Художник Эдуард Исабекян: «Память — это величайший дар»

Художник Эдуард Исабекян: «Память — это величайший дар»

8 ноября 1914г. родился армянский живописец Эдуард Исабекян, играющий важную роль в истории армянского искусства второй половины ХХ века. В честь Дня рождения художника рассматриваем особенности стилистики его работ и ключевые темы творчества.


 

Эдуард Исабекян в детстве. Источник

 

Эдуард Исабекян родился 8 ноября в Игдыре в семье земледельца и домохозяйки. Мальчику было всего четыре года, когда его родные были вынуждены покинуть родной край. Детская память особенно ярко запиманает эпизоды и детали, которые потом пронизывают красной нитью всю жизнь. Образы простых жителей и горные пейзажи — всё это стало важной темой в творчестве художника. Об армянах своей родной земли Исабекян напишет и прозаическое произведение.

А ты, любимый мой Игдыр, не мог уйти с нами, не смогли мы тебя взять с собой на ту сторону Араза, на тот наш берег… Ты остался, чтобы стать географической точкой на карте, тем самым заживо погребённым городом, который всегда будет напоминать своим бывшим жителям о том, что был, существовал под сенью Масиса цветущий центр некогда “богатого школами” гавара Сурб Мари (Сурмари, Сурмали), имя которому Игдыр…
— Эдуард Исабекян
 

Эдуард Исабекян в детстве. Источник

 

В 1918 году семья Исабекянов эмигрировала сначала в Эчмиадзин, а спустя два месяца направилась в Ереван, где и обосновалась. С юных лет Эдуард Исабекян проявлял интерес к искусству, поэтому выбор учебного заведения был для него определён с самого начала. В 1927 году он поступил в Ереванское художественное училище «Гегард», где оттачивал мастерство с такими значимыми преподавателями, как Ваграм Гайфеджян, Седрак Аракелян и Гоар Ферманян. Занятия с ними помогли живописцу сформировать свой художественный стиль, отличающийся лёгкостью и прозрачностью. О своём подходе Исабекян писал в мемуарах:

«На мой взгляд, есть два типа живописи — живопись взгляда и разума, воображения. Я принадлежу ко второй группе, хотя я нисколько не склонен недооценивать заслуги и усилия других художников. Меня просто тянет к символическому, обобщённому воспроизведению реальности».

 

Эдуард Исабекян и Дмитрий Налбандян. Источник

 

В 30-е годы важным этапом в творчестве Исабекяна стала поездка в Тбилиси, где он познакомился с творчеством художника Александра Бажбеук-Меликяна, который тогда пользовался большой популярностью в кругах армянской интеллигенции. Эта известность была связана с уникальностью работ и подхода: Бажбеук-Меликян отошёл от главенствующих кубистических исканий и переключил внимание на живопись представителей Высокого и Позднего Возрождения (Тициан и другие).

 

Эдуард Исабекян. Источник

 

Схожую любовь к классическому искусству разделял и Исабекян. Полотна европейских мастеров, которые он видел в разных музеях на территории СССР, оказали на художника неизгладимое впечатление. К их наследию Исабекян часто возвращался и осмыслял в своём творчестве. Важно отметить, что сюжеты картин служили источником вдохновения, а не подражания.

 

Картина Эдуарда Исабекяна. Источник

 

Это был важный принцип художника, который особенно хорошо прослеживается в 40-е годы ХХ века, когда в армянском искусстве многие стали подражать стилю Мартироса Сарьяна. Мартин Микаелян пишет об этом времени следующее:

«Все старались светлыми красками Сарьяна живописать армянские пейзажи. Что из этого получилось, мы наблюдаем сейчас. Но тогда писать по-другому означало грести против течения. Исабекян с трудом мирился с подобным положением вещей».

 

Картина Эдуарда Исабекяна. Источник

 

Хотя Эдуард Исабекян хорошо разбирался в истории живописи прошедших веков, создавая картины он обращался к образам, пейзажам и темам своего времени. Куратор Ося Карамян говорит, что маэстро был эпохальным художником, безмолвно отображающим внутренние изменения ХХ века:

«Эдуард Исабекян не просто рисовал, а вкладывал в каждый живописный мазок, графическую линию осознанное содержание, идею, чувства, персональное отношение к тому, что он с легкостью отдавал полотну».

Стилистические особенности произведений Эдуарда Исабекяна

В картинах художника прослеживаются изменения, вызванные временем и глубинными переживаниями. На протяжении всего творческого пути Исабекян пробовал себя в самых разных областых: от грандиозных полотен до иллюстрации литературных произведений армянских писателей. Искусствовед Арарат Агасян пишет о живописце:

«Раньше занимаясь историческими темами, отличающимися в значительной степени монументальностью и романтическим духом, торжественной театральностью, утонченным действием и энергичным движением, художник теперь предпочитает изображать относительно скромные, камерные наполненные тоской, глубокие и вдумчивые мотивы, внешне сдержанные, неподвижные и статичные, хотя иногда наполненные внутренними эмоциями и драматизмом».

Для работ характерны экспрессивность и динамичность. Оба качества стали основами художественного языка живописца. Многие современники отмечали, что эскизы Исабекян создавал очень быстро, словно опережая время. Другая важная характеристика его творчества — аналитическая канва, которая возникает благодаря красочным мазкам, сопровождающим внутренее движение фигур.

Сама по себе экспрессивность не становилась целью художника, к натуре он сохранял традиционное для классического искусства отношение. Главным в живописи для него была возможность коммуникации с другим.

Армен Варданян писал:

«Говоря об Исабекяне, принято считать, что он художник исторического жанра. На мой взгляд, было бы правильнее сказать, что он художник-симфонист, художник-композитор, художник-философ, потому что все это ярко проявляется и в его композиционно-тематических полотнах, и в портретах, и в натюрмортах, и в пейзажах. В его произведениях также заметна не мимолетное, созерцательное отношение к фактам, а жизненные явления, исторические события у него проявляются в последовательном развитии, основанные не на точном представлении фактов, а на обобщенном глубоком понимания сути, их отражении посредством художественных персонажей. И когда в картинах Исабекяна мы видим отображение определенного эпизода нашей истории, нам становится ясна основная идея автора, потому что художник всегда стремится дать теме такую интерпретацию, которая создаёт многоплановые сочетания и соединяет прошлое, настоящее и будущее».

 

Александр Григорян. Портрет Эдуарда Исабекяна. 1961. Источник

 

В последние годы жизни Эдуард Исабекян практически не видел, но потеря зрения не означала отказ от искусства. Он продолжал рисовать, следуя внутреннему наитию и мастерски манипулируя красками и линиями. Как вспоминает Арам Исабекян:

«Отец не расставался с рисовальной атрибутикой, и домочадцы раскладывали рядом с ним фломастеры в определённой последовательности цветов. Художник брал фломастер одного цвета и, закончив с ним работать, возвращал на точное место, чтобы случайно не спутать краски».


На обложке — Эдуард Исабекян. Источник

Источники:

Официальный сайт Эдуарда Исабекяна. Веб-ресурс

Художник Эдуард Исабекян: «Память — это величайший дар»