Тачат Хачванкян: художник между искусством и трагедией

Тачат Хачванкян: художник между искусством и трагедией

Тачат Хачванкян — имя, которое несправедливо редко звучит в контексте истории армянского искусства. Его творческий путь, оборванный сталинскими репрессиями, оставил после себя яркий след в графике, книжной иллюстрации и плакатном искусстве. Полная надежд судьба художника и его трагический финал отражают сложную и противоречивую эпоху, в которую ему довелось жить и творить.

 

Тачат Хачванкян. Источник: Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007

 

Тачат Акопович Хачванкян родился 26 марта 1896 года в Александрополе (ныне Гюмри). Он рос в интеллигентной семье: отец был священником, мать — учителем математики. Первым увлечением Тачата стала музыка. Он играл на флейте и даже принимал участие в первой постановке оперы «Ануш» в Александрополе в 1912 году.

 

Тачат Хачванкян (крайний слева) с братьями Мушегом, Ованесом, Артаком и Ваге. Источник: Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007

Тачат Хачванкян с отцом Акопом Хачванкяном и матерью Рипсимэ Аревшатян. 1937. Источник: Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007

 

Важным событием, повлиявшим на формирование художественного вкуса юного Тачата, стала поездка с отцом в древнюю столицу Армении — Ани. Величественные руины произвели на него неизгладимое впечатление. Позднее, в начале 1920-х годов, знакомство с выдающимся художником Акопом Коджояном и совместное путешествие в Иран окончательно укрепили в Хачванкяне желание заниматься искусством.

Однако путь к профессиональной художественной деятельности оказался непростым. После переезда семьи в Ереван в 1917 году Тачат был вынужден прервать учебу в александропольском филиале Московского коммерческого института. Последовала служба в армии, где он получил лёгкое ранение. По возвращении Хачванкян некоторое время работал бухгалтером, затем секретарём в Ереванской художественной школе, где и познакомился с известными армянскими художниками. Именно в этот период он начал серьезно заниматься живописью и рисунком.

 

Тачат Хачванкян с женой. Источник: Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007

 

В 1925 году, уже будучи женатым человеком, Тачат Хачванкян отправляется в Москву и поступает в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Это стало поворотным моментом в его жизни. Он попадает в мастерскую Владимира Фаворского, выдающегося графика, теоретика книжного искусства, оказавшего огромное влияние на формирование его художественного стиля.

 
 

ВХУТЕМАС в 1920-е годы был центром новаторских идей в искусстве. Здесь студенты получали не только глубокие теоретические знания, но и практические навыки, осваивая различные техники и приёмы. Хачванкян выбрал литографическое отделение, где, помимо Фаворского, преподавали такие мастера, как Дмитрий Моор и Александр Дейнека.

Под руководством Фаворского Хачванкян постигал искусство книги, рассматривая её как единый художественный организм. Особое внимание уделялось композиции, конструктивизму, взаимосвязи текста и изображения. В московский период Хачванкян создает множество рисунков, набросков, этюдов, экспериментирует с различными техниками. Среди его студенческих работ — городские пейзажи, архитектурные зарисовки.

«В эти же годы Хачванкян впервые пробует себя в сфере оформления художественной литературы: иллюстрирует сказку Е. Чаренца "Сон Гикора" (1928), оформляет книги К. Терентьяна "Тавриз" и В. Миракяна "Охота на Лаваре" (обе — 1929). Выполненные в технике цветной литографии, эти работы знаменуют рождение графического стиля Хачванкяна, характерного для его раннего творчества». (Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007).

Егише Чаренц.Сон Гикора. Оформление Тачата Хачванкяна. 1928. Источник: Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007

Егише Чаренц.Сон Гикора. Оформление Тачата Хачванкяна. 1928. Источник: Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007

После окончания ВХУТЕМАСа в 1930 году Тачат Хачванкян возвращается в Ереван. По приглашению Егише Чаренца он становится техническим редактором Государственного издательства Армении (Госиздат). Начинается самый плодотворный период его творчества.

В Госиздате Хачванкян работает до 1937 года. Он оформляет десятки книг армянских и зарубежных авторов, среди которых произведения классической и современной литературы, поэтические сборники, научные труды. Хачванкян разрабатывал дизайн книги от начала до конца: обложку, титульный лист, иллюстрации, шрифты, орнаменты. Его стиль отличался лаконичностью, изяществом, точностью линий.

 
 
 
 

Особое место в творчестве Хачванкяна занимают иллюстрации к произведениям армянской классики. Он тонко чувствовал национальный колорит, умело передавая дух и атмосферу эпохи. Его работы к поэзии Чаренца, Исаакяна, Туманяна стали настоящими шедеврами книжной графики.

 

Тачат Хачванкян. Портрет Ованеса Туманяна. Источник: Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007

Тачат Хачванкян. Портрет Мисака Мецаренца. Источник: Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007

 

Помимо книжной иллюстрации, Хачванкян занимался созданием плакатов, оформлением папиросных коробок. Ему удавалось даже в рамках агитпропа создавать яркие и выразительные работы.

 

Тачат Хачванкян. Плакат «Все — в ячейки по изучению техники!» 1931. Источник: Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007

 

Несмотря на преобладание графики в его творчестве, Хачванкян также писал живописные полотна. Сохранившиеся натюрморты и пейзажи свидетельствуют о его тонком чувстве цвета и мастерском владении живописной техникой.

 

Тачат Хачванкян. Ереван. 1924. Источник

 

В 1938 году над Тачатом Хачванкяном сгустились тучи. Его отца и двух братьев уже ранее сослали как «неблагонадежных». Теперь пришла очередь художника. Органы НКВД пытались склонить его к сотрудничеству, предлагая писать доносы на коллег. Хачванкян отказался.

В апреле 1938 года художник был арестован. После шестнадцати месяцев заключения, в июле 1939 года, его приговорили к восьми годам ссылки с правом переписки. Хачванкян был отправлен в Магадан. В тяжёлых условиях лагерной жизни, подорванный физически и морально, он скончался 14 марта 1940 года от общего заражения крови.

 

Тачат Хачванкян. Автопортрет. Источник: Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007

 

Творчество Тачата Хачванкяна — яркая страница в истории армянского искусства. Его работы, отличающиеся высоким профессионализмом, художественным вкусом и национальным колоритом, внесли значительный вклад в развитие графики, книжной иллюстрации и плакатного искусства.


Источники:

  1. Тачат Хачванкян. Составитель альбома, автор текста и приложений: Артур Авакян. — Ер.: Институт искусств НАН РА, 2007;

  2. «Меня оставят в Магадане...» Статья Карэна Микаэляна.

Тачат Хачванкян: художник между искусством и трагедией