Руководитель фонда «Виктория» Гаянэ Георгян: «Cозидать ради Родины»
Юрист, общественный деятель Гаянэ Cергеевна Георгян родилась в Тбилиси и выросла в России. Является директором филиала по странам СНГ и ЕАЭС Хельсинкского Международного Коммерческого Арбитража. С 2018 года руководит основанным ею Международным Благотворительным Фондом «Виктория». За два года фондом был осуществлён ряд социально-культурных проектов в сфере сохранения, пропаганды и восстановления культурных ценностей мирового значения. Изданы три книги — «Дадиванк: возрожденное чудо» (2018, на армянском, английском, русском, есть также перевод на французский), «Армянские фрески» (на армянском) и «Реставрация и восстановление настенной живописи в раннехристианских церквях Армении» (2019, на армянском и английском). Гаянэ живет на две страны, циркулируя между Москвой и Ереваном, растит четырёх дочерей и активно вовлечена в культурную жизнь Армении и Республики Арцах.
— Дорогая Гаянэ, будучи юристом вы проявили интерес к культурным проектам Армении. Чем это объяснить — просто любовь к искусству или что-то большее?
— Основная миссия юриста — это защищать слабых, отстаивать права ущемленных и обездоленных. Поэтому для меня юриспруденция напрямую связана с защитой культуры. Связана с ценностями мирового значения, частью которых несомненно является богатое культурное наследие Армении, в том числе — Арцаха. Многогранную армянскую культуру я открыла для себя по возвращении на историческую родину. И это было похоже на путешествие в волшебный мир, где дверь за дверью для меня открывались все красоты и жемчужины нашей многовековой, уникальной, не имеющей аналога армянской культуры.
— Арцах занимает важное место в ваших благотворительных исканиях, не так ли?
— Когда твоя жизнь, мышление и знания формируются на чужбине, а я выросла в нескольких культурах, и, прежде всего, считаю себя человеком мира, то приходит момент, когда все это в тебе аккумулируется и ты осознаешь, что рано или поздно должен вернуть свой долг перед страной и народом. Это мой долг, и когда говорят: «Ой, спасибо вам», — я отвечаю: «Это я должна говорить спасибо Богу и родителям, что родилась армянкой». И принадлежность к многовековой армянской культуре не оставила меня равнодушной. Я не смогла закрыть глаза на те слабые болевые точки, которые мы, к сожалению, имеем. Откровенно скажу, что Арцах и особенно монастырь Дадиванк явились причиной того, что у меня возникла идея создания фонда и двух важных авторских проектов — «Армянские ценности в мировом наследии» и беспрецедентного «Армянские фрески — неотъемлемая часть мирового наследия». Это произошло тогда, когда я задалась целью найти изображения святого Николая Чудотворца в армянских церквях. Почему заинтересовал именно святитель Николай? Это общехристианский святой, почитаемый во всем мире. Я заметила отсутствие его изображения в наших церквях, и это было странно. Зная, что Армения — первая христианская страна в мире, я была уверена, что где-то есть лик этого святого и что этот образ должен быть уникальным. Так и произошло. Долгие поиски привели меня в монастырь Дадиванк, где святой Николай Чудотворец предстал в виде восьмисотлетней уникальной фрески. Первое что я сказала после потрясения от увиденного: «Мир должен узнать об этом». Я решила, что это будет книга, изданная по зову души и сердца человеком далеким от искусствознания или книгоиздания, но очень заинтересованным .
— В чём уникальность книги?
— В ней изложена истинная история одного из лучших памятников армянской архитектуры. Она о том, что это — христианская реликвия мирового значения. Конечно же, в книге сказано об уникальных фресках монастыря с изображением Николая Чудотворца! А ведь я же могла поехать туда простым туристом, поставить свечку, помолится и уйти, но… появилось желание сделать что-то большее, что, наверное, мотивированно моей наследственностью. Мое детство, формирование личности и осознание себя проходили под эгидой разговоров о Геноциде 1915 года. Я с ранних лет была сопричастна боли за потерянные территории, боли за уничтоженных родственников и близких. Моя семья — патриотична, прошла все этапы столетней истории. Прадед был воином — он воевал с Андраником. Воином был и мой дед, который воевал против фашизма и имел звание кавалера ордена Красной звезды. Всю жизнь мои предки и родители, живя на чужбине, отстаивали свое право быть армянами. И эта традиция быть армянином, традиция сохранения своей культуры и борьбы за нее, не могла оставить меня равнодушной. Я знала, что, рано или поздно, эта миссия все равно осуществится. Когда я обнаружила святителя Николая, у меня было ощущение, что вот ты идешь по густому лесу или джунглям, и вдруг обнаруживаешь прекрасный храм, неизвестный человечеству. Дадиванк для меня был именно таким чудом. И это чудо находилось где-то глубоко в горах — в месте всеми забытом. Факт обнаружения общехристианского святого в этом монастыре — одна из загадок, которую я хочу разгадать. Только потом я узнала, что этот древний монастырь в первом веке был основан, согласно преданию, на месте гибели Дади, ученика апостола Фадея. Монастырь Дадиванк был одним из центров армянской литературы и каллиграфии. При скриптории жили четыреста ученых армянских монахов. И здесь же был основана и женская обитель. Этот факт еще больше поражает! Женщины — обездоленные, униженные или вдовы, находящиеся в тяжелых ситуациях, именно в этом монастыре находили свой приют. Монастырь Дадиванк я считаю в мировой истории одним из первых, который заложил основу феминизма. Это сейчас все говорят о правах женщин, а вот в Арцахе, уже в те времена, права женщин соблюдались.
— Благодаря вашим усилиям в марте 2019 года дети из Арцаха впервые представили республику на международном фестивале…
— Благодаря работе над книгой я познакомилась с Арцахом и стала узнавать изнутри талантливый армянский народ. Меня так изумляли люди, что я в шутку говорила: «Да что же мне с вами делать, вы все такие талантливые!». Реально очень благородный, мужественный народ. На тот момент я работала над идеей создания детского фестиваля для Арцаха. На эту идею откликнулась мой хороший друг Татьяна Щепатова, автор московского фестиваля «Фа Си Ля» — это певческий конкурс на иностранных языках. И, в итоге, для Степанакерта был выбран очень интересный формат — фестиваль пения на иностранных языках — «Фа-си-ля: Дети мира против войны». Международный формат должен был дополнительно привлечь внимание мировой публики к Арцаху. Бонус фестиваля — выступление на одной из лучших и крупнейших площадок Москвы. Я уже не говорю, что за тридцать лет, сколько существует Республика Арцах, впервые на московской сцене и впервые на международной площадке дети из Арцаха выступили от имени своей страны. Это был важный дипломатический ход. Фестиваль продолжится, и даже в 2021 году ничто нам не помешает. Я всегда говорю, что все проекты фонда, связанные с Арцахом и сохранением армянского мирового культурного христианского наследия, будут продолжаться.
— Всех, конечно, интересует, на какие средства вы осуществляете свои проекты?
— Все средства сидят перед вами (смеется). Деньги, конечно, самая больная тема — нет спонсоров, выживаем за счет своих личных накоплений и за счет помощи друзей. А сколько так продолжится? Не думаю об этом. Я делаю свое дело, запускаю идею во Вселенную, превращаю в энергию, а там уже пусть каждый решает, как реагировать. Всегда любила эти слова: то, как я отношусь к людям, это моя карма, а чем мне отвечают — это их.
— Желаю, чтобы для ваших проектов нашлись щедрые спонсоры…
— Я всегда говорю, что ни на кого работать не буду. Но всегда открыта для хороших людей, для партнеров, для людей, которые также идейно преданы делу, как и я. Поясню, если кто-то будет искать в этих проектах какой-то выгоды для себя, личных амбиций — ничего этого не найдет. Если имеешь дело со святынями, то должен служить им безответно, безвозмездно.
— Гаянэ, не могу не заметить, что семь лет назад, когда мы начали общаться, то говорили только по-русски, а сейчас вы свободно изъясняетесь на армянском… Как вы выучили язык?
— Для этого необходимы два важных компонента. Прежде всего — иметь желание владеть языком и наличие амбиций к преодолению трудностей. Второе — окружить себя знающими людьми и как губка впитывать от них. Все эти годы я заряжалась и училась, жадно принимая знания от лучших художников, музыкантов, общественных деятелей. Я всегда говорила, что одним из первых, с кем познакомилась в Ереване, были вы! Через вас для меня открывались интересные люди из сферы культуры, я всех слушала и в итоге «дослушалась». Сейчас, слава Богу, выражаю свои мысли на родном языке. Надо все время говорить, читать, главное — не стесняться говорить. Если я не знаю какое-то слово, мне не стыдно спросить, как это будет на армянском.
— Какую последнюю книгу вы читали?
— Мои издания (смеемся). Меня хватает только на то, чтобы читать их, а также материалы фонда, которые написаны на армянском. Кстати, это меня здорово подтянуло. А так, я всегда читать и писать на армянском умела. В 12 лет впервые взяла азбуку армянского языка и стала просто учить. Лет в 13 я уже знала наизусть стихотворения наших поэтов, например, «Озеро» Петроса Дуряна…
— После последней национальной катастрофы как вы представляете свою жизнь и работу?
— Люди мне звонили и просили поделиться оптимизмом. Я не собираюсь сдаваться — всегда говорю, что не собираюсь лить слезы, горевать, страдать и скорбеть, пусть даже из-за Родины. Хватит, я даже запрещаю так думать. Сто лет — это слишком много для страдания, и я сейчас всех заставляю, даже приказываю работать, созидать, творить ради Родины, быть оптимистичными, научится в конце концов уважать друг друга, помогать друг другу безвозмездно, научиться радоваться успехам друг друга. И если вы видите, что у одного человека есть хорошая идея, что-то полезное для своей Родины, помогите ему. Помогите тому, кто, быть может, смотрит чуть дальше, чем ты. Три года назад я стучалась во все двери: правительства, международные организации, по всем инстанциям — в Армении и за рубежом. Я поднимала вопрос актуальности того, что сейчас происходит. Предисловия к проектам и миссии фонда сегодня звучат как предсказание. Никто тогда не понимал, о чем я говорю. А сейчас мне смешно, что все, кому не лень, независимо от их качеств характера или глубины интеллекта, их преданности Родине или осознания важности своего дела, ради собственного пиара поднимают тему сохранения культурного наследия. А где же вы были раньше, господа?
— Чем вы нас удивите в ближайшее время?
— Это снова книга. Беспрецедентная энциклопедия по арменоведению — «Крепости Арцаха», автор — историк, исследователь Слава Саргсян. Результат его тридцатилетнего труда, состоит из 1000 страниц, на которых представлено более 100 крепостей Арцаха, сохранившихся до наших дней. Пока на армянском…
Беседовал кандидат филологических наук, арменовед, киновед, историк и переводчик Арцви Бахчинян
Специально для Армянского музея Москвы
Фото обложки предоставлено Арцви Бахчиняном