«Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци – врачеватель тела и души

«Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци – врачеватель тела и души

В мировой истории часто встречаются талантливые писатели, преданные вере святые и непредвзятые историки, но мало кому удается сочетать все эти качества и виды деятельности в такой хрупкой и недолговечной оболочке под названием человек. Человеческой душе не раз приходилось выйти за свои пределы, чтобы создать новую идеологию, конечно, не без кропотливого труда. Некоторым удается кардинально изменить действительность, и одной из таких выдающихся личностей считается Григор Нарекаци: философ и святой, в чьих произведениях соединяются божественное откровение и поэтическое вдохновение.

В случае армянского гения биографические данные только мешали бы формированию его мистического образа монаха. Вокруг богослова в течение времени складывались различные фольклорные сказания о его святости, доброте и милосердии. Григор Нарекаци родился приблизительно в 947 году. Легенда гласит, что монах семь лет был пастухом и никогда не сердился на скот – ни разу не хлестнул животных и не проронил злого слова.

Время творческой деятельности Нарекаци совпадает с господством рода Багратидов. Тогда, во-первых, происходило формирование разных миниатюрных школ, развитие архитектуры и защита независимости Армении Ашотом II Железным. А во-вторых, данный период армянской истории, да и не только армянской, особенно интересен тем, что именно в это время начались бурные богословские споры о природе Христа и о религиозных правилах, которые со временем превратили христианство в фарисейство, после чего сформировались разные еретические течения против церковной догматики. С последними и вели борьбу мыслители эпохи. Если во Франции носителями еретической мысли были катары, то в Армении – тондракийцы, чьи идеи распространились по всей Европе, где позже возникли манихейцы, катары, альбигойцы и другие.

Григор Нарекаци. Мозаика в Соборе Святого Петра в Ватикане

Григор Нарекаци. Мозаика в Соборе Святого Петра в Ватикане

Таким образом, в Армении борьба шла между двумя доктринами. Если одна ветвь категорически отрицала религию и церковь, отдавая предпочтение свободному человеческому выбору, то другая пыталась найти ту глубокую, содержательную сторону христианства, которая годами игнорировалась лицемерной деятельностью церкви. Представителем последней доктрины был Нарекаци, которого при жизни считали приверженцем разных еретических течений. История этой борьбы начинается еще с отца богослова Хосрова Андзеваци, чьи революционные возражения разным церковным догмам определили ему место в рядах еретиков. Обвинения коснулись также учителя великого монаха-поэта – Анания Нарекаци, отказавшегося проклясть тондракитов. И наконец, дело дошло до самого Григора Нарекаци, которого пригласили на церковный суд, где он воскресил голубей, доказав свою невиновность, если не святость.

На самом деле непротивление и терпимое отношение к различным ересям обосновывается тем, что Нарекаци понимал тондракитов с их религиозными исканиями и стремлением найти истинную веру, так как сам пребывал в поиске этих истин. Кроме того, подобное поведение было следствием мягкого нрава мыслителя, который всегда избегал насилия и сопротивления чужому эго, призывая к примирению.

Вся жизнь поэта была связана с Нарекской школой, где его наставником и духовным учителем стал Анания Нарекаци. Здесь юноша получил образование и принял священный сан. Именно в стенах монастыря, тихим трудом монаха создается шедевр армянской литературы – «Книга скорбных песнопений».

Монастырь Нарекаванк. Фото: wikipedia.org

Монастырь Нарекаванк. Фото: wikipedia.org

По мнению многих литературоведов, именно с Григора Нарекаци начинается армянское Возрождение. Но можно ли его работу сравнить, например, с «Божественной комедией» Данте Алигьери, и в чем разница этих произведений, раз уж оба принадлежат к такому плодотворному историческому периоду? Если мысль поэмы Алигьери в том, что справедливость существует и каждому воздается по его делам (Евангелие от Матфея, 16:27), то Нарекаци берет на себя все человеческие грехи, пытаясь через свой поэтический дар вести прямой диалог с Богом. Это не назидательная работа, где автор напоминает всем о грядущем возмездии, когда Вездесущий щедро одарит радостью и умиротворением всех праведных верующих и покарает непослушных. Армянский монах хочет, чтобы спаслись все, в том числе преступники, сладострастники и другие. Он понимает, что человек греховен по своей сущности, нечестивые мысли могут возникнуть и у праведника, и у преступника, дело лишь заключается в том, насколько человек по духу силен, чтобы противостоять этому соблазну. В этом главное различие итальянского певца справедливости и армянского монаха, для которого главное – не воздаяние за поступки, а общее преображение человечества через чистоту веры и намерений. 

Значение «Книги скорбных песнопений» в мировой литературе трудно переоценить. Она не только считается литературным шедевром, но и имеет исцеляющее свойство, где духовная сила переходит на материальный уровень, где божественное вдохновение имеет возможность проникнуть в душу и излечить тело. Книгу Нарекаци часто подкладывали под голову больному, да и до сих пор многие стараются держать ее в своем доме. Эта целительная сила говорит не только о гениальности, но и о великой внутренней силе произведения.

Миниатюра в «Книге скорбных песнопений», 1173. Из коллекции Матенадарана

Миниатюра в «Книге скорбных песнопений», 1173. Из коллекции Матенадарана

Почему песнопения имеют скорбный характер? Поэт просит прощения как за свои грехи, так и за грехи всего человечества. Это жалование, сетование на греховность человеческого существа, его дуальность и несовершенство, которое он должен нести как бремя всю свою жизнь. И Нарекаци надеется, что с помощью божественной благодати человек преодолеет свою грешную сущность.

Для праведных писал я и для грешных,
Для утешающих и безутешных,
И для судящих, и для осужденных,
Для кающихся и грехом плененных,
Для добродеятелей и злодеев,
Для девственников и прелюбодеев.

Монах не отделяет себя от других людей, одержимых страстями. Важная особенность «Книги» в том, что поэт не страшится волнующих его чувств и мирской жизни в целом. Он тоже человек, ему тоже не чужды переживания и соблазны. Он такой же потомок греховного человечества, как и остальные.

Любовь и гнев, проклятья и молитвы, –
Блистают острием мечей своих
И дух мой превращают в поле битвы!

Эти прекрасные строки в другом виде спустя несколько столетий появятся у Федора Достоевского: «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы —- сердца людей».

В книге Нарекаци личности автора и читателя сливаются, образуя универсальную связь и создавая эффект, который появляется после причащения. Это и делает произведение невероятным. Здесь сталкиваются два мира: мир земной как эмпирическая данность, которая полна греховной, низшей стороны нашей сущности, и второй – идеальный, божественный, абсолютный, где читатель на некоторое время забывает о своем эго, отрекается от таких мирских ценностей, как выгода, удовольствие и корысть, и руководствуется лишь речами святого, полностью доверяя его богоизбранности.

Миниатюра с изображением Григора Нарекаци. «Книга скорбных песнопений», 1173. Из коллекции Матенадарана

Миниатюра с изображением Григора Нарекаци. «Книга скорбных песнопений», 1173. Из коллекции Матенадарана

В своей работе Нарекаци словно дает новую возможность человечеству, которое может спасти свою душу лишь чистой верой и искренним раскаянием. И, можно сказать, целительная сила этой книги подтверждает теорию монаха, согласно которой человек не обязан быть жертвой церковных формальностей – он может спастись с помощью чистой веры и доверительных отношений с Богом, где личность не смущается и не избегает прямых признаний в своих грехах. Если в мире Алигьери человеку воздается по заслугам, то армянский монах думает о каждом в отдельности, ходатайствуя о его спасении.

Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет Суд – я поспешу туда!

Лишь эта чистая вера, искренность и благость намерений способны направить человека в Царство небесное.

Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использована миниатюра с изображением Григора Нарекаци художника Григора Мличеци, 1173 г. Из коллекции Матенадарана

«Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци – врачеватель тела и души