Арто Тавукчян: «Армянские ковры — хранители памяти»

Арто Тавукчян: «Армянские ковры — хранители памяти»

Армянские ковры — носители древнейшей истории и хранители памяти. Это отражение мировосприятия и зашифрованные ценности армян. Мы поговорили с исследователем и коллекционером ковров Арто Тавукчяном об их символах и истории.


Елена Арутюнян: С чего начался Ваш интерес к коврам? Когда Вы начали формировать свою коллекцию и проводить исследования в этой области?

 
 

Арто Тавукчян: Я родился в Монреале в армянской семье из Стамбула. Мои родители уехали оттуда после погромов 1955 года, когда начались нападения на христианские предприятия и церкви. По профессии я графический дизайнер, поэтому всегда интересовался визуальным искусством. Старинные ковры особенно привлекали меня, особенно кавказские и казакские. Они выделялись смелыми геометрическими узорами и яркими цветами. Когда я начал глубже изучать эту область, то обнаружил, что многие текстильные изделия ткали армяне. Мы были одними из первых ткачей в истории, а ткачество играло важную роль в нашей культуре.

До 1915 года мировое сообщество признавало, что армяне занимают важное место в этой сфере. Однако после Геноцида армян ситуация резко изменилась. Появились исследования, противоречащие фактам. Например, Артур Эпхэм Поуп, значимый специалист по персидским коврам, писал в 1930-х годах, что не может найти доказательств армянского ткачества, утверждая, что армяне не занимались ковроделием. Этот американский учёный отправился в путешествие по Армянскому нагорью (или Восточной Анатолии), где к тому времени уже исчезли бывшие центры армянского ковроткачества. В местах, где раньше жили армяне, проживали курды. Это зафиксировал Поуп, сделав ошибочный вывод.

 
 

Поэтому я взял на себя ответственность, особенно в последние пять лет, проводить исследования в области ковров и коллекционировать их. В частности, это касается тех ковров, которые люди не считают армянскими. Дело в том, что многие текстильные изделия не квалифицируют как армянские, если на них нет вышитой надписи. Это то, с чем я пытаюсь бороться, ведь далеко не каждый ковёр или килим, сотканный армянскими мастерами, был дополнен надписью. После 1915 года многие ковры стали называть «кавказскими» или «анатолийскими». Слово «армянский» было полностью стёрто.

Азербайджанцы это начали примерно в 1980-х годах. У них был очень известный учёный, специалист по коврам, Латиф Керимов. Он опубликовал много книг в 50-х и 60-х годах. И вы можете увидеть, что азербайджанские ковры в то время выглядели больше как персидские. С 1980-х годов они начали перенимать стиль арцахских ковров. Известны случаи, когда азербайджанцы скупали их у местных жителей или обменивали на другие. Эти армянские ковры сейчас составляют основную часть их нынешнего музея. До 1920 года вы не встретите в их культуре похожих образцов, что очень заметно по стилистике и узорам.

 

Девочки-армянки, ткущие ковры в ковроткацкой мастерской. Ван, Западная Армения, 1907 год. Источник

 

Поэтому так важно отстаивать нашу культуру, особенно ковроткачество. Это гораздо важнее, чем может показаться любому армянину. Своей работой я хочу привлечь внимание всех неравнодушных, потому что ковры и армянская культура — моя страсть.

Е.А.: В какой период начались разногласия о вкладе армян в историю ковроткачества?

А.Т.: С 1915 года армянское наследие стало стираться. В Стамбуле есть Исламский музей, который является одним из лучших музеев ковров в мире. В его коллекции находятся ковры XIII века, а также удивительные образцы XIII—XVII веков. Однако нет упоминания армянских или греческих мастеров. Особенно это касается армянских ковров XIII века, которые также являются экспонатами музея. Сейчас их подписывают как сельджукские ковры, но это совершенно неверно, поскольку в то время такие изделия сельджуки не ткали. Они были завоевателями и солдатами, но не ткачами.

Азербайджанцы начали ткать в казакском или карабахском стиле, известном нам по Арцаху, во второй половине ХХ века (после 1920 года). До этого они не создавали таких ковров. Также стоит отметить, что палитра используемых ими цветов существенно отличается.

 
 

А.Т.: Ковры бывают разные, и все они прекрасны по-своему, но армянские карпеты и ковры — это отражение армянской культуры и мировосприятия. Я часто говорю, что наши ковры — тотемные, потому что в них зашифрованы глубокие смыслы. Они также связаны с языческим прошлым Армении, поскольку ткачество развивалось ещё до принятия христианства. На поле этих изделий отображены древние символы: змеи, символы плодородия, вечности, процветания и многие другие. С приходом христианства на коврах стали появляться мотивы, отражающие ключевые символы веры, включая планы церквей, перенесённые мастерами. Ковры служили своеобразным посланием и оберегом.

В XX веке стали появляться центры ковроткачества, но, несмотря на всю эстетическую составляющую, эти красивые ковры могли утратить глубокий смысл и стать исключительно декоративными. Такой текстиль прекрасен и хорошо соткан, но он уже не отражает культуру.

Е.А.: Какой смысл зашифрован в армянских коврах? 

А.Т.: В ранних армянских коврах мы находим множество языческих символов, которые стали важной частью нашего дохристианского прошлого. Прежде чем я расскажу об этом, хочу сделать небольшое отступление. Что такое армянский ковёр? Это эволюция, которая начинается с древних времён и охватывает огромный пласт культур, оказавших влияние друг на друга: от хеттов до византийцев. Это не означает, что все символы принадлежат исключительно нам, но мы видим их следы преемственности на коврах. Мы живём в этом регионе уже пять-восемь тысяч лет, эволюционный процесс отражается как в нашем языке, так и в культуре.

 
 

Многие из тех символов, которые вы видите, могут быть очень древними. Например, изображение змей, смотрящих друг на друга (направленных лицом к лицу). Эта символика многим знакома в контексте армянского церковного посоха. Почему змеи обращены друг к другу? Они защищают то, что находится внутри — например, крест или символ жизни.

Все эти элементы подтверждают нашу причастность к истории, поскольку вокруг темы ковров ведется много споров. Но если рассматривать детали и прослеживать динамику, то все сомнения отпадают сами собой.


Е.А.: Какие ещё символы мы находим на армянских коврах?

А.Т.: Множество символов и мотивов на армянских коврах восходят к эпохе Урарту. Также можно заметить влияние ассирийской и древнеегипетской культур. Например, на некоторых коврах изображён скарабей — жук, который занимает центральное место в искусстве Древнего Египта и символизирует возрождение. Если рассматривать дальше, то на постройках и памятниках Урарту часто встречаются высеченные зигзаги. Это символ защиты, который сегодня можно увидеть на коврах в виде пилообразного узора.

 
 

Есть ещё один древний символ, который появляется ещё в языческий период. Все хотя бы раз видели 5 точек на игральных кубиках. Этот символ встречается со времён шумеров, а позже перешёл в христианскую культуру. Со временем значение изменилось, и в христианстве пять точек стали трактоваться как пять ран Христа. Это распространённая символика в Армении.

 
 

Армяне использовали этот узор практически на всех своих коврах, и я могу проследить его происхождение до рукописей XIII века. Пользовались ли им другие народы? Конечно. Вы можете увидеть этот символ на туркменских и кашкайских коврах. Но они использовали его только на коврах, в отличие от армян, где пять точек встречаются повсеместно — от древних рукописей до одежды и ковров.

Е.А.: Какие неочевидные символы Вы могли бы выделить?

А.Т.: Пятиконечные и шестиконечные звезды, которые встречаются у многих культур, имеют свои корни и в армянской традиции. Этот символ в Армении существует с глубокой древности. Камень с изображением такой звезды был впервые найден в Армении археологами Калифорнийского университета. Кроме того, армяне часто использовали символ вечности, который встречается на рукописях, хачкарах и текстиле. Я не думаю, что есть другая культура, которая использовала бы символ вечности так часто, как это делали армяне.

 
 

Е.А.: До какого периода удаётся датировать армянские ковры?

А.Т.: Фактически до 1920 года мы можем точно определить, какие ковры были армянскими, даже если на них нет подписей. В период правления СССР центры ковроткачества стали появляться повсеместно, и всё стало смешиваться. Символы начали перениматься друг у друга, причем не на основе их смысла, а лишь по визуальному сходству. Поэтому после 1920 года стало очень трудно установить принадлежность ковра.

Е.А.: Как часто на армянских коврах встречаются кресты?

А.Т.: Это один из самых важных символов в армянской культуре, который также часто встречается на коврах. На первый взгляд может показаться, что речь идет только о явном изображении креста, но это не так. Часто можно встретить скрытый крест, который становится очевидным, если включить логику. После 1820 года армяне стали изображать крест более явно, что свидетельствует о свободе самовыражения.

Е.А.: Как понять, что перед нами скрытый крест?

А.Т.: Это считывается по форме. Например, есть граница, крест и четыре цветка, по два с каждой стороны. Если объединить геометрические фигуры, то получается крест.

Часто христианские символы путают с другими. Например, существует мнение, что на некоторых узорах изображён краб, хотя на самом деле это Иерусалимский крест. Такие символы часто встречаются на армянских хачкарах: главный крест располагается в центре, а четыре маленьких креста — на каждом углу. Они символизируют Христа и апостолов.

 
 

Е.А.: Насколько для армянского ковроткачества были характерны молитвенные ковры?

А.Т.: Существует мнение, что молитвенные ковры исключительно связаны с исламом. Однако в армянской культуре мы находим ранние свидетельства о практике использования молитвенных ковров, хотя этот обычай был утрачен. Я никогда не задумывался, но слово «поклонение» в армянском языке, երկրպագություն [yerkrpagut'yun], буквально означает «целовать землю». Вы же не собираетесь целовать голую землю, верно? Вы постелите коврик. Нужно учитывать особенности климата и архитектуры. Тогда в храмах не было скамеек, а молились люди не только в хорошую погоду. Кроме того, церкви часто располагались слишком далеко, поэтому молитвенный ковёр вешали на стену.

Сегодня мы многое утратили и забыли, поэтому я пытаюсь показать армянам наше богатое наследие. Это необходимо знать каждому, чтобы не допустить вычёркивания армянской культуры из мирового контекста и не предать её забвению.

 
 

Мне было важно показать и доказать, что эти ковры были изготовлены в разных местах армянами, особенно в тех, где армяне уже не живут. Мы разбросаны по всему миру, убегая от захватчиков и обосновываясь в новых местах и основывали центры ковроткачества. Наши предки создали ковровую индустрию даже в Польше, Иране, Индии и других странах. Это свидетельство того, что армяне были в этих местах. Наши ковры — носители памяти. Люди, покидая свои дома, оставляли всё, но ковёр, сотканный бабушками, брали с собой, потому что это самая большая ценность и память поколений.


На обложке — материал, взятый с сайта Арто Тавукчяна. Источник

Все фотографии взяты с ресурса Armenian rugs. Источник

Арто Тавукчян: «Армянские ковры — хранители памяти»