Сурб Затик в армянском искусстве: от миниатюры до холста

Сурб Затик (Святая Пасха) — неотъемлемая часть армянской культуры, глубоко укоренённый духовный и эстетический код. Тема Воскресения пронизывает армянское искусство на протяжении веков, находя отражение в самых разных его формах — от средневековой миниатюры до живописных полотен Новейшего времени и проникновенных строк литературных произведений. В каждом из этих видов искусства армянские мастера находили свой уникальный язык для передачи тайны и торжества Воскресения.
Миниатюра и живопись: от пергамента до холста
Армянская средневековая миниатюра — одна из ярчайших страниц в истории христианского искусства. В праздничных евангелиях XIII–XIV веков сцены Воскресения Христова, Вознесения и Сошествия Святого Духа трактуются как ключевые элементы пасхального цикла. Они предлагают богатое и разнообразное прочтение сцен Воскресения Христова, гармонично сочетая византийские каноны с местными художественными традициями. Художники мастерски использовали насыщенные охру, лазурь, пурпур и золото, чтобы передать торжество жизни над смертью и подчеркнуть божественное присутствие.
Торос Рослин. Воскресние Христово. Армянская миниатюра «Малатийского Евангелия» (1267–1268 гг.). Источник
Миниатюра Тороса Рослина «Воскресение Христово» из «Малатийского Евангелия» (1267-1268 гг.) представляет собой не только иллюстрацию к евангельскому тексту, но и художественное осмысление сюжета о жёнах-мироносицах у пустой гробницы.
Следуя евангельскому повествованию, миниатюра изображает приход жён-мироносиц к гробнице Христа «в день, следующий после субботы». Они намеревались умастить тело благовониями, но обнаружили гробницу пустой. Как описывается в Евангелии, камень, закрывавший вход, был отвален ангелом, чьё сошествие с небес сопровождалось землетрясением, обратившим в бегство стражников. Пустота гробницы, тревога, читающаяся в позах жён-мироносиц и внезапность открытия создают атмосферу чуда.
Тема Воскресения Христова нашла широкое отражение в армянских средневековых миниатюрах: встречаются изображения триумфально восстающего из гроба Христа, ангелов, возвещающих благую весть, как в Гладзорском Евангелии (XIV век), и сцены Сошествия во ад, где Христос освобождает души праведников, представленные, например, в миниатюрах Ахпатского Евангелия (XIII век). Эти разнообразные иконографические решения, представленные в миниатюрах различных евангелий и рукописей, свидетельствуют о глубоком осмыслении тайны Воскресения в армянской средневековой культуре.
В ХХ веке, особенно в советский период, армянские художники, такие как Григор Ханджян, Минас Аветисян, Завен Аршакуни и Мартирос Сарьян, не могли открыто обращаться к религиозной тематике. Тем не менее, христианская символика и духовные поиски прослеживаются в их работах того периода иносказательно. Яркие цвета, образы возрождения природы, мотивы преодоления трагедий и стремления к гармонии можно интерпретировать как переосмысление идеи воскресения и надежды в контексте исторической памяти и национальной идентичности. В их творчестве отражается не столько литургическая сторона Пасхи, сколько философское осмысление вечных ценностей — жизни, смерти, возрождения — через призму армянской истории и культуры.
В коллажах Сергея Параджанова пасхальная символика — красные яйца, свечи, золотые нимбы — становится метафорой личной свободы.
Литература: от гимнов Нарекаци до образов Исаакяна
Пасха как литературный образ впервые встречается в армянских духовных гимнах V века. Саак Партев и Месроп Маштоц создают первые пасхальные песнопения, где соединяются литургия и поэтический образ.
В X веке Григор Нарекаци в «Книге скорбных песнопений» говорит о Воскресении как о внутреннем преображении, к которому стремится каждая душа.
Нерсес Шнорали, католикос XII века, в своей поэзии пишет о страданиях Христа и радости Пасхи, противопоставляя свет Воскресения мраку смерти.
В Новое время Хачатур Абовян и Раффи включают в свои тексты символику Затика как народного праздника и акта возрождения нации.
В XIX–XX веках пасхальная тема становится особенно насыщенной. Ованес Туманян в поэме «Ануш» описывает весенние ритуалы, перекликающиеся с пасхальной символикой.
Аветик Исаакян в своей лирике соединяет образы воскресения с пробуждением природы:
Пусть придёт за мной
Смерть моя весной,
Пусть в последний час
Роза в первый раз
Расцветет в саду…
Сурб Затик — всегда живое искусство
Сурб Затик в армянском искусстве — не просто тема, а форма мышления. Она воскрешает не только Христа, но и человека, его веру, его надежду. Художник, поэт, режиссёр, переписчик рукописей — каждый из них ищет в Пасхе не только религиозный смысл, но и ответ на извечный вопрос: что значит быть живым.
Источники:
1. Тер-Саркисянц А.Е. История и культура армянского народа. М., 2008;
2. Воскресение Христово в иконографии армянской миниатюры;
3. Ананикян М. Мифы Армении. — Центрполиграф, 2022.