Жизнь армянской общины Майкопа

Жизнь армянской общины Майкопа

Крепость Майкоп в Адыгее была основана в 1857 году. С этого года начинается и история армянской общины Майкопа. В 1871 году он получил статус города, чему способствовал Георгий Никитич Шапошников — старшина торгового дома, первый староста майкопской слободы и будущий первый глава города. Купец армянского происхождения сыграл важную роль в развитии торговых связей и самого Майкопа в XIX веке.

До основания крепости на этом месте существовали адыгские хуторские поселения и несколько крупных аулов, что важно учитывать в контексте местной истории.

 

Майкоп. Источник: Архив Нацмузея РА

 

В период с 1871 по 1875 годы Георгий Шапошников заложил основы будущего торгово-промышленного города. Например, в этот период был основан Городской парк культуры и отдыха (Городской сад), который и сейчас занимает важное место в истории города. Центральная улица Майкопа получила название Садовая, позже она стала Офицерской (сегодня — Краснооктябрьская). Изначально фамилия Шапошниковых была Гдакьян или Гадакьян, что переводится с древнеармянского как «шапка». От этого перевода и была образована фамилия Шапошниковы.

Имя Георгия Шапошникова связано с историей создания пожарной охраны в городе. Кроме того, он владел винокуренным заводом (спиртзаводом), расположенным на территории нынешнего посёлка Победа в Майкопском районе. В списке населённых мест Кубанской области по сведениям на 1882 год, составленным Е.Д. Фелицыным: «№5325-Винокуренный завод Шапошникова на берегу реки Белой, в 6-ти верстах от станицы Тульской, заселён армянам и русскими».

В 1871 году в Майкопе была переведена областная Горская школа из Лабинска. Инициатором её переноса стал начальник дирекции Кубанских народных училищ Василий Дмитриевич Терзиев, происходивший из армавирских армянских купцов. Его братья также занимались торговлей в Майкопе.

 

Семейное фото первого главы города Майкоп Георгия Никитича Шапошникова. Стоят: Старший сын Никита (Мкртыч), Христофор (Хачатур), младший Минас. Сидят: Старшая дочь Мария, сам Георгий Никитич Шапошников, жена София (Змрут) Шапошникова, младшая дочь Рипсимэ. Источник

 

После оставления поста главы города Георгий Никитич не отошёл от дел: он активно занимался благотворительностью, жертвуя средства малоимущим слоям населения, также развивая образование. На протяжении 15 лет Шапошников был почётным судьёй Лабинского судебно-мирового округа по городу Майкопу, а также директором-казначеем Майкопского уездного отделения Кубанского областного попечительского о тюрьмах комитета.

Георгий Никитич скончался в 1909 году и был похоронен на территории армянской церкви в Майкопе. 5 апреля 1911 года, в день празднования 40-летия города, члены городской управы посетили его могилу, отдавая дань памяти инициатору ходатайства о переименовании станицы в город. В этот день армянская церковь провела молебен, а видные члены армянской общины также почтили его память, возложив цветы к месту захоронения.

Старший сын первого главы города, Никита Георгиевич Шапошников (1868–1946) был выдающимся врачом земской медицины: терапевтом, хирургом, акушером и детским врачом. Как хирург-окулист, он проходил обучение у лучших медиков Европы и свободно владел несколькими европейскими языками. Шапошников владел также говором, который позволял ему легко общаться с горцами. За свою привычку брать оплату по возможностям пациентов местные жители прозвали его «копеечным» доктором.

Второй сын первого главы города, Христофор (Хачатур) Георгиевич Шапошников, вошёл в историю как основатель Кавказского биосферного заповедника.

 

Основатель Кавказского биосферного заповедника Христофор(Хачатур) Георгиевич Шапошников. Источник

 

С детства Хачатур Шапошников увлекался коллекционированием бабочек, что со временем переросло в серьёзный интерес к энтомологии. В 1892 году он окончил реальное училище в Екатеринодаре, а в 1901 году — Рижский политехнический институт, получив диплом агронома первого разряда. В 1903–1906 годах Хачатур был слушателем Берлинского университета и участвовал в зоологических экспедициях в Северной Африке, Средней Азии, на Южном Кавказе и в Турции.

Занимая пост директора Кавказского заповедника, а затем и после, Хачатур Георгиевич Шапошников часто читал лекции об охране природы, организовывал экскурсии в горы и проводил занятия в своём музее. Часть своих личных коллекций он передал в Зоологический институт Академии наук СССР, а другие его коллекции стали частью экспозиции Майкопского краеведческого музея.

 

Хачатур Шапошников. Источник

 

Сегодня, находясь в посёлке Гузерипль Майкопского района Республики Адыгея, можно посетить Кавказский заповедник имени Хачатура Шапошникова. В заповеднике есть музей, в котором представлены работы основателя.

Младший сын городского старосты, Минас Георгиевич Шапошников, был присяжным поверенным. В период усиления партийной пропаганды дашнаки активизировали деятельность благотворительных обществ, открыв их в Екатеринодаре и Майкопе в 1907 году. В этот период Минас Шапошников, вероятно, установил с ними тесную связь. Как показывают воспоминания и архивные данные, он стал активным участником армянского национального движения и вступил в партию АРФД «Дашнакцутюн», основанную в Тбилиси в 1890 году и имевшую сотни штабов по всему миру.

В середине 1930-х годов семья Шапошниковых подверглась репрессиям. Их дом конфисковали и обязали отремонтировать. Никиту вместе с дочерью Наирой сослали в Казахстан, и их дальнейшая судьба осталась неизвестной. Учёного Хачатура Шапошникова арестовали в Майкопе в ночь с 5 на 6 ноября 1937 года, накануне его чествования как старейшего жителя города. При аресте чекисты конфисковали его имущество, включая бесценную коллекцию насекомых. В 1938 году Христофор Георгиевич Шапошников умер в тюрьме, признанный «врагом народа».

Минас Георгиевич Шапошников был репрессирован и расстрелян в 1937 году по статье 58, пункт 10 («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений»). Он был реабилитирован 9 октября 1963 года.

Сегодня потомки рода по линиям Хачатура Шапошникова и его младшего брата Минаса продолжают созидать. Часть их родни проживает в Санкт-Петербурге, а другая часть — в Нижнем Новгороде. Яркий след в истории армянской общины Майкопа оставили и армавирские купцы Терзиевы. Как упоминалось ранее, Василий Дмитриевич Терзиев открыл в 1871 году горскую школу, которую впоследствии окончили многие видные деятели Адыгеи. В 1899 году Макар и Константин Терзиевы основали товарищество для торговли текстильными товарами, и их магазин располагался на месте нынешнего городского суда Майкопа. Яков Терзиев в то же время открыл одну из крупнейших табачных фабрик в городе. Его фабрика выпускала папиросы под марками «Амба», «Нуво», «Баян», «Нектар».

В 1895 году владельцы текстильного магазина, армавирский купец М.Б. Терзиев, гласный Майкопской думы Г.Г. Давьтянц, владелец табачной фабрики Я.М. Терзиев, владелец кирпичного завода С.К. Карапетов и совладельцы солодовенного завода С.Н. Чибичев и А.С. Хорасанов подали прошение в городскую управу о выделении места для строительства Армянской церкви.

Первая армянская церковь Майкопа

 

Первая армянская церковь Майкопа. Источник

 

Территорию для постройки церкви выделили на углу улиц Соборная и Лазаретная (позже Армянская, ныне Первомайская и Победы). 20 сентября 1901 года состоялось освящение храма, который назвали в честь Григория Просветителя — «Сурб Григор». Строительство обошлось в 13 тысяч рублей. Первым и единственным настоятелем церкви стал Тер-Ваан Аскарянц.

В 1905 году на той же территории была открыта церковно-приходская школа. В 1909 году для неё было построено отдельное здание, состоящее из пяти комнат и актового зала. Фонд школьной библиотеки насчитывал около 800 книг. Школа содержалась за счёт доходов церкви и пожертвований. Здание сохранилось и находится на пересечении улиц Жуковская и Пролетарская. На территории армянской церкви в 1908 году также завершилось строительство дома армянского купеческого собрания. Сейчас это филиал Северо-Кавказского музея народов Востока.

 

Здание бывшей отдельной армянской школы, построено в 1909 году, последний выпуск состоялся в 1941 году. Источник

 

С середины 1910-х годов и до 1965 года улица, на которой была возведена армянская церковь, называлась Армянской. До этого она носила название Лазаретная, а позднее была переименована в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне.

После Октябрьской революции церковь была закрыта, а Тер-Ваан Аскарянц с семьей был репрессирован. В годы богоборчества храм частично разрушили, и уже в конце 1930-х годов он практически перестал существовать. К началу 1940-х от церкви не осталось и следа.

В 2003 году, во время строительных работ на территории бывшей церкви, были обнаружены останки и могила мецената, армавирского купца Макара Борисовича Терзиева. Согласно словам сотрудников Музея народов Востока, нашли цепочку с крестом, книжку и прах мецената. Все эти находки были перезахоронены на территории новой армянской церкви. Земельный участок под её строительство был выделен городской администрацией при содействии первого Президента Адыгеи.

 

Останки и могильная плита Макара Борисовича Терзиева, найденная на месте бывшей армянской церкви и перезахороненная в 2004 году на территории нового храма. Источник

 

В 1890-е годы из армянской общины самым близким к городской управе был Григорий Гаврилович Давьтянц, который за два года до обращения в городскую управу (в 1893 году) был избран одним из председателей Майкопской городской думы, однако впоследствии отказался от этой должности по состоянию здоровья. Особым уважением пользовался Серафим Никитич Чибичев, которого в начале 1910-х рассматривали как кандидата на должность городского головы. Он неоднократно избирался гласным в городскую думу.

В 1891–1892 годах мещанин Серафим Никитич Чибичев и дворянин Арташес Сергеевич Хорасанов основали солодовенный завод «Северный Кавказ», который располагался на углу улиц Клубной и Бульварной (современные улицы Ленина и Пушкина). В 1910 году здание завода было перестроено в псевдомавританском стиле. Сегодня на его месте расположен отель Hatti Loft — одно из украшений центра города.

 

Бывший солодовенный завод Арташеса Хорасанова и Чибичева Серафима Никитича, современный вид приобрел в 1910 году. Источник

 

Арташес Хорасанов сыграл важную роль в политической и экономической жизни дореволюционного Майкопа. Вместе с Серафимом Никитичем Чибичевым и Макаром Борисовичем Терзиевым он состоял в комиссии по строительству Пушкинского дома в Майкопе. Позже А. С. Хорасанов вышел из совладельцев пивзавода и создал в городе крупный маслобойный завод. В дальнейшем владельцем «Северного Кавказа» значился только С.Н. Чибичев. Маслобойный завод располагался недалеко от железнодорожного вокзала города. Шварц в своих дневниках упоминает Чибичева и Хорасанова как богатейших жителей Майкопа.

Одним из влиятельных членов армянской общины города был коллежский советник Авшаров Авшар Аветович, происходивший из карабахских армян. Он долгое время занимал пост податного инспектора города. По рассказам потомков, Авшаров Авшар Аветович родился в 1879 году в селе Шехер Мартунинского района Нагорного Карабаха. До последнего времени там проживали потомки Авшарянов.

История рода Авшарянов начинается с села Аветараноц (бывшее название Чанахчи) в Аскеранском районе Нагорного Карабаха. Потомки знатных династий Шахназарянов, Авшарянов, Долуханянов и Зурабянов стали первыми военными переселенцами на Северный Кавказ.

Авшар Аветович был участником Первой мировой войны, в которой был награждён Георгиевским крестом. Он также носил чин коллежского советника (чин VI класса, равный армейскому полковнику). Был назначен податным инспектором, что подразумевало руководство сбором налогов, земскими повинностями и таможенным делом. Авшаров был попечителем Алексеевского реального училища, открытого 1 июля 1900 года. Училище имело основные отделения в 5 и 6 классах, а также дополнительный класс. Также председателем старшин майкопского общественного дома. Кроме того, Авшаров был попечителем Майкопской женской гимназии, которая открылась в том же году, что и Реальное училище. Его назначили секретарём попечительского совета.

 

Дом податного инспектора Майкопа Авшарова Авшара Аветовича на углу улиц Пушкина/Победы. Источник

 

Авшар Аветович запомнился не только своей деятельностью в сфере налогообложения, но и участием в строительстве католического костела в Майкопе, который был возведён на углу Кубанской и Бульварной улиц. Он также был неоднократно избираемым гласным городской думы. После революции семья Авшаровых была репрессирована.

Род Берберовых оставил значительный след в истории Майкопа и Ростова. Сыновья Григора Лазаревича, Нерсес и Ардашес Берберовы, были владельцами театра-иллюзиона «Модерн», который располагался в доме известных майкопских купцов еврейского происхождения Оськиных. Здание по улице Ленина — объект культурного наследия регионального значения. Электробиограф был открыт в 1908 году.

Советский драматург Евгений Львович Шварц в своих воспоминаниях описывал этот театр: «На большой улице, куда ты попадал, пройдя армянскую церковь и свернув направо, открылся постоянный синематограф, или кинематограф, братьев Берберовых (Театр-иллюзион «Модерн»). Только назывался он «электробиограф». Об этом сообщали две длинные, окаймленные электрическими лампочками вывески, буквы на которых шли сверху вниз. Висели эти вывески вдоль дверей, обычных, какие ведут в самые простые обывательские квартиры. Но, войдя в эти двери и поднявшись во второй этаж, ты оказывался у кассы».

Нерсес Григорьевич Берберов родился в 1870 году в Нахичевани-на-Дону. Он был издателем второй городской газеты «Майкопская жизнь», которая начала выходить 1 ноября 1910 года. Н.Г. Берберов не только редактировал и издавал газету, но и активно участвовал в жизни города.

Представители армянской общины Майкопа также сыграли важную роль в развитии табаководства. Помимо фабрики Якова Терзиева, с 1872 года действовала табачная фабрика Кочарова, расположенная за городом в сторону станицы Тульской. В 1888 году в Майкопе был учреждён торговый дом «К. Муратчаев и Х. Назаров», который открыл табачную и папиросную фабрику. Муратчаев и Назаров также организовали табачную фабрику в селе Армавир. Табачная фабрика также принадлежала майкопскому мещанину Ивану Мнацаканову, в семье которого велась ручная переработка табака.

Не менее важным вкладом стали кирпичные заводы, несколько из которых располагались в Майкопе. Возможно, один из первых кирпичных заводов принадлежал Кочаровым и располагался рядом с заводом инженера-поручика Бирютина. Находился рядом с заводом инженера-поручика Бирютина.

Кирпичный завод также был у Степана Карповича Карапетова, который дважды избирался гласным в майкопскую городскую думу (1893–1897 и 1910–1913 годы). Вместе с ним в гласные в 1910 году был избран его брат, Амбарцум Карпович. Карапетов был владельцем кирпичного завода, расположенного за чертой города. На тот момент в Майкопе действовало девять кирпичных заводов. Образцы кирпича Карапетова с отметкой «К» сохранились до наших дней.

Кроме того, Степан Карпович владел гостиницей «Россия», которая впоследствии стала зданием мэрии города Майкопа. На тот момент гостиница была двухэтажной, третий этаж был достроён только после Великой Отечественной войны.

 

Бывшая гостиница Карапетова «Россия», сегодня здание мэрии Майкопа. Источник

 

Помимо гостиницы Карапетова, в Майкопе действовали и другие постоялые дворы, такие как «Бристоль» Сергея Карповича Карагезова и «Северный Кавказ», принадлежащий Абелу Саркисову. Также гостиница имелась у Оганова Ивана Богдановича, который был владельцем электробиографа.

До конца XX века армянская община Майкопа была небольшой. В трагические годы 1915-1923 численность армян в городе значительно увеличилась, особенно после событий Геноцида. Многие армянские беженцы переселялись в Майкоп и проживали в первые годы в доме армянского купеческого собрания, строительство которого активно поддерживал Яков Терзиев.

Особое место в истории города занимает визит генерала Андраника Озаняна, который прибыл в Майкоп после посещения Армавира и Екатеринодара. Он остановился в доме меценатов Терзиевых, а о его пребывании в Майкопе с банкетом, организованным правлением женской благотворительной организации, сообщала тифлисская газета «Айастан» 2 ноября 1917 года. На этом вечере присутствовало около 200 почетных граждан из армянской общины города и района. Миссия Андраника заключалась в активизации благотворительной деятельности армянских общин, в том числе помощи тем, кто пережил Геноцид, и предостережении их от дальнейших угроз.

Несмотря на свою малочисленность, армянская община города внесла значительный вклад в развитие Майкопа. Сегодня, прогуливаясь по центру города, можно увидеть величественные здания, которые когда-то принадлежали армянским купцам.


На обложке — семейное фото первого главы города Майкоп Георгия Никитича Шапошникова. Источник

Источники:

Город Майкоп в прошлом и настоящем. — Майкоп: Культур. Кавказ, 1911. — 18 с., 1 пл.: ил.: 26.

Экстремальные состояния Льва Альтшулера/ под ред. Б.Л. Альтшулера, В. Е. Фортова. — Москва: Физматлит, 2011. — 615 с.

Неизвестный Майкоп: исторические очерки в двух книгах / В. К. Мазурик Майкопская хроника конца XIX столетия, 2006.

Кубанская область: Списки населенных мест по сведениям 1882 года. Сборник сведений о Кавказе Т. 8. Сост. Е.Д. Фелицыным, 1882.

Национальный Архив Республики Адыгея Ф1. ОП.1. Д. 43.

В.К. Мазурик Майкопская хроника конца XIX столетия. Майкоп: ООО Аякс, 2006. — 407 с.

Г. Григорян Армяне Адыгеи. — 1-е изд. — Майкоп: Полиграф-Юг, 2024. — 332 с.

Е. Шварц Живу беспокойно. Из дневников. Ленинград: Советский писатель, 1990. 749 с.

Е.Д. Фелицын: Кубанская область Списки населенных мест по сведениям 1882 года Сборник сведений о Кавказе Т. 8. — 1-е изд.

Жизнь армянской общины Майкопа