Роль Венецианского колледжа «Мурад-Рафаэлян» в развитии армянских культурных институций
Колледж «Мурад-Рафаэлян» в Венеции – одно из учебных заведений, основанных орденом мхитаристов. Преследуя цель сохранить армянский язык, они открывали школы, колледжи и лицеи в Италии, Иране, Венгрии, Турции и некоторых других регионах, способствуя обмену культурным опытом в мировом армянском сообществе. Инициатива была крайне актуальна в середине XIX века, когда в научном мире доминировали европейские исследователи. Колледж «Мурад-Рафаэлян» служит замечательным примером образовательной деятельности мхитаристов.
В пору мрачной ночи, которая сгустилась над армянским народом, когда утеря языка, утрата духовного самосознания была угрожающей реальностью, Мхитар Себастаци, а за ним его ученики из последующих поколений начинали армянский интеллектуальный Ренессанс XVIII и XIX веков — возрождение, возвращение к жизни после стольких темных столетий. (Ким Бакши, «Горькие уроки Мхитара Себастаци»)
Говоря об истории развития западноармянской образовательной традиции, невозможно не упомянуть деятельность Венецианской Конгрегации мхитаристов, поскольку на протяжении 300 лет своего существования они неустанно трудились над развитием армянского просвещения. Мхитаристы не только основали учебные заведения в Венеции, Париже, Вене, Константинополе и ряде соседних городов, но и вели активную издательскую деятельность. Они опубликовали множество книг по историографии, арменоведению и педагогике.
Создание западноармянской светской системы образования началось в 1790 году, когда по инициативе Мкртича Миричаняна рядом с главным кафедральным собором Константинополя было основано первое учебное заведение. Миричанян получил высшее образование в Италии и свободно говорил по-итальянски. Вернувшись в Константинополь, он получил разрешение от государства открыть армянскую школу, а также основать типографию для издания учебной литературы.
В XIX веке армяне выступили с требованием качественных изменений. В тот период восточная и западная части армянского народа постепенно вовлекались в общие буржуазные процессы и распространение национального единства. Вопросы соответствия образования нового поколения требованиям времени приобрели первостепенное значение. Армянские школы зачастую не имели государственной поддержки, поэтому у них было много трудностей с развитием как в России, так и в Османской империи. Только после продолжительной борьбы и испытаний им удалось создать единый школьный устав в конце 1860-х годов.
До 1870 года с помощью наиболее влиятельных фигур армянского сообщества были заложены предпосылки для улучшения образования. Этот период, особенно 1850-е годы, был временем подготовки идеологических основ и организации восточноармянских и западноармянских школ. Новые учреждения начали борьбу с пережитками средневековой схоластики и нерегулярным образованием.
Лишенные государственности, две основные части армянского народа были вынуждены оставить формальную организацию и управление образованием церкви. Армянская церковь была единственным публично признанным представителем народа в Османской империи. Традиционно наделенная некоторой автономией, она стремилась сохранить под своим влиянием процесс народного образования, во многих случаях препятствуя распространению современных идеологий.
Вместе с этим приходилось бороться за сохранение национальной идентичности. Становление армянской школы нового времени началось в период, когда инициативных деятелей не хватало. Поначалу новые учебные заведения были сосредоточены в городах и развивались с большим трудом. Однако в 1830-е годы, опираясь на эти немногочисленные школы и получая высшее образование в учебных заведениях Тарту, Москвы, Венеции и Парижа, армянская прогрессивная молодежь сумела найти путь к просвещению. С середины XIX века у западных армян возникла тенденция вести борьбу за право получать качественное образование.
Социальная и политическая жизнь двух частей армянского народа сильно отличалась друг от друга. Это наложило отпечаток и на развитие культурных институций. Благодаря тому, что центры западноармянского образовательного движения имели больше связей с Европой, процесс преодоления устаревших образовательных стандартов начался раньше и развивался быстрее. Кроме того, западноармянская школа находилась под французским влиянием и не имела ничего общего с системой османов, а восточная — под российской и через неё связывалась с немецкой.
Конгрегация мхитаристов занимает особое место в борьбе между регрессивным и прогрессивным течениями в общественно-политической жизни армян Османской империи. Цели и характер её образовательной деятельности нельзя отождествлять с Армянской Апостольской церковью, несмотря на то, что обе организации стремились к религиозному просвещению. У мхитаристов были более широкие возможности для обеспечения качественного образования, обширнее ресурсы и финансовые средства. Мхитаристские колледжи в Европе стали высшими учебными заведениями и для армян Константинополя, поскольку большинство студентов — выходцы из Османской империи. Многие выпускники мхитаристских учебных заведений стали известными специалистами в различных сферах: в образовании, науке, культуре, политике.
Мхитаристские колледжи «Мурадян» и «Рафаэлян» в течение длительного периода были одними из самых престижных учебных заведений в области арменоведения. Первый основан благодаря наследию богатого предпринимателя Самвела Мурадяна. Он завещал свои средства Конгрегации мхитаристов на открытие колледжа, в котором могли бы получать образование армянские дети, в том числе, из малообеспеченных семей.
В 1832 году мхитаристы основали колледж «Мурадян» в Падуе, но в 1846 Конгрегация приняла решение перенести его в Париж, чтобы оградить от вмешательства Ватикана во внутренние дела. Приоритетом стало изучение армянского языка, что не устраивало органы образования, стремящиеся к единообразию школ. Колледж был заново открыт в пригороде Парижа Сен-Жермен, куда приняли армян из Константинополя, Смирны, Бурсы, Тебриза, Александрии и многих других мест.
Продолжительность обучения составляла 6 лет, включая два класса средней школы и три класса высшего образования. Это был интернат, в котором обучалось около 120 учеников, из которых 45 учились на бюджете. После окончания школы студенты получали право поступать университетах Европы без экзаменов. Основными предметами, преподаваемыми в колледже, были классический и современный армянский язык, а также французский, итальянский, греческий языки, история церкви, география и история христианства. В последние два года студенты имели возможность изучать юриспруденцию, естественные науки и математику.
Колледж «Рафаэлян» создан по завещанию Рафаэля Каграманяна, предпринимателя и мецената армянского происхождения из Индии. В начале 1870-х годов заведения были объединены в одно, которое получило название «Мурад-Рафаэлян». За высокий уровень образования итальянское правительство присвоило ему статус государственного.
Колледж старался следить за общеевропейскими тенденциями. Было необходимо учитывать новые достижения в науке, торговле и промышленности.
Мхитаристы внедрили некоторые работы авторов просветительского движения в образовательную программу. Они опубликовали в «Базмавеп», официальном журнале, Конгрегации, некоторые работы графа де Бюффона, Карла фон Линнея, Жоржа Кювье и других знаменитых ученых. Конечно, их труды были тщательно отобраны и включены в учебники. «Базмавеп» также содержал статьи об образовании и воспитании, некоторую информацию о студенческой жизни колледжа, лекции профессоров, нравоучительные беседы, басни и афоризмы. Материалы написаны не на классическом, а на современном армянском языке, более понятном читателям.
Благодаря тому, что в «Мурад-Рафаэлян» существовала давняя традиция преподавания армянского языка, литературы и национальной истории, колледж выпустил множество известных арменоведов, поэтов, педагогов, специалистов в различных областях гуманитарных наук. Некоторые из выпускников были направлены в Константинополь, Смирну и другие части Османской империи, где стали учителями в местных учебных заведениях. Они развивали языковую культуру, передавая свои знания армянским учебным заведениям в Османской империи, а также распространяли книги, изданные мхитаристами.
Примечательно, что у бывших студентов колледжа, вернувшихся в Константинополь после получения образования, вошло в привычку собираться и отмечать годовщину основания. В 1860 году было решено отмечать эту дату с 1 по 19 января. Большинство выходцев из армянской общины Османской империи вернулись на родину и стали активно участвовать в образовательной и научной деятельности.
Он просуществовал до 1997 года, приостановив деятельность только во время Второй Мировой войны. В 1997 из-за финансовых трудностей колледж был закрыт.
«Мурад-Рафаэлян» стал одним из важнейших образовательных и научных центров Венецианской конгрегации. Его по праву можно считать центром сохранения армянского языка и культуры в зарубежных странах, а также центром развития арменоведения.
На обложке: Армянский остров святого Лазаря в Венеции. Рисунок Шарля Ириарте (1877)