Фотограф Ованес Кюркчян: руины Ани и Индонезия

Фотограф Ованес Кюркчян: руины Ани и Индонезия

Ованес Куркчян — выдающийся фотограф конца XIX и начала XX веков. Он наиболее известен снимками средневековых руин, расположенных в древней армянской столице Ани. Для армян альбом фотографа стал возможностью увидеть землю, от которой они были оторваны. Чем ещё знаменит Ованес Кюркчян? Читайте в нашем материале.


Ованес Куркчян родился в 1851 году в Гюрюне (провинция Сивас) в Турции. О детстве и юношестве фотографа известно не так много. Существуют свидетельства о завершении учёбы в Европе в 1870 году и переезде в Тифлис, где и начался фотографический путь Кюркчяна. После завершения обучения в Европе в 1870 году он переехал в Тифлис, где продолжил практику коммерческой фотографии. Известно, что во время русско-турецкой войны (1877-1878) Ованес служил фотографом русской армии в северо-восточных районах Турции. Оказавшись в этом регионе, Кюркчян мечтал увидеть былые территории Армянского нагорья.

 

Ованес Кюркчян. Источник

 

Летом 1879 года Кюркчян оказался в Ани, где провёл всестороннее фотографическое исследование руин. Он и его команда из четырёх человек столкнулись со многими трудностями в течение пяти месяцев, которые провели на этом месте. Полевая работа оказалась большим испытанием, когда запасы еды начали заканчиваться, а в ближайших деревнях царила бедность и нехватка продовольствия. Отсутствие жилья для путешественников вынудило укрываться всё это время в главном соборе Сурб Аствацацин (церковь Пресвятой Богородицы). Хотя проект был сложным, он имел большую ценность для Кюркчяна и всего армянского общества.

 

Руины Ани. Источник

 

В 1881 году Ованес Кюркчян вернулся в Ереван и опубликовал альбом "Армянские руины Ани". Этот альбом, состоящий из сорока стереоскопических фотографий, был помещён в обтянутую тканью картонную коробку, украшенную золотым тиснением. Коллекция была представлена на армянском и французском языках. К ней прилагались два буклета: один на французском и немецком, а другой на армянском. Исследователь и куратор Виген Галстян подчёркивает: “Этот красивый альбом, специально напечатанный на армянском и французском языках, стал попыткой познакомить свой колонизированный народ с его наследием. Это было частью более масштабного проекта по возрождению научного и национального интереса к наследию Армении”.

 

Обложка альбома. Источник

 

С 961 по 1045 год средневековый город Ани был последней столицей армянской династии Багратуни. На пике своего могущества это царство стало центром армянской цивилизации. В течение сорока-пятидесяти лет Ани превратился из небольшого города-крепости в значимый средневековый город, где была сосредоточена культурная и религиозная жизнь. В 992 году Армянский католикосат перенёс свою резиденцию в Ани. Из-за множества церквей и часовен, построенных на этом священном месте, его символически окрестили «городом 1001 церкви». Поскольку через Ани проходили торговые пути с Византией, Персией, Сирией и Центральной Азией, город был важным перекрёстком и торговым центром для купцов.

 

Карта Ани. Источник

 

Стереоскопические карточки Кюркчяна стали очень популярными в Армении. Это были первые снимки, которые погружали зрителя в путешествие по руинам Ани. Кадры привлекли внимание и мировой общественности, а также стали одной из причин бегства. Фотографа начали обвинять в подстрекательстве к мятежу, нависала угроза тюремного заключения со стороны властей. Это положение вынудило Ованеса Кюркчяна покинуть Ереван и отправиться в Вену в 1881 году. С 80-х годов началась новая глава в творчестве фотографа, так как его альбом начали издавать в разных городах Европы, что способствовало повышению внимания к армянскому наследию.

 

Остров Сурабая. Источник

 

В 1885 году фотограф отправился странствовать по Юго-Восточной Азии. Сначала Ованес Кюркчян переехал в Сингапур, а  год спустя оказался на острове Ява, в город Сурабая. Спустя четыре года Кюркчян открыл там успешную студию Kurkdjian&Co. Он добился успеха как коммерческий фотограф и фотограф-документалист в этой среде, снимая коренных жителей и путешественников.

Фотографии Ованеса Кюркчяна. Источник

Он был увлечён своим ремеслом и осознавал потенциал камеры для съёмки широкого спектра сюжетов, которые отображают важные элементы визуальной культуры и значимые моменты истории. Фотографические работы Ованеса Кюркчяна варьировались от художественных постановочных портретов европейцев, проживающих в Сурабае, до этнографических исследований коренного населения. За пределами студии он часто снимал людей, работающих на плантациях, фабриках и лабораториях, а также документировал индонезийские пейзажи, тропические леса, пляжи и вулканы. Ява — небольшой остров с действующими вулканами. Куркчжян и его ученики запечатлели многие из этих крупных и мелких извержений. Например, после извержения вулкана Келуд 23 мая 1901 года правительство Нидерландов пригласило Ованеса сфотографировать последствия. Виген Галстян отмечает: “Это изображения, помещающие зрителя в невероятный величественный мир, где маленький человек чувствует себя невероятно одиноким, встречаясь с бесконечным творением”.

 

Вулкан на острове Сурабая. Источник

 

Этнографические снимки коренных индонезийцев и пейзажи острова Ява, сделанные Куркчяном, часто воспроизводились рекламными агентствами. Сейчас эти кадры носят историческую ценность и служат историческими документами, в которых запечатлена сложная глава из далекого прошлого Индонезии. Они отражают противоречивую эпоху, связанную с голландским колониализмом на этих землях.

Виген Галстян пишет о двойственности этих работ фотографа: “Они носят сдержанный характер. Его широкоформатная камера запечатлела до мельчайших подробностей наблюдения за местными жителями за работой и на отдыхе. Трепетность этих фотографий обусловлена двойственностью представлений о сюжетах как о порабощенных, так и о достойных, что также характерно для османско-армянских фотостудий.  Театральность, жёсткость и композиционная симметрия этих панорамных изображений: намекают на их неоднозначную природу как воссозданий и масок, за которыми скрывается более пугающая реальность”.
После внезапной смерти фотографа в госпитале Сурабаи в 1903 г. студия сначала перешла к его ученику, британскому фотографу-пикториалисту Джорджу Льюису, а затем была передана фармацевтической иностранной компании «Хелмиг». Всё это время студия существовала под тем же именем и была закрыта только в 1936 году.


На обложке — Ованес Кюркчян. Источник

Источники:

The Armenian Minority in the Dutch East Indies. Веб-ресурс

Armenians in Indonesia. Веб-ресурс

Galstyan V. Ohannes Kurkdjian’s Duality. Веб-ресурс

Ohannes Kurkdjian.The Ruins of Armenia. Exhibit curated by Joseph E. Malikian. Веб-ресурс

Ohannes Kurkdjian. Part 2: Surabaya. Exhibit curated by Joseph E. Malikian. Веб-ресурс

Фотограф Ованес Кюркчян: руины Ани и Индонезия