«Это был центр армянской культуры»: писатель Ким Бакши – о «городе-призраке» Шуши

«Это был центр армянской культуры»: писатель Ким Бакши – о «городе-призраке» Шуши

Историю арцахского города Шуши – некогда центра армянской культуры и просвещения – без преувеличения можно назвать героической и поистине трагической. Именно здесь действовали типографии и библиотеки, работала шелкомотальная фабрика, в местный театр на гастроли приезжали настоящие звезды. Кроме того, в Шуши была проведена первая в Закавказье канализация. Все изменилось в 1920 году – после чудовищной резни армян город лежал в руинах. Затем последовали две кровопролитные войны – Первая и Вторая Арцахская: и с 2020 года древний армянский город оказался под контролем Азербайджана.
Армянский музей Москвы публикует отрывок из книги арменоведа Кима Бакши, в которой он с огромной любовью к Армении и армянскому народу описал свою последнюю поездку в Арцах и в одной из глав поведал об истории Шуши.

[Название города – Шуши – не склоняется. В книге Кима Бакши «Духовные сокровища Арцаха» встречаются оба варианта: и армянское название Шуши, и азербайджанское – Шуша. При этом писатель всегда открыто выступал в поддержку Армении и на протяжении нескольких десятков лет изучал армянскую культуру. В этой же главе исследователь указывает, что Шуши – армянский город.

Редакция Армянского музея Москвы приводит главу «Город-призрак» из книги «Духовные сокровища Арцаха» с сохранением авторской орфографии и пунктуации.]

Освобождение Шуши, 9 мая 1992. Фото: hetq.am

Город-призрак

Сижу в маленькой квартирке, которую уже много лет мне c радостью предоставляют друзья, семья умершего моего старшего друга Григора Асратяна. Она в самом центре Еревана, на проспекте Маштоца, рядом с Матенадараном – место которое любят дети и хорошо знают взрослые, короче, это у Пончиканоца. Перед Новым годом сладкая фирма «Гранд кенди» поставила под моим окном рождественскую ёлку. Это был вообще водоворот детских восторгов – вспыхивали фотоаппараты, крохотные девчушки осторожно брали ёлочку за искусственные иглы и зачарованно улыбались. А я радовался, глядя на это детское половодье – пусть растёт, множится этот любимый мною народ, пусть живёт в мире!

На фоне таких мыслей кажутся невозможными, жестокими окружающие Армению ненависть, неприятие. Разве её окружают верные друзья? Из Азербайджана катится потный вал ненависти. Из Турции – враждебное непризнание очевидной трагедии в истории – геноцида. Из Грузии – за плотной завесой слов о дружбе и добрососедстве – неприятие, нелюбовь к армянам, что особенно заметно на примере населённого армянами Джавахка. Невольно обращаешь надежды на свою родную Россию. Понимаем ли мы, что Армения – наш единственный искренний друг?

Сегодня я видел, как крохотная девчушка сама пыталась надеть перчатки, тоже крохотные с разноцветными пальчиками. Старалась, но неудачно: то два её пальчика попадали в один, то перчатка падала в растаявший снег.

Я должен начать рассказ о Шуше – очень красивом, но, увы, разрушенном городе. Его судьба состоит из тесно сплетённых друг с другом прекрасных и трагических страниц. Шуша – бывшая столица Карабаха, с её высот видна новая столица – Степанакерт. Поэтому установленные азерами системы «Град» могли вести прицельный огонь по этому городу.

Шуши. Фото: about-planet.ru

Длинные трубы-снаряды азеры хранили в Кафедральном соборе Казанчецоц в центре Шуши: знали, что армяне не будут разрушать его. Какая ожесточенность и осмотрительность! Так и стоял Казанчецоц во всё время войны – без главы, с разрушенной колокольней. Сейчас всё как будто по-прежнему – как встарь собор колет небо своей главой-шпилем, и трубит с восстановленной колокольни ангел, трубит-возглашает в туманно-голубое небо: Бог – это любовь!

Когда едешь в Степанакерт, каждый раз проезжаешь поворот на Шушу: видна хорошая дорога к городу и героический танк на пьедестале, символ войны. Несколько раз в автобусе с какой-то делегацией мы не сворачивали и очень скоро оказывались на площади у главного собора. Заходили в его сквозной глубинный простор, там нас встречал духовный глава Арцаха – Паргев Србазан. И каждый раз я со страхом замечал, что в бороде его и усах прибавилось серебра.

Когда же возникла эта крепость – Шуша? На этот счёт есть верные исторические источники. Они говорят, что существовал прочный союз пяти меликов Карабаха – братство хамсы. В то время, когда повсюду в Армении независимость была уничтожена иноплеменниками-иноверцами, Карабах оставался последним прочным островком – твердыней армянской независимости. Потом один из меликов, Варанда поссорился с остальными. Но он понимал, что один не справится. Чтобы защитить себя, он призвал на свои земли тюркское кочевое племя, возглавляемое Панах-ханом. Это происходило во второй половине XVIII века. Панах-хан быстро укрепился, объявил себя ханом всего Карабаха, стал строить неприступную крепость Шушу. Но вот оценка, данная этим событиям Александром Васильевичем Суворовым: «Мелик Шахназар может собрать войска около 1000 человек. Сей предатель своего отечества призвал Панах-хана… отдал в руки свой крепкий замок Шуши-кала…»

Азербайджанские историки, мастера фальсификаций, пишут, что Панах-хан основал крепость и строил её чуть ли не на голом месте. Но это не так, на самом деле крепость Шуша уже существовала и успешно отразила в начале XVIII века нападение турок-османов. Об этом сотник крепости докладывает русскому командованию. Вот к какому давнему времени относится русская ориентация в крепости Шуша!

Шуши после резни 1920-го. Фото: wikimedia.org

Дополнительным аргументом длительного существования Шуши до Панах-хана послужат и мои собственные наблюдения. В один из приездов в город я участвовал в раскопках, которые велись на древнем шушинском кладбище. Сенсацией были найденные хачкары IX-X веков. И я наткнулся на неизвестный хачкар. Когда я расчистил его от мха и земли, стало ясно, что он относится к XIII веку. Какой там Панах-хан! Тогда и следов не было кочевых тюрок на арцахской земле. Никаких тем более азербайджанцев. Историки из Баку могут отдыхать!

Когда бродишь по хорошим мостовым города, мимо мертвых особняков, глядящих на тебя безглазыми окнами, невольно думаешь, сколько миллиардов долларов надо вложить, чтобы ожил этот некогда прекрасный город, а ныне город-призрак. Некогда это был центр армянской культуры, просвещения, типографской деятельности. Я просматривал длинные списки армянских манускриптов, которые хранились в библиотеках города. К великому сожалению, далеко не все из них оказались в коллекции ереванского Матенадарана. В трагические минуты, навсегда покидая Шушу, жители увозили книги, спасали их от разъярённой толпы тюрок, которые разрушали город, резали армян.

Последние (увы, не последние!) трагические события произошли в 1905 году – злодейские, бессмысленные убийства, предвестия геноцида 1915 года. Имеющие и то сходство с ним, что преступные стороны отрицают сам факт геноцида, а руководство азеров выдумывает какой-то ещё геноцид армянский и русский. Что касается 1905 года, то тогда в течение одного дня в Шуше был разграблен и сожжен армянский центр города, от театра остались руины. Но не менее чудовищной и разрушительной для города была резня 1920 года. Вот что писал об этом погроме Серго Орджоникидзе: «Сегодня я с ужасом вспоминаю те картины, которые мы видели в мае 1920 года в Шуше. Красивый армянский город был разрушен до основания и лежал в руинах…»

Однажды я уговорил директора Музея Шуши пройтись вместе со мной по городу и рассказать о нём. Мы осмотрели руины трёхэтажного здания реального училища, рядом – двухэтажная больница. Шушинская епархиальная школа… Шелкомотальная фабрика… Как раз в то время в мире был бум производства шелка, отличались, естественно, китайцы. Вот бы восстановить былую славу шелкоделов Шуши! Сейчас из шёлка делают удивительные вещи.

Шуши. Вид на Сурб Аменапркич Казанчецоц (до 2020-го). Фото: lragir.am

Был туманный осенний день, туманы нередки в Шуше. Мой спутник называл цифры, характеризующие город. До 1920 года выходило 22 газеты, работало 6 школ и училище. Три типографии. В театре ставили Шекспира, на гастроли приезжал великий Папазян – Отелло. В армянской части города находились библиотеки, бани, аптеки. Здесь была проведена первая в Закавказье канализация, тоже разрушенная в 1920 году погромщиками.

Мне очень понравился город Шуша. Там до сих пор сохранились прелестные уголки, которые так и манят бросить надоевшую мою московскую городскую жизнь и навсегда поселиться здесь. Так всегда бывает со мной, когда место мне почему-то особенно нравится. Я хорошо помню, как я хотел провести остаток жизни в караимской крепости Чуфут-кале в степном, пропахшем полынью Крыме. То же самое было со мной, когда я оказался в Гарни лет пятьдесят назад, среди обрушенных капителей, заросших сухой травой частей античного фриза – наедине с вечностью и красотой. Отдаю себе отчет – я нисколько не верю в реальную осуществимость этой мечты, хотя реальней всего, как говорится, на сегодня – это все-таки Шуши. Я сидел бы на деревянном балкончике среди зелени, а вокруг творилась бы жизнь…

Источник: Бакши К. Духовные сокровища Арцаха, 2013

Обложка: Шушинская крепость. Фото: wikimedia.org

«Это был центр армянской культуры»: писатель Ким Бакши – о «городе-призраке» Шуши