Сохранение традиции: история марашской вышивки
Армянская вышивка — важная часть культурного наследия, отображающая ценности и ключевые символы народа. Эти узоры встречаются как на текстиле, так и на памятниках архитектуры и средневековых манускриптах.
Исследователи отмечают, что помимо известных и широко распространенных техник, существовали и локальные вариации армянской вышивки. Например, в городе Мараш рукодельницы отличались яркими текстильными изделиями, характерными только для их региона.
Рукоделие, как часть прикладного искусства, всегда было частью армянской культуры. До 1915 года в разных городах и провинциях Западной Армении существовали свои особые техники шитья. Например, город Мараш славился уникальной вышивкой, которая характерна только для их региона.
Со времён раннего средневековья Мараш был одним из центров торговли, идущей с восточных берегов Средиземного моря в Месопотамию и Персию. Об этом свидетельствуют некоторые иследования, посвященные арменоведению. Например, о торгово-промышленных связях упоминается в письменных источниках о Киликии. Армяне, составлявшие основное население Мараша и его окрестностей, не только играли активную роль в экономической жизни города, но и в международной торговле.
Ключевое место занимал экспорт текстильных изделий. В Мараше армянки не только производили вышивку для себя, но и производили её для продажи в другие регионы. Связано это с нетипичностью узоров и техники плетения. Для армянской вышивки не характерен потайной стежок, который использовали армянские мастерицы. Старые образцы до 1915 года сохранились в небольшом количестве, но служат важным источником для исследователей прикладного искусства. Изделия до ХХ века отличаются тонкостью и изяществом, узоры были не такими абстрактными. Такое плетение повторить сложно, ведь даже ткань использовалась другая. Армянки вышивали на тончайшем шёлковом полотне или хлопчатобумажной ткани, которую красили вручную.
Исследователи подчёркивают: «Из-за особенностей выполнения марашская вышивка не может быть полностью механизирована. При выполнении крупных проектов с помощью машинной вышивки делается лишь часть работы, а сам крест-шов мастерицы выполняют вручную».
Визуально марашская вышивка похожа на узоры, которые знакомы нам по другим образцам прикладного искусства в Армении. Узоры, названия которых варьируются от обыденных (“чаша”) до более мистических (“цветок семи гор”), нередко перекликаются с мотивами, которые встречаются в визуальной культуре. В первую очередь, это узловые переплетения и кресты. В частности, большое сходство можно найти и с резьбой хачкаров: группы линейных крестиков, круги и квадраты в вышивке напоминают орнамент на каменных памятниках.
Вышивка выполнялась скрученными тонкими хлопчатобумажными нитями на хлопчатобумажных и бархатных тканях. Чаще всего орнамент пестрил геометрическими фигурами, цветочными узорами и символическими образами, связанными с домом, родным краем и христианской верой.
Редкая красная хлопковая нашивка мамлюкского периода, украшенная армянской марашской вышивкой, была обнаружена в Фустате (первой столице Египта и историческом центре современного Каира). Изделие создано на Ближнем Востоке армянскими мастерамив XIII или XIV веке.
На красном хлопково-льняном полотне изображён узор, выполненный в особой технике переплетения нити. Связь с традиционным стилем марашской вышивки поднимает вопрос о том, был ли этот фрагмент импортирован или изготовлен в Каире армянами, которые поселились оттуда из Западной Армении.
Вышивание легко превращается в метафору: каждый крошечный стежок и символ требуют от женщины определённое усилие, терпение, но именно это занятие позволяет ближе познакомиться с практикой бабушек и прабабушек. В минуты отчаяния, гнева или счастья рукодельницы брались за иголку и нитку, чтобы через «нематериальную речь» выразить свои эмоции.
После долгих лет изгнания и душевных травм в начале ХХ-го века семьи людей, переживших Геноцид, сохранили воспоминания через текстильные изделия и воспроизведения вышивки. Это также служит тактильным напоминанием о пространстве и времени. Для армян рукоделие служило не только способом заработка, но и процессом восстановления и переосмысления социального мира с помощью временных ориентиров, которые помогают им развить чувство «дома».
Ремёсла и сам процесс изготовления изделий обеспечивают «безопасное место» и помогает нормализовать существование в настоящем, помня о прошлом и создавая будущее. В своей книге «Рукоделие в Мараше» Раздан Токмаджян отмечает, что архивы колледжа Айганушян показывают, как вышивание преподавалось вместе с обычными занятиями.Эта практика укоренилась в каждой семье и передавалась от матери к дочери. Практика вышивания служит нескольким целям, воплощая личный опыт женщин и отражая их чувства. Потеряв дом, женщины часто ищут другие формы «опоры», чтобы поддерживать себя. Стремясь обрести чувство принадлежности, они создают его на воображаемом уровне. Это может объяснить символическое значение генеалогических древ жизни, цветов и корней на вышивках, выполненных женщинами. Страх перед нестабильным чувством принадлежности заставил их сплести воображаемые корни в «безопасной стране ремёсел». Визуализация таких элементов, связанных с землей, свидетельствует о стремлении компенсировать отсутствие принадлежности к определенному месту в реальной жизни.
На обложке — марашская вышивка. Источник
Источник:
Weaving a safety net: How ebroidering links two waves of armenian refugees. Веб-ресурс
Sandjak of Marash - Trades. Веб-ресурс