Саркис Амалбашян: симфония цвета и времени на холсте

Саркис Амалбашян — художник, чьё имя прочно ассоциируется с современной армянской живописью. Его многослойные полотна, насыщенные цветом и фактурой, подобны порталам в иные измерения, где переплетаются эпохи, культуры и личные истории. Амалбашян не просто запечатлевает реальность, но переосмысливает её, создавая свой собственный неповторимый художественный мир.
Художник родился в 1956 году в Гюмри (тогда Ленинакане) — городе с богатой историей и самобытной культурой. «Я насквозь пропитан этим городом, мне никуда от него не уйти, он остался во мне и моём творчестве навсегда». Гюмри, с его особым колоритом, юмором, порой граничащим с сарказмом, неизменно присутствует в работах Амалбашяна, придавая им неповторимую эмоциональную окраску.
Образование Амалбашян получил в Ереванском художественном училище им. П. Терлемезяна. Уже в ранние годы он проявил себя как талантливый и неординарный художник. Его работы быстро привлекли внимание критиков и ценителей искусства. Последовали многочисленные выставки — персональные и групповые, в Армении и за рубежом. В 2009 году Амалбашяну было присвоено звание Заслуженного художника Республики Армения — признание его вклада в развитие национальной культуры.
Творчество Амалбашяна — это постоянный эксперимент, поиск новых форм и выразительных средств. Он считает себя посмодернистом, хотя и не ограничивает себя рамками одного направления. В его работах можно увидеть элементы и экспрессионизма, и сюрреализма, но при этом они всегда сохраняют свою индивидуальность, свой неповторимый «почерк» мастера.
«Я работаю над несколькими картинами одновременно, все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Творческий процесс происходит внутри меня. Я думаю то об одной работе, то о другой, то о третьей. Постоянно думаю. Так они постепенно созревают, пока я их не заканчиваю. Картина становится готовой, когда я чувствую, что перенес на холст достаточное количество энергии, я выплеснул на поверхность все накопившееся напряжение, и осуществил свой замысел».






Изображения:
Village Morning (2016);
Village House (2016);
Still-life with Jug (2023);
Still-life with Scoop (2022);
Cozy Tea Time (2023);
Still-life (2023).
Источник
Искусствовед и основатель Музея современного искусства в Ереване Генрих Игитян, тонко чувствовавший творческие потенциалы, так охарактеризовал неукротимую энергию Саркиса Амалбашяна:
«Саркис из тех, кому вечно тесно. Кажется, дай ему волю, он распишет своими картинами самый грандиозный выставочный зал мира. Дар, даже талант, сам по себе не делает человека. Саркис поражает невероятной работоспособностью, жаждой жизни, всем тем, что делает художника Художником, и, главное, безграничной верой в себя, в своё призвание.
Большинство работ Саркиса подобны полиптихам, сочетающим различные мотивы. Тщательно проработанная конструкция зарождающейся картины становится надежным каркасом, который, тем не менее, не сковывает её дальнейшего развития.
Бурная деятельность Саркиса Амалбашяна производит впечатление вулканического извержения, вечного двигателя. Он ценит и бережёт каждый свой день, каждый час. И хотя его работы не задерживаются надолго в мастерской, посетителя может ошеломить постоянно растущее количество холстов, звучащих интенсивной, кричащей, вызывающей музыкой живописи».
Одной из ключевых особенностей живописи Амалбашяна является многослойность, в которой особая роль отводится цвету. Он использует насыщенные, яркие краски, создавая сложные цветовые композиции, полные динамики и экспрессии. «Краски — тот материал, который способен запечатлеть следы твоей энергии», — утверждает художник. Он не боится экспериментировать с фактурой, используя объёмные мазки, создающие эффект рельефности, словно краски выдавлены прямо из тюбика на холст.
Тематика работ Амалбашяна также разнообразна. В его полотнах можно встретить библейские сюжеты и образы ангелов, танки и пушки, средневековые города и памятники архитектуры, рыцарей в доспехах и людей в национальных костюмах, животных — от ягнят до гиппопотамов. Художник свободно перемещается во времени и пространстве, смешивая различные эпохи и культуры, создавая свой собственный многогранный мир.
Амалбашян не боится ломать устоявшиеся каноны. Он смешивает «высокое» и «низкое», сочетает реалистичные детали с абстрактными формами, создавая произведения, полные неожиданных сопоставлений и метафор. Его картины требуют от зрителя внимания, заставляют задуматься, почувствовать, пережить целый спектр эмоций.
Важной составляющей творчества Амалбашяна является диалог со зрителем. Он считает, что произведение искусства рождается только в момент встречи картины и зрителя. «Мне сложно понять, почему мои картины нравятся, к примеру, японцу. Но, оказывается, когда ты думаешь о чём-то, твои мысли, энергетика передаются в пространстве и находят там отклик».




Изображения:
Water Carrying Woman (2024);
Cart (2023);
Road (2024);
The Trumpeter (2025).
Actress (2023);
The Sicilian (2023);
Call (2023);
Personality (2023);
Absolute Pitch (2023);
Music (2023).
Источник






«Где бы я не находился, чем бы ни занимался, я всё время нахожусь в процессе работы. Это бесконечный процесс, который всё время осуществляется, ведь столько всего хочется сделать. И так будет всегда, до тех пор, пока я живу. А затем я буду жить в своих картинах».
Саркис Амалбашян — художник, который превратил живопись в свой образ жизни. Его творчество — это непрерывный поиск, стремление к самовыражению, желание поделиться своим уникальным видением мира. Его картины — это разговор сквозь время и цвет, приглашение к размышлению о вечных вопросах бытия.