Павел Лисициан. Голос редкой красоты, один из лучших баритонов XX века
В историю мировой оперной сцены Павел Герасимович Лисициан вписал свое имя как один из лучших баритонов XX века. Покоренные необыкновенно красивым голосом зрители аплодировали ему в легендарных театрах Ла Скала и Метрополитен-опера. В одном только Большом театре Павел Лисициан провел 26 сезонов, что в итоге составило 1800 спектаклей! «Павел Лисициан обладает голосом редкой красоты. Такого певца не часто встретишь на оперной сцене. Он создал образ Тореадора таким, каким его написал Ж. Бизе, — элегантным по-испански. Артист — властелин на сцене во всем, что он делает». Так в 1959 году Марио Дель Монако, приехавший на гастроли в Советский Союз, в самых восторженных тонах отзывался о своем партнере по спектаклю «Кармен» в Большом театре.
«Собираемся у Лисицианов, у них дома бари тон»
Павел Лисициан родился 6 ноября 1911 года во Владикавказе в семье бурового мастера Герасима Павловича и его супруги Србуи Мануковны. В жизнь будущего певца музыка вошла с детских лет — его родители и старшая сестра Рузанна пели в хоре городской армянской церкви.
Слово «баритон», определившее музыкальную судьбу Павла Лисициана, в день его рождения для подавляющего большинства гостей Герасима Павловича имело несколько иной смысл. Именно так на армянском языке звучит словосочетание «славный праздник», который в ноябрьский день постучался в двери уважаемой в городе семьи Лисициан. Люди так и говорили: «Сегодня вечером собираемся у Лисицианов, у них дома бари тон».
Одно из самых ярких детских впечатлений Павла Лисициана — арии из опер «Дочь кардинала» Ф. Галеви и «Паяцы» Р. Леонкавалло в исполнении тенора Д.Ф. Тархова, услышанные в родительском доме, где любили бывать известные музыканты и певцы. С матерью, отцом и сестрой с малых лет мальчик занимался домашним музицированием, часто исполняя в дуэте с отцом или соло армянские, русские, украинские или неаполитанские песни. В девятилетнем возрасте он впервые выступил в концерте во Владикавказском драматическом театре (спел армянскую народную песню «Водовоз»). Будущий «король баритонов» получил разностороннее музыкальное воспитание: пел в детском хоре, организованном местными композиторами, в церкви, учился игре на виолончели, фортепиано, играл в любительском оркестре.
В 1927 году Павел Лисициан окончил школу-девятилетку. Его юношеские годы прошли в рабочей среде, он был разнорабочим, учеником бурильщика в геолого-разведочных партиях под Владикавказом и Батуми, буровым мастером в Ахалкалаки (Грузия). «…Как бы ни складывались жизненные обстоятельства, я ни разу не взял у родителей ни копейки, — рассказывал впоследствии Павел Герасимович. — Мне было стыдно просить о помощи — молодой, здоровый парень, неужели я не прокормлю себя? Наоборот, всегда считал своим долгом им помогать. Хотелось продолжать учиться, но уже на свои деньги. Понимал, что отцу трудно оплачивать мое дальнейшее образование».
Тяжелая работа не заглушила любовь к искусству. С музыкой Лисициан не расставался: участвовал в художественной самодеятельности, солировал в народном хоре. Летом 1930 года по путевке Тифлисского геологического управления он был направлен на рабфак Ленинградской консерватории. Блестяще выдержав экзамен и поступив в класс Л.М. Образцова, через несколько месяцев он сорвал голос и был отчислен. Лисициан покинул консерваторию, но, оставшись в Ленинграде, пошел работать слесарем на газовый завод. В том же году он поступил статистом в Большой драматический театр, где ему стали поручать эпизодические роли. Там в пьесе «На Западе без перемен» М. Загорского состоялось «боевое крещение» певца: Павел Лисициан исполнил в спектакле романс «Ночной зефир» Ю.А. Шапорина на стихи Александра Пушкина.
В 1932 году Павел Лисициан благодаря своей двоюродной сестре, солистке ленинградской, а затем ереванской оперы, берет уроки пения у педагога М.М. Левицкой, которая готовила его к поступлению в музыкальный техникум.
В 1932–1935 годах Павел Лисициан учился в Ленинградском музыкальном техникуме по классу З.С. Дольской. Одновременно работал на Балтийском заводе. Во время учебы в техникуме он стал солистом Первого молодежного оперного театра, где в 1933 году дебютировал в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини в партии Фиорелло. Этот дебют в небольшой партии получил восторженный отзыв в ленинградской печати. Тогда же начиналась концертная деятельность певца в качестве солиста театрального бюро Ленгосактеатров.
Решающими в творческом становлении артиста явились годы работы в Ленинградском малом оперном театре (1935–1937). Все свои небольшие тогда партии — Марулло в «Риголетто» Дж. Верди, Моралес в «Кармен» Ж. Бизе, Есаул в «Тихом Доне» И.И. Дзержинского и другие — он готовил под руководством главного дирижера театра С.А. Самосуда, который опекал его талант. После участия в Декаде армянского искусства в Москве (1937) П. Лисициан был приглашен в Армянский театр оперы и балета имени А.А. Спендиарова и работал там до 1940 года, исполняя весь ведущий баритоновый репертуар, в том числе такие партии, как Онегин, Елецкий, Томский, Роберт в операх П.И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта», Тонио в «Паяцах» Р. Леонкавалло, Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе, Валентин в «Фаусте» Ш. Гуно. В дни Декады армянского искусства в Москве в 1939 году певец исполнял партию Князя Татула в опере «Алмаст» А.А. Спендиарова. Именно тогда присутствовавший на спектакле И.В. Сталин рекомендовал руководству Большого театра обратить внимание на талантливого баритона из Армении.
Всепокоряющий шарм. Евгений Онегин
В 1941 году Павел Лисициан дебютировал на сцене Большого театра в партии Онегина («Евгений Онегин» в постановке Л.В. Баратова), которая оставалась его любимейшей ролью всю жизнь. Его выступление вызвало восторженную реакцию зала. Один из лучших исполнителей партии Онегина, Павел Лисициан пел ее более двадцати лет не только в Большом театре, но и на разных сценах страны и мира, неизменно завоевывая сердца слушателей. Был случай, когда на одном из спектаклей в Тбилиси артист, по требованию публики, несколько раз бисировал ариозо из шестой картины оперы «Ужель та самая Татьяна». Бывало, что повторялась на «бис» и «Сцена в саду». Подобное произошло и после его выступления в Финляндии. «Он является первоклассным артистом… В голосе Павла Лисициана имеются свойственные выдающимся певцам ровность и подлинность звуковой окраски, но вместе с тем и оттенок драматичности, что и проявлялось в течение всего вечера. Это выступление не только было интересным, но и имело громадный успех, так что очарованная публика потребовала нескольких повторений, что в последнее время случалось очень редко в нашей опере», — констатировала финская пресса.
«…это был путь длиною в несколько лет, — отвечал Павел Герасимович на вопрос о том, как он готовился к партии Онегина. — Сначала я был внимательным зрителем, слушателем, читателем: еще в Ленинграде присматривался к тому, как работает с исполнителями партии Онегина великолепный режиссер Николай Васильевич Смолич. Сам я пел в той постановке скромную партию Ротного. Много раз слушал оперу в Кировском театре, находил и изучал материалы о первых исполнителях — великих русских певцах — Павле Хохлове и Леониде Яковлеве, в Большом театре учился у замечательных исполнителей партии Онегина — Сливинского, Норцова… И, конечно же, назубок знал роман Пушкина и партитуру оперы Чайковского. Разучивая и впевая партию в Ереване, сам искал грим, пластическую выразительность, словом, очень долго „подбирался“ к образу Онегина, „разминал“ материал и только потом стал работать с режиссером Бурджаловым, а в Москве совершенствовался под руководством Баратова и Покровского».
Павла Лисициана с его всепокоряющим шармом большого оперного артиста повсюду воспринимали как образцового Онегина, в котором сочетался внешний лоск и «душевное напряжение героя». Что же касается голоса Лисициана и его вокального мастерства, то это оказывало магическое воздействие не только на слушателей, но и на партнеров.
Перед Великой Отечественной войной Павел Лисициан исполнил в Большом театре также партию Елецкого в «Пиковой даме» П.И. Чайковского в постановке Н.В. Смолича. Эта партия, которую артист пел на протяжении всей своей сценической жизни, считается в исполнении П. Лисициана выдающимся достижением вокального искусства.
Война. Букет полевых цветов
С июля 1941 года Павел Лисициан с бригадами артистов выезжал на фронт, выступал в авиационных частях, госпиталях, на передовых позициях, в тылу. За самоотверженную работу на фронте он был награжден личным оружием генерала Л.М. Доватора. За годы войны он спел на фронтах и в тылу сотни концертов и очень гордился своими боевыми наградами — медалью «За отвагу» и «За освобождение Кавказа».
«Работали мы тяжело, с полным напряжением сил… — вспоминал свои фронтовые будни Павел Герасимович. — Под минометным обстрелом, под проливным дождем… Выступали то в тесных блиндажах и сараях, а то и прямо на земле, когда ноги танцоров буквально вязли в грязи… Однажды концерт проходил под самым носом у немцев — до их передовых укреплений было метров сто пятьдесят-двести, не больше. Но встречу с артистами все равно решено было провести. Правда, командир попросил меня петь в четверть голоса, а бойцов — хлопать беззвучно: они энергично разводили ладони, но не сводили их до конца, лишь своей мимикой выражая восторг и благодарность».
Главной своей наградой Павел Лисициан считал букет полевых цветов. «В сентябре 1941 года, после одного из фронтовых концертов, где я исполнял армянские народные песни, ко мне подошел боец и подарил букет полевых цветов. Это самая высокая награда в моей жизни», — вспоминал Павел Герасимович.
В 1942 году Лисициан выступал на сцене Армянского театра оперы и балета имени А.А. Спендиарова, здесь он пополнил свой репертуар партиями Киазо («Даиси» З.П. Палиашвили) и Графа Невера («Гугеноты» Дж. Мейербера). В 1943-м вышел на сцену Филиала Большого театра в партии Роберта («Иоланта» П.И. Чайковского), подготовив ее со своим прежним наставником — дирижером С.А. Самосудом. В это время часть труппы Большого театра находилась еще в эвакуации в Куйбышеве, и Лисициан тогда не отказывался от второстепенных партий, которые ему предлагали (например, Второй корабельщик в «Сказке о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова).
Первый советский певец в нью-йоркской Метрополитен-опере
Эталонный исполнитель лирических баритоновых партий, Павел Лисициан остался в истории Большого театра непревзойденным Амонасро в «Аиде» Дж. Верди (участник премьерного спектакля 1951 г.; дирижер А.Ш. Мелик-Пашаев, режиссер Б.А. Покровский), незабываемым Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе, яростным и романтичным Мазепой («Мазепа» П.И. Чайковского), глубоко страдающим Грязным в «Царской невесте» Н.А. Римского-Корсакова, везде покоряя слушателей красотой и теплом своего голоса.
По мнению режиссера-постановщика этого грандиозного спектакля Б.А. Покровского, Лисициан создал нового Амонасро: «Мы привыкли к тому, что в образе обычно превалирует животное начало, что вождь этот — стихийная, неорганизованная личность. Да, он дикарь, представитель отсталой нации, защитник родового строя. Но Лисициан подчеркивал обреченность, трагизм своего героя и еще высокое чувство чести и достоинство».
Историческим событием стало триумфальное выступление певца в этой партии в 1960 году в Метрополитен-опере. После Федора Шаляпина Лисициан был первым артистом из России, гастролировавшим на этой сцене. «В роли Амонасро в „Аиде“ он был ведущей фигурой. Его игра носила королевский отпечаток», — писала газета The New York Times в августе 1960 года. «Он был первым советским певцом, появившимся на сцене нашего оперного театра по линии американо-советского культурного обмена, — сообщала газета. — Г-н Лисициан впечатляет вокально и музыкально. Его баритон, как было однажды замечено после его сольного выступления в Карнеги-холле, изумительно великолепен и дисциплинирован. Он обладает всеми атрибутами бельканто, с чем редко встретишься… Голос его ярок, компактен, но рождается без малейшего усилия на всем широком диапазоне».
***
Павел Герасимович Лисициан был солистом Большого театра четверть века (1941–1966 гг.; с перерывом в 1941–1943 гг.). Выступив более чем в полутора тысячах спектаклей, в последний раз «король баритонов» вышел на сцену Большого театра в партии Амонасро (1966), прославившей его на весь мир. В 1956 году Павел Герасимович Лисициан был удостоен звания Народного артиста СССР.
В 1950–1960-х Павел Лисициан много гастролировал за рубежом, в том числе в Иране, Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии, ГДР, Чехословакии, Польше, Нидерландах. Особенный успех сопутствовал артисту в Дании (1951), когда он первым из советских певцов вместе с Елизаветой Шумской выступал на сцене Копенгагенской королевской оперы, исполнив «Пролог» и партию Сильвио в «Паяцах» и партию Валентина в «Фаусте». Восхищение итальянской публики вызвал его Елецкий на гастролях Большого театра в Ла Скала (1964). После арии Елецкого овациям, казалось, не было конца. Тем не менее, партия Елецкого звучала тогда в исполнении Лисициана в последний раз. В Италии же решился вопрос о его длительной там педагогической стажировке.
Концертная деятельность Павла Лисициана была необычайно интенсивной. С огромным камерным репертуаром, который составляли произведения разных эпох и стилей (от Баха, Шуберта, Равеля до Рахманинова, Мясковского и Кабалевского) и обязательно — романсы Чайковского, армянские и русские народные песни, он объездил весь Советский Союз, включая Заполярье и Сахалин. «Коронный» номер концертных программ Лисициана — Эпиталама из оперы «Нерон» А.Г. Рубинштейна. Часто певец исполнял песни А.П. Долуханяна, и прежде всего «Песню о моей родине» — с композитором их связывала большая творческая дружба. Тонкий интерпретатор камерной музыки, певец отдал дань и ансамблевому музицированию: пел в дуэтах с солистами Большого театра (в частности, на гастролях в Вене исполнял произведения А.Е. Варламова и М.И. Глинки с В.В. Барсовой). С 1970-х годов выступал в семейном квартете со своими детьми Рузанной, Кариной и Рубеном (в репертуаре — «Песни любви» и «Новые песни любви» И. Брамса, квартеты из опер Дж. Верди, П.И. Чайковского, сольные партии в Реквиеме В.А. Моцарта и многое другое).
Павел Лисициан был также педагогом с мировым именем. В 1964 году он руководил стажерской группой молодых советских певцов в Ла Скала. С 1967 года преподавал в Ереванской консерватории (с 1970-го профессор). С конца 1970-х вел ежегодные семинары для молодых оперных певцов в Лейпциге, Веймаре и Ростоке. В 1980-х — консультант Дрезденской оперной студии. Вслед за С.Я. Лемешевым руководил вокальным коллективом Дома ученых в Москве. В 1982–1991 годах был консультантом по вокалу Большого театра. С 1990 года вместе с Зарой Долухановой возглавлял Международную школу пения при Союзе театральных деятелей СССР. Был членом жюри многих международных конкурсов вокалистов, в том числе в Рио-де-Жанейро (Бразилия), а также имени Р. Шумана и И.С. Баха в Восточной Германии. Лауреат Шумановской премии (г. Цвиккау, 1977).
В конце 1990-х годов Павел Лисициан был удостоен международной премии Американской академии музыки и звания «Лучший баритон ХХ века». Среди наград артиста — два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1951), орден Дружбы народов (1976), золотая медаль Фонда И.К. Архиповой (2002).
Умер Павел Герасимович 6 июля 2004 года. Похоронен на Армянском кладбище в Москве. В 2004 году в Москве образован Благотворительный фонд имени П.Г. Лисициана. Династию Лисициана продолжили его дети.
Источники:
1. Татьяна Маршкова. «Большой театр. Золотые голоса». — Москва : Алгоритм, 2011.
2. Арис Казинян. 100 величайших армян XX века. — Москва, 2006.
3. Павел Герачимович Лисициан ǁ musicseasons.org.