пьедестала был открыт Музей Великой Отечественной войны.
В зимних сценах финала картины мы видим снег, неожиданно выпавший в конце октября, и Арама, прогуливающегося возле стелы с барельефом. Этот памятник тоже находится недалеко от «Дома энергетиков», в сквере Сарьяна, и называется «Эребуни-Ереван» (или «Древо жизни»). Барельеф изображает основателя крепости Эребуни, предшественницы нынешнего Еревана, урартского царя Аргишти I и его супругу Багену. Стела, выполненная в характерном для искусства Урарту стиле, была установлена в 1970 году по случаю отпразднованного двумя годами ранее 2750-летия города.
Ещё один памятник в сквере Сарьяна установлен самим героям фильма «Мужчины». Скульптурная группа появилась здесь в 2007 году. Её открытие 13 октября было приурочено к 70-летнему юбилею режиссёра фильма Эдмонда Кеосаяна (1936‒1994) и 35-летию создания ленты. Скульптор Давид Минасян повторил кадр из финального «снежного» эпизода фильма, поэтому четверо друзей облачены в не самую типичную для Армении тёплую одежду. Бронзовые Арам, Вазген, Сурен и Сако приветствуют ереванцев и гостей города, прогуливающихся мимо «Дома энергетиков» — в том месте, где снималось легендарное кино.
Дмитрий Котов,
искусствовед, историк архитектуры,
кинокритик, гид в Армении
Фото обложки: кадр из х/ф «Мужчины»