Марина Вагаршян: четыре поколения вдохновения

Марина Вагаршян — яркая представительница талантливой армянской династии. Дочь Лаэрта Вагаршяна и внучка Вагарша Вагаршяна, она, казалось бы, была обречена следовать по стопам своих знаменитых отца и деда в кинематограф. Однако Марина выбрала свой собственный путь, став художницей.
Марина Вагаршян родилась в 1953 году в Ереване в семье, где искусство было не просто профессией, а образом жизни. Мать Марины, Екатерина Сагателян, обучалась в Московской консерватории у известной арфистки Ксении Эрдели и впоследствии стала первым педагогом по классу арфы в Ереванской консерватории. Отец, Лаэрт Вагаршян, учился во ВГИКе у Михаила Ромма, стал профессором режиссуры, Народным деятелем искусств и Народным артистом Армении. Дедушка Марины — Народный артист СССР Вагарш Вагаршян.
Марина Лаэртовна окончила дизайнерский факультет Ереванского государственного института изобразительного и театрального искусства. В 1975-1986 годах участвовала в создании двух художественных и шести анимационных фильмов на киностудии «Арменфильм», а в 1986 году выступила режиссёром мультфильма «Флюгер».
Её персональные выставки проходили в Ереване, Вене, Касселе (Германия), Лодзе (Польша), Дубне (Россия), а также она участвовала во многих групповых выставках в разных странах мира (Армения, Грузия, Франция, США, Великобритания, Польша, Шри-Ланка, Япония). Многие работы Марины Вагаршян хранятся в государственных и частных коллекциях Армении и за рубежом.
Работы Марины Вагаршян неоднократно становились объектом восхищения критиков. Герхард Маттиас, искусствовед из Германии, отметил филигранную детализацию миниатюр художницы, сравнив их с «небольшими эссе, новеллами и даже целыми романами», наполненными философией жизни, любовью, разочарованием, горем разлук и мудростью, приправленной самоиронией. Лилит Саргсян из Армении назвала картины Марины Вагаршян «визуальными рассказами», сравнимыми с психотерапевтическим актом высвобождения, релаксации психики путём рассказа, раскрытия своего внутреннего мира. Яга Милтон из Польши подчеркнула, что мир Марины Вагаршян — это мир женских тайн с стиле шагаловских фантазий.
«Кино я полюбила, но это коллективное мероприятие, если можно так выразиться, а художнику иногда просто необходимо уединение. Мои картины и есть кино, рассказывающее о разном: о жизни и смерти, о страхах и любви. Я, думаю, мои картины — это синтез кинокадров с чётко поставленными графическими задачами. Мне нравится неизвестность концовки этого процесса, у меня такое ощущение, что я проявляю фотоснимок — сначала еле видные контуры, затем всё яснее и яснее выделяются образы» (Из интервью Марины Вагаршян Арутюну Зулумяну: опубликовано на портале «Наша Среда online» в 2022 году).
Марина Вагаршян в период подготовки к своей первой персональной выставке в Доме учёных, г. Дубна, Россия. 1986. Источник
Огромное влияние на формирование личности и таланта Марины Вагаршян оказал её отец. Его многогранный талант проявлялся и в живописи, которой он увлекался с юности. Дружба с Лазарем Сарьяном, сыном Мартироса Сарьяна, и посещение его мастерской оказали значительное воздействие на него, а затем и на эстетическое восприятие Марины:
«Мартирос Сарьян был одним из почитаемых нами людей. Папа часто водил меня к нему в гости, нам было интересно бывать в его мастерской. Одна из работ Мартироса Сергеевича была спасена моим отцом. Речь о портрете Сергея Эйзенштейна. Сарьян никак не мог его завершить, был очень недоволен собой и с легкостью подарил рисунок папе. Уверена, эта картина тоже повлияла на мое восприятие цвета. В тот период папа попросил Мартироса Сергеевича написать с меня портрет. У меня остались самые яркие воспоминания о тех минутах, когда я позировала великому мастеру. Удивительно, портрет получился несколько взрослее меня на тот момент, но я себя узнаю, так как такой я стала значительно позже. Портрет сейчас находится в музее» (Из интервью Марины Вагаршян Арцви Бахчиняну: опубликовано в первом номере журнала «Литературная Армения» 2024 года).
Голливудский режиссёр Уильям Уайлер с супругой в мастерской Мартироса Сарьяна. Слева от Мастера Лаэрт Вагаршян с женой. Маленькая Марина издали наблюдает за происходящим. 1963. Источник
«Вспоминается эпизод, как, года за три до съёмок нашего фильма, мне довелось сопровождать по Армении американского кинорежиссёра Уильяма Уайлера. Он признался, что приехал в Армению с единственной целью — побывать у художника Сарьяна. Уайлер был страстным коллекционером живописи и, придя в мастерскую к Сарьяну, насчитал около тридцати картин, которые бы хотел приобрести. Художник, чтобы не обидеть гостя, сказал, что полотна свои не продаёт, а оставляет для будущего музея, для Армении. И, сняв со стены небольшой натюрморт, подарил Уайлеру на память…» (Лаэрт Вагаршян. Встречи с Сарьяном).
Марине Вагаршян, внучке выдающегося актёра, народного артиста СССР Вагарша Вагаршяна, было всего пять лет, когда его не стало. Детских воспоминаний о дедушке сохранилось мало, но с годами, знакомясь с его книгами, письмами, телеграммами и записками, она всё больше понимала, какой огромной потерей для семьи стала его смерть. В доме царила особая, шумная артистическая атмосфера, полная радости и удовольствий. Вечерами, когда дед освобождался от дел, он вывозил внуков и соседских детей за город на своем автомобиле «ЗИМ», за рулём которого сидел его личный шофёр Жак, армянин из Франции.
Шуши — особая страница в жизни Вагарша Вагаршяна и всей семьи. Он родился в этом городе, и внучка с большим интересом читала его книгу «Мои друзья, родственники и я», где он описывал быт и традиции Шуши до 1919 года — до армянских погромов, когда был убит его отец, а их дом, как и многие другие дома прекрасного армянского города, был разграблен и сожжён. В семье старались не вспоминать об этой трагедии, но внучка считает, что пережитое горе, возможно, сделало дедушку таким чутким к чужой беде. Ей очень жаль, что книга «Мои друзья, родственники и я» до сих пор не переиздана и не переведена на другие языки.
Дочь Марины Вагаршян — Лилит — тоже стала художницей. Марина очень довольна тем, что Лилит избрала путь, делающий её счастливой.
Обложка: Марина Вагаршян в галерее «Визион», где в 1994 году проходила персональная выставка художницы, г. Кассель, Германия. Источник
Источники: