Тариэл Бишарян: «Называть вещи своими именами — это минимум того, что может сделать каждый из нас»
Презентация The Other Side (англ. «Другая сторона»), рассказавшая в рамках Недели моды в Милане о событиях в Арцахе, стала настоящим разрывом шаблонов и доказала, что мода может транслировать не только гламурный стиль жизни, но и поднимать серьезные и социально значимые темы. На мероприятии, состоявшемся в историческом Палаццо Висконти, были представлены инсталляции дизайнеров и художников из разных стран, которые погрузили зрителей в тяжелые размышления о трагедии, происходящей на глазах у всего мира. Армянский музей Москвы поговорил с основателем fashion-проекта Emerging Talents и организатором презентации Тариэлом Бишаряном о том, ради чего стоит проводить подобные мероприятия и что сейчас может делать каждый из нас.
— Тариэл, как возникла идея презентации?
— Мне как армянину просто захотелось организовать мероприятие про Арцах. Но я долго думал, зачем и для кого оно будет. В конце концов понял, что в первую очередь для самих армян в Армении и Арцахе — чтобы они видели, что не одни. Фейк-пропаганда все время рассказывает, что в Ереване люди сидят в кафе и им все равно. Это не так. Я тоже был в Ереване и сидел в кафе — разговоры у всех только о том, как спасти республику и страну. Примерно полгода назад я общался со своей подругой Тигрануи, муж которой погиб во время войны 20-го года. Она оперная певица, но сейчас преподает вокал. Открыла в Ереване студию, где учит детей армянской музыке. Когда я спросил, не хочет ли она вернуться к опере, Тигрануи сказала, что это, конечно, мировая ценность, но она чувствует потребность делать что-то для Армении: оперных певцов много, но проблема в том, что мы не развиваем собственную культуру. Эти слова осели в моем подсознании, и через какое-то время я вспомнил наш разговор — думаю, он тоже сыграл свою роль.
— А как на счет гостей из других стран, приехавших на Неделю моды?
— До иностранцев, приехавших на миланскую Неделю моды, тоже хотелось донести то, что сейчас переживает армянский народ. Я понимаю, что вопрос от этого не решится. Решаться он должен в Армении, но чем больше людей узнает об этом, тем лучше. Мне хотелось наглядно показать, что армяне в Арцахе в составе Азербайджана жить не могут. Естественно, все это должно быть реализовано профессионально и красиво. Я написал многим дизайнерам. Мы выбрали инсталляции, которые рассказывают о жесточайших моментах: убийствах Ануш Апетян, которой отрезали ноги и пальцы, и Кярама Слояна, которому отрезали голову и возили ее по селам; о том, что тело Элен Дадаян из Арцаха, погибшей в автокатастрофе, не позволяли привезти в Арцах, чтобы предать земле; о мужчине, который умер от голода… даже не могу рассказывать дальше. При этом я хотел, чтобы презентация все же заканчивалась на позитивной ноте. Поэтому мы связались с фотографом Давидом Каграманяном, который около трех недель назад фотографировал свадьбу в блокадном Арцахе, в Акопаванке — церкви VII века.
И так как в этот момент мы с модельером Крикором Джаботяном уже обсуждали, какую одежду выбрать для презентации, я захотел, чтобы это было свадебное платье. Джаботян предложил бордовое, но крови нам уже достаточно. Нужно было именно белое платье, как на настоящей свадьбе. Армяне жили в Арцахе и будут жить, жениться и выходить замуж, а свадьба — это продолжение жизни. Мне хотелось, чтобы в этом платье в нем ходила модель. Еще у меня была идея надеть корсет Jhangirian на оперную певицу, которая должна была петь Հավուն, հավուն (Havun, havun), но потом я решил, что единственной живой фигурой в этом царстве мертвых должна быть невеста. Стилизовала презентацию Лусинэ Аянян, с которой мы делаем все мероприятия. Она тоже армянка, и ей не нужно ничего объяснять — мы думаем одинаково. Лусинэ было очень трудно, у нее родственники в Арцахе. Несколько дней назад я опубликовал видео с презентации, которое прокомментировала ее двоюродная сестра: «Thank you from Stepanakert» (англ. — спасибо из Степанакерта). Лусинэ тогда сказала, что она три дня ей не отвечала, а мне написала. Значит, нам удалось то, что мы задумали.
— Как зрители отреагировали на увиденное?
— Когда гости заходили в зал, они сразу видели платье и начинали фотографировать, снимать на видео. Только потом переключались на инсталляции и аннотации к ним. Читали это все, и я видел, как менялись их лица. Дальше никто практически не фотографировал. Уходя, многие опускали глаза. Я специально придумал для презентации название, по которому непонятно, о чем она. Если бы гости заранее знали, что это про войну, то психологически были бы к ней готовы, но я хотел, чтобы это был шок. Первыми гостями были три девушки из Америки. Они отсканировали информацию о презентации и стали изучать. Вдруг одна из них подошла ко мне и сказала, что она в полном шоке, потому что ее парень «из этого региона Азербайджана». Потом они просто тридцать минут сидели на диване, и это было очень символично. Иностранцев было, конечно, больше. Армяне заходили и подолгу сидели, поэтому их всегда было видно. А иностранные посетители смотрели и уходили на другие ивенты.
— Оправдала ли реакция посетителей твои ожидания? Рассчитывал ли ты на такой успех?
— Подготовка к презентации отняла много времени, энергии и финансовых ресурсов, работать было психологически тяжело. Я надеялся на успех, но немного боялся. А по итогам из всех мероприятий, которые я до сих пор проводил, это получилось самым масштабным по охвату. Было очень много репостов видео с презентации — больше тысячи. И больше тридцати тысяч просмотров. Только 22 сентября, сразу после презентации, мне пришло около пятисот сообщений в персональные аккаунты. Люди благодарили меня за то, что я поднял эту тему. А до этого некоторые говорили, что, организуя подобную презентацию, я могу поставить под угрозу проект и потерять клиентов. Но по этому поводу я не беспокоился. Со мной связались люди из разных городов Италии, которые просили прислать им материалы, чтобы показывать у себя. Вот это ценно. Мы не должны падать духом. Это третий такой сентябрь. Есть гости, которые приходят на все наши мероприятия, и все время война. Но так они понимают, что это реалии, в которых мы живем.
— Видимо, ты делаешь все правильно, раз на твои мероприятия продолжают ходить.
— Мода, которую обычно рассматривают как нечто развлекательное, может стать мощным коммуникатором. Наш партнер из Arteria Exhibits Сильвия сказала, что много раз была на подобных ивентах, и обычно они превращаются во что-то слишком этническое, а от нашей презентации такого ощущения не было. Отчасти по этой причине я отказался от спонсоров, которые могли бы диктовать мне условия, и решил делать все сам. Для меня было важно сделать мероприятие таким, каким его вижу я. Кроме обычных людей, конечно, хотелось достучаться и до армянского правительства. Армении это никакого мира не принесет, будет только хуже. Поэтому несколько дней назад я поделился постом посла Армении в Италии. Она перепостила обращение женщины, которая искала врача для онлайн-консультации по ожогам после взрыва на топливном складе в Арцахе. Вот чем занимается посол. Между тем оказалось, что в Армении не было вертолетов, которые могли бы перевести пациентов в ту ночь, и люди просто умирали от ожогов, не было лекарств. С послом мы были знакомы, и она меня заблокировала.
— Сейчас в воздухе витает чувство беспомощности, недоверие и гнев. Но, как говорят на психологических тренингах, гнев подпитывает храбрость.
— Кто-то в эти дни благодарил меня за храбрость. Но делать посты в соцсетях или организовывать ивенты — совсем не про это. Слово «храбрость» на самом деле относится к армянам, которые еще стоят за Арцах и не сложили оружие. В таких регионах в основном живут настоящие патриоты. Мне жаль, что в нашем обществе храбростью считается, если ты позволяешь себе открыто высказывать свое мнение и поступаешь так, как считаешь правильным. Это означает, что у нас большие проблемы. Называть вещи своими именами — это минимум того, что может сделать каждый из нас.
После презентации я понял, что будут и другие ивенты. На следующей неделе мы с командой соберемся и будем обсуждать, что еще мы можем сделать. Кто-то сказал мне, что нужно выходить на улицы и устраивать протесты в Италии. Но даже если бы наше правительство не было таким плохим, как сейчас, Италия ничем не смогла бы нам помочь. Не нужно требовать от итальянцев признать Арцах — после 9 ноября 2020 года это для меня стало очевидно. Лучшее средство коммуникации здесь — это искусство, история, культура. Поэтому я хочу проводить фотовыставки и презентации. Хотелось бы делать что-то подобное раз в два месяца, но обязательно на высоком уровне. Каждый из нас должен действовать в рамках своей сферы. Думаю, гуманитарная помощь в любом случае найдется. Даже если не от правительства, то от обычных людей. А я хочу помочь не на бытовом уровне, а так, как умею. Сказал всем, если в Арцахе есть дизайнеры, я помогу им состояться и встать на ноги, увидеть будущее.
Интервью было записано до 28 сентября
Татьяна Тростникова, журналист, медиа-менеджер, блогер, специально для Армянского музея Москвы
Все фото предоставил Тариэл Бишарян