История Армении сквозь объектив Мишель Андонян

История Армении сквозь объектив Мишель Андонян

Снимки американского фотографа Мишель Андонян — это свидетельство истории, исследование памяти, пронзительный рассказ о прошлом армянского народа от великих империй до ужасов Геноцида и стойкости духа, который невозможно сломить.

Мишель Андонян родилась в 1958 году в Детройте. Более 40 лет она посвятила искусству фотографии, запечатлевая жизнь Детройта, портреты влиятельных людей, а также, что наиболее важно, историю Армении, её величие и трагедии.

 

Мишель Андонян. Источник

 

Путь Андонян к теме Армении был предопределен семейной историей. Бабушка фотографа пережила Геноцид, и эта семейная травма стала катализатором для глубокого исследования истории и памяти своего народа. Андонян не стремилась к сенсационности, её целью была подлинная правда, не искажённая эмоциями.

«Родители моего отца родились в Себастии, а моя бабушка — в деревне Ишхан. Я родилась в Детройте, штат Мичиган, в районе, где проживало много армян, многие из которых пережили Геноцид и были первыми людьми, которых я сфотографировала. Уроки, полученные этим поколением, и истории, рассказанные ими, вдохновляли меня на протяжении всей моей карьеры. <…>

Мои родители много работали, и большую часть своего детства я провела с бабушкой — она жила по соседству, и наши отношения были наполнены нежностью и любовью. Её кухня стала для меня убежищем, самым безопасным местом на свете. Я помню себя сидящей в старом кресле у её стола, пока она готовила и рассказывала истории. Она умела сделать так, что каждый чувствовал себя самым дорогим и важным в её жизни. Удивительно, но это чувство испытывали абсолютно все, кто её знал.

Именно на той кухне, на фоне звенящих кастрюль, звонков телефона и журчания воды, я записала её рассказы о пережитом во время Геноцида. Звуки повседневной жизни сплелись с ужасающими воспоминаниями о маршах смерти. Эта запись — бесценный дар: она подарила мне названия деревень и городов, по которым она прошла, и позволила проследить её путь, насколько это возможно, до того, как она, в 1922 году, нашла пристанище в Америке. Эти записи стали отправной точкой моего путешествия в прошлое»,
— делилась Мишель Андонян в одном из интервью.

Начало творческого пути Андонян связано с работой фотокорреспондентом в Detroit Times. В этот период она освоила профессиональные навыки, запечатлевая разнообразные стороны жизни города: динамичную арт-сцену, промышленную мощь Детройта. Среди её работ есть и портреты известных личностей: Энди Уорхола, Илона Маска, Билла Гейтса и других. Некоторые из них публиковались в ведущих американских изданиях, таких как The New York Times, Washington Post, National Geographic и The New Yorker.

 

Энди Уорхол в объективе Мишель Андонян. Источник

 

Эти ранние работы демонстрируют профессионализм Андонян и широту её творческих интересов. Однако именно армянская тематика стала определяющим вектором её дальнейшего творчества.

«Паром скользил по тёплому июньскому Босфору. Арам, мой друг, глядя на раскинувшийся город, тихо сказал: "Твоя бабушка никогда не забывала это место". И я тоже, я никогда его не забуду. <…>

Поездка вглубь страны… Я убеждена: невозможно по-настоящему ощутить масштаб, понять, сколько армянских деревень, городов, церквей существовало в исторической Армении до 1915 года, пока сама не пройдёшь по местам, где они когда-то стояли. Это путешествие перевернуло меня. В этой земле, в этих горах, столько невидимых свидетельств… <…>

Внутри полуразрушенных церквей, там, где крыши давно раскрыли объятия небу, птицы бесстрашно вносили и выносили свои песни. Это было как эхо давно ушедшего времени»,
— вспоминала Мишель Андонян.

Путешествия в Армению стали для неё источником глубокого вдохновения. Не ограничиваясь традиционными видами, она исследовала заброшенные деревни, руины церквей, запечатлевая не только архитектурные памятники, но и следы времени, отражение вековой истории на лицах людей и в ландшафтах. Её фотографии пронизаны меланхолией, но вместе с тем — неизменной надеждой. По её собственному признанию, она хотела отразить не только разрушение, но и саму жизнь.

 

Мишель Андонян. Выжившие после землетрясения. 1990. Источник

Мишель Андонян. Выжившие дети в самолёте. 1990. Источник

 

Её работы демонстрируют, что Армения — это не только древние храмы и завораживающие пейзажи, но и живые люди, хранящие свою культуру и историю. Она снимает портреты современных армян, отражая их жизненную силу и твёрдость духа, именно это даёт понять несокрушимость народа, способного пережить неслыханные трагедии.

 

Мишель Андонян. Выжившая девочка. 1990. Источник

Мишель Андонян. Выживший ребёнок. 1990. Источник

 

В 2015 году Андонян выпустила книгу This Picture I Gift, резюмирующую почти два десятилетия её работы. Этот альбом стал важным событием в мире фотографии и привлёк внимание к истории Армении и важности сохранения памяти. Вот что художница рассказала о названии альбома:

«Недавно я нашла старую открытку. На лицевой стороне — фотография моей бабушки с её тётей и дядей, сделанная в Стамбуле перед их отъездом в Америку в 1922 году. На обороте, простым, но полным нежности почерком, по-армянски было написано: «Эту фотографию я дарю». Эти три лица, запечатлённые на снимке, — все пережившие Геноцид, — словно говорили: "Вот кто мы — ваша семья". <…>

Разглядывая фотографии, сделанные за эти годы в Армении, я вдруг увидела общую нить, связывающую их все: повсюду дети и бабушки. Всё это время, не отдавая себе отчёта, я искала утраченную связь, ту, что оборвалась со смертью моей бабушки. Я пыталась найти утешение, исцеление от этой боли, передающейся из поколения в поколение, которая тяжким грузом лежит на плечах всех, кто пережил Геноцид детей, внуков, правнуков… Наши семейные истории это карта, выгравированная в нашей памяти».

 

Турция. Источник

 

Кульминацией многолетнего труда Андонян стала выставка «Надежда умирает последней: Новая Армения», прошедшая в 2020 году. Эта выставка представила работы Андонян широкой публике, позволив людям погрузиться в мир её фотографий, почувствовать историю Армении и глубину переживаний армянского народа. Выставка была поддержана множеством спонсоров, работы, представленные на ней, стали частью постоянной коллекции Художественного музея Форт-Уэйна.

Изображения с выставки в Художественном музее Форт-Уэйна «Надежда умирает последней: Новая Армения» (14 марта — 27 сентября 2020 г.). Фотографии Мишель Андонян. Источник

Её работы являются ценным вкладом в сохранение исторической памяти и культуры армянского народа. Это история Армении, рассказанная через объектив памяти и сердца.


История Армении сквозь объектив Мишель Андонян