Скульптор Лёва Бейбутян: «Природа камня сама будит спящий в подсознании образ»
Лёва Бейбутян ― известный армянский скульптор, работающий с бронзой, деревом, глиной, гранитом и туфом. Его памятники установлены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а скульптуры находятся как в государственных собраниях, так и в частных коллекциях по всему миру. Работы Бейбутяна выставлялись во многих европейских странах. С 20 августа в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков проходит выставка работ Бейбутяна «Проникновенная гармония», которая продлится до 6 октября.
В материале рассказываем о подходе, стилевых принципах скульптора и процессе создания памятников Константину Циолковскому и Комитасу.
«Я почти никогда не делаю черновиков и эскизов. Природа и форма камня сама будит спящий в подсознании образ».
― Лёва Бейбутян
Скульптор Лёва Бейбутян известен своими монументальными композициями: памятники Константину Циолковскому и Комитасу в Санкт-Петербурге. Конечно, за многолетнюю деятельность в сфере искусства он создал множество пластичных произведений, которые не менее значимы в его творчестве, но именно монументы раскрыли трепетное отношение к камню.
Для Лёвы Бейбутяна важна форма и эмоциональность произведения. Любая его работа создана именно по такому принципу. Это можно проследить как в монументальной, так и в станковой скульптуре. «Назели», «Летописец», «Рождение Айка» выражают не только визуальные образы из армянской культуры: они наполнены и смысловым содержанием, делающих их целостными.
Скульптуры лаконичны и не перегружены деталями. Для каждого произведения Бейбутян выбирает материал, опираясь не только на характеристики и свойства, но и учитывая особенности произведения. Выбирая материал, он опирается на ассоциации. Писатель Армен Меружанян подчеркивает:
«Постичь и отразить внутреннюю красоту человека — таковы взаимоотношения Бейбутяна с камнем».
Лёва Бейбутян. Фото: Денис Савинов
Памятник Константину Циолковскому
На 300-летие Санкт-Петербурга меценат Сосо Куталии подарил городу памятник Циолковскому. Изначально он предложил выполнить работу скульптору Геннадию Баграмяну.
Геннадий Карпович согласился на этот проект, но так и не смог к нему приступить — смерть его настигла раньше. Учеником мастера был Бейбутян, поэтому с просьбой выполнить монументальное произведение обратились к нему.
Для создания портрета учёного необходимо было погрузиться в его биографию и деятельность. В воспоминаниях о процессе над памятником он пишет:
«Я прочитал много литературы о Циолковском: нельзя не знать героя, над памятником которому ты собираешься трудиться. Очень хотелось получить о нём больше сведений и понять, что это был за человек. Я даже знакомился с его научными трудами. Это очень помогало в создании его образа в моём сознании для правильного воплощения в процессе. Я изучал обстановку музея, делал зарисовки предметов и мебели, которыми Константин Эдуардович пользовался, знакомился с моделями, которые он изготавливал».
Работу планировали сделать из бронзы, но после погружения в архивы Циолковского стало ясно, что произведение будет из гранита. Бейбутян пишет:
«Природа камня пробуждает спящий в бессознательном образ, и бездушная для непосвящённых «сырая» глыба как раз и оказывается предназначенной для конкретного воплощения. Вот так и появился Циолковский, который ныне “сидит” в створе улиц Обводного канала. Это был мой первый гранитный памятник для нашего города».
Скульптор считал, что памятник получился настолько удачным, потому что за время работы произошло не только погружение в труды теоретика, но и глубинное понимание его личности, будто «возникла незримая связь». На одном из камней приводится известное высказывание Константина Циолковского:
«Теперь я точно уверен в том, что моя мечта — межпланетные путешествия — мною теоретически обоснованная, превратится в действительность. Сорок лет я работал над реактивным двигателем и думал, что прогулка на Марс начнётся лишь через много сотен лет. Но сроки меняются. Я верю, что многие из вас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия».
Памятник Комитасу
На Васильевском острове в Санкт-Петербурге, недалеко от армянского кладбища и Армянской церкви Св. Воскресения, располагается Камский сад — зелёный и уединённый островок, где с 2015 года находится памятник Комитасу. Эта работа была крайне важна Бейбутяну. О своем замысле он пишет:
«Я задумал постамент в виде скалы. Комитас — трагическая фигура, и я сразу почувствовал, что он должен напоминать скалу: скорбная фигура, возвышающаяся над землей, стихией — символ и музыки, и одновременно геноцида армянского народа».
Создавая памятник Комитасу, он строго оценивал каждую деталь эскиза. Было важно, чтобы фигура великого композитора отражала трагизм армян:
«Как я себе представлял образ Комитаса? Главное — выражение его лица, движение рук, драматическая выразительность фигуры, стоящей на постаменте, как бы вопрошающая: “Почему это случилось? Зачем?”».
Многие коллеги и знакомые Бейбутяна помогали ему найти больше архивных сведений о Комитасе. Художник Варужан Епремян подарил ему записи народных песен в исполнении Комитаса и его Литургию, и каждый день он работал под эту музыку. А Леонид Колибаба принёс ему гипсовую посмертную маску музыковеда. О своем памятнике скульптор пишет:
«Скорбь Комитаса, доходящая до отрешённости, передана в совершенстве, в его чертах нет ничего лишнего, нет отвлекающих деталей. Мне многие говорили, что нужен свиток нот в руке, я даже задумывался над этим, но потом решил, что не стоит. Зачем подчёркивать принадлежность ремеслу, если все и без свитка прекрасно знают, кто такой Комитас? Я отказался от свитка в руке, потому что эта деталь показалась мне излишней. Рука Комитаса опущена в трагически вопрошающем жесте, он скорбен, но не сломлен, подобно граниту, из которого высечен, он всё равно останется гением в стихиях бурь, откуда до нас будет доноситься его музыка, передающая нашему сердцу благодать, веру и любовь».
В 2020 году Бейбутян решил изложить свой опыт в пособии «Создание монументально-декоративной скульптуры в камне» для студентов Художественной академии А.Л. Штиглица. В книге он делится личными историями и погружает юного скульптора в работу с разными камнями. В предисловии Лёва Бейбутян пишет:
«Когда скульптор задумывает проект будущего памятника в городской среде, он должен думать о материале для монумента, потому что люди уходят, а памятники остаются».
На обложке и в материале — фотографии Дениса Савинова
Источник:
Бейбутян Л. А. Создание монументально-декоративной скульптуры в камне. Авторский опыт скульптора : учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург : СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2020.