Из истории армянской фотографии. Первые студии в Ереване

Из истории армянской фотографии. Первые студии в Ереване

История армянской фотографии берёт своё начало с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдульян) открыли в Османской империи фотостудию. Они стали настолько известными, что были назначены придворными фотографами султана, а в 1867 году о трёх братьях заговорила европейская публика. Армянские деятели сыграли важную роль в формировании индустрии в разных странах, но как фотоискусство развивалось в Армении? Когда в Ереване появились первые студии? Читайте в нашем материале.


Самое раннее упоминание о фотостудии в Ереване относится к 1883 году. В газетном объявлении неизвестный фотограф сообщил ереванцам, что будет «принимать заказы каждый день с 17 апреля по 15 мая 1883 года в центре города».

Первые фотосалоны были разделены на зоны, где в одной части проводили встречи с посетителями, а в другой снимали. Рабочее пространство включало в себя комнату для проявки и печати снимков, там также хранились все необходимые устройства (фотоаппарат, штативы), различные элементы декора, включая фоны. Предметы интерьера не только создавали определённую атмосферу, но и имели конкретное назначение. Технике требовалось время для экспозиции — от 30 секунд до минуты. Предполагалось, что в течение всего этого процесса человек не должен двигаться, поэтому на старых снимках всегда присутствуют столы, прикроватные тумбочки или стулья, на которые можно было опереться. 

 

Gegham Tariverdyants. Yerevan History Museum. Источник

 

Существовал определённый стандарт размера и типа фотографий. Популярностью пользовались портреты (размером 10 х 14 см) и небольшие «визитные карточки». Портреты хранили в домашних альбомах или в рамках, а визитные карточки преподносили друзьям в качестве подарка или использовали для оформления официальных документов. Помимо портретной съёмки, студии также занимались пейзажной и документальной фотографией. Ранние образцы важны не только для учёных, которые используют кадры как визуальную информацию, но и для искусствоведов, изучающих историю фотоиндустрии.  

 

Ереван. Nicolas Iljine Memories Of Yerevan, 2023. Источник

 

Благодаря этим снимкам сегодня мы имеем представление о том, как выглядел Ереван на рубеже XIX — ХХ веков. Документальная съёмка отобразила самые важные события в жизни города: строительство системы водоснабжения, визиты высокопоставленных лиц и открытия новых памятников. Например, в центре внимания общественности в 1901 году был приезд композитора Комитаса в Ереван, известная фотокарточка сохранилась в архивах. Композитора сняли братья Тер-Аристакесяны. Они владели московской фотостудией, которая была одной из самых известных в городе.

 

A. Aristakesyan. Photostudio Moscow. Yerevan, 1901 Yeghishe Charents Museum of Literature and Art. Источник

 

Долгое время фотосъёмка была довольно дорогим досугом, но всё равно оставалась популярной среди ереванцев. Фотографирование было для них важным событием, поэтому они наряжались в лучшие костюмы. Помимо фотоуслуг, предлагаемых в студиях, клиенты также могли оформить свои снимки рамками. Фотографы всегда наклеивали работы на картонный бланк, который заранее заказывали в типографиях и издательствах. Картонное паспарту отличало одну студию от другой фирменным знаком.

 

Gegham Tariverdyants. Источник

 

С обратной стороны карточки указывали имя и фамилию фотографа, адрес студии, номер телефона, список полученных наград, а иногда размещали рекламную информацию об услугах («возможно фотографирование в пасмурную погоду», «увеличение портретов до любого размера», «возможна ночная съёмка» и «негативы сохранены»). Если человек не имел никаких наград, то на паспарту размещали декоративные медали с профилями отцов-основателей фотографии — Луи Дагера, Нисефора Ньепса и Уильяма Тальбота. 

 

Основатели фотографии. Источник

 

Обратная сторона фотографии позволяла придумывать любой дизайн. Богато украшенные паспарту из дорогого бристольского картона были настоящими образцами графического искусства. Конечно, далеко не каждая студия могла позволить себе такое, поэтому некоторые ограничивались штампом с базовой информацией. 

Ереванские фотосалоны работали семь дней в неделю и даже в праздничные дни, лишь иногда делая перерыв, о чём заранее оповещали через объявления в газетах. С фотографами работали редакторы и ученики, которые часто были членами семьи. Например, в студии Кегама Таривердиянца с проявкой и печатью кадров помогали его жена и сыновья.

 

Konstantin Zargaryan and family. A. Aristakesyan. Photostudio Moscow. Yerevan, 1904 Yerevan History Museum

 

Среди известных фотографов Еревана конца XIX—начала XX веков были О. Куркчянц, Т. Пештмалджянц, К. Таривердиянц, М. Дадянц, А. Тер-Аристакесян, Г. Мелик-Агамалян и К. Рубинянц. Они стали основоположниками современной армянской фотографии. Многие из них были удостоены престижных призов на различных международных фотовыставках и пользовались спросом в Европе.

 

A. Aristakesyan. Photostudio Moscow. Yerevan, early 20th c. Yerevan History Museum

 

В начале ХХ-го века пришла мода на стереоскопы. Это были оптические устройства для просмотра изображений в трёх измерениях. Жители Еревана начали приобретать стереоскопы и наборы фотокарточек на разные темы. Коллекционирование стереоизображений стало модным увлечением. Особой популярностью пользовались рассказы о путешествиях. Например, спросом пользовались работы Ованеса Куркчянца с видами города Ани. Он заложил основы документальной съёмки исторических памятников, которую активно развивали последующие поколения. Сегодня эти работы ценятся исследователями не только как произведения искусства, но и как академический материал.

 

Gegham Tariverdyants. Источник

 

Другое важное имя в истории армянской фотографии — Кегам Таривердиянц (Тарвердян). Он один из первых армянских фотографов, кто открыл в Ереване студию. Она располагалась в самом центре города на Астафьевской улице, 11 (улица Абовяна). Искусству фотографии Таривердиянц обучился в Лейпциге, а после возвращения на Родину постоянно совершенствовал свои знания — много читал, изучал основы композиции и развивал насмотренность. Дома у него была большая библиотека, где было много книг по фотографии на русском и немецком языках. А его фотоаппарат Jupiter позволял снимать и в вечернее время, что давало фотосалону преимущество перед конкурентами в Ереване.

 

Gegham Tariverdyants. Источник

 

Исследователь Виген Галстян характеризует стилистический подход Таривердиянца следующими словами: «Это наблюдательный реализм и стремление передать уникальные пространственные качества природного ландшафта. В его работах можно обнаружить влияние пейзажной фотографии Гюстава Ле Грея и Роджера Фентона. В этом смысле пейзажные снимки К. Таривердиянца занимают важное место в истории восточноармянской фотографии ХIХ века».

Все эти работы оказались очень ценными для исследователей, изучающих историю Еревана, ведь благодаря этим снимкам сегодня мы можем восстановить облик ушедшей эпохи, а также проследить развитие фотографии в Армении.


На обложке — Gegham Tariverdyants. Yerevan History Museum

Источники:

Nicolas Iljine Memories Of Yerevan, 2023. Источник

Веб-ресурс Database of Armenian Photo-Media Practitioners. Источник

Из истории армянской фотографии. Первые студии в Ереване