Эксклюзив: Дневники Дедо, которые не сожгла Бабо. Часть III

Эксклюзив: Дневники Дедо, которые не сожгла Бабо. Часть III

Армянский музей Москвы продолжает серию публикаций фрагментов из личных дневников участника первой Карабахской войны — Казаряна Сурена Айкарами (1936–2018). В третьей части автор говорит о том, что лучший выход для сохранения армянской нации — это репатриация.

Дедо в 2018 году. Фото из архива семьи Казарян

Дедо в 2018 году. Фото из архива семьи Казарян

Лучше быть с русским, чем с турком

— В наших селах почти никого не осталось, — говорит Бабо, туго завязывая чалму на затылке. — В Шамшадине [нынешнее название — Тавуш, Тавушская область. — Прим. ред.] помню свадьбы такие справляли, что вся округа стояла на ушах. Э-э-э… Было время…

— А что сейчас? 

— Пустота. Кто-где на заработках. После этой войны никто тут не останется. Помяни мои слова. Я умру, а ты останешься. В стране ни одного человека не увидишь. 

— И к чему все это приведет? 

— Мы потеряем родину (пауза). Мы уже потеряны. Турок и русский поставили глаз на Ереван. Это конец… 

— Если возьмут Ереван, значит мы потеряем государство и родину, не так ли? 

— Мы обречены на эту потерю. Но лучше быть с русским, чем с турком, — уверенно говорит бабо. Турку нет доверия. Одна кровь на турецких руках. 

— Почему лучше быть с русским? 

— Те хоть резать не будут. Вон сколько наших в России. И дочь моя там…

— А как относился Дедо к эмиграции сына и дочери? 

— Сын мой не хотел уезжать в Америку. Да так получилось. Сложилось так, понимаешь? А вот дочь младшая настолько трудолюбива, что ей тяжело усидеть на одном месте. Москва стала для нее спасением. Даже из камня она могла выжать хлеб [фразеологический оборот ‘քարից հաց շինել’ означает быть крайне трудолюбивым и упорным. — Прим. ред.], — произносит с гордостью Бабо. — А Сурик всегда говорил, что нужно создавать свое на родине, а не прислуживать чужбине. Не нужно искать места под солнцем в чужих краях. Он постоянно читал назидания: «Освобождайтесь от рабского сознания! Вы — не слуги чужого!».

Бабо в 2004 году. Фото из архива семьи Казарян

Бабо в 2004 году. Фото из архива семьи Казарян

— А какой-то рецепт по возврату армян на родину у него был?  

— Да нет, конечно… Писал, мучился ночами в письмах, строчил, читал газеты, вступал в партии, да только все не впрок…

— Как он переносил разлуку с детьми? 

— Ругался. Так ругался каждый раз, что невмоготу! Сурик, говорю, дай ты им спокойно жить! Дай ты им на хлеб свой насущный заработать! Что ж ты прилип со своими нравоучениями? Э-э-э (громко)! Одним словом, не буду твою голову дурить, расстроен, он был, очень расстроен, когда узнал, что дети уехали. И как оказалось навсегда… На все воля Божья, бала джан, — произносит Бабо дрожащим голосом, достает из кармана салфетку и вытирает подступившие слезы.  

— Как часто вы видитесь с детьми? 

— Нечасто. Ох, нечасто… Կարոտ [с армянского — тоска. — Прим. ред.] съедает всю душу. Перед смертью Сурика дети приехали на месяц… С тех пор время пролетело, утекло, как вода. 

— А вы знаете, как остановить отток нашего народа? 

— Не знаю, откуда мне знать. Известно одно — нужно всенародное и всенациональное покаяние. Нужна исповедь перед Богом. Мы должны склонить голову в великом смирении и ждать своего часа. Вот что я знаю… 

— Это тяжело… 

— Тяжело, конечно. Ибо каждый кувшин и жбан разбивается о голову армянскую [фразеологический оборот ‘կուժ ու կուլ’, армянская народная пословица — Прим. ред.]. Так-то бабка моя еще говорила. 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ  

ПРО РОССИЮ 

В 1983 году я со своей младшей дочерью Анжелой посетил Нор-Нахичевань [Нахичевань-на-Дону — часть города Ростов-на-Дону. Основана армянами, переселёнными из Крыма по указу Екатерины II от 14 ноября 1779 года. — Прим. ред.]. Мы поехали туда, чтобы посетить местную церковь Сурб Хач [с армянского — Святой Крест. — Прим. ред.]. И что мы увидели? Полуразрушенное на территории кладбище сравнили с землей. Уничтоженные могильные плиты были собраны в кучку бульдозером. На этих холмиках еле проступали следы поминальных памятников.  

Дедо со старшей дочерью Анаит в Сардарапате, 1983 год. Фото из архива семьи Казарян

Дедо со старшей дочерью Анаит в Сардарапате, 1983 год. Фото из архива семьи Казарян

Мы вошли в церковь. На правой стене были развешаны какие-то ковры, якобы рукодельные. Напротив — 3–4 кувшина. А еще там работали женщины примерно 35-ти лет, не владеющие армянским, но при этом армянской наружности. Церковь Сурб Хач превращают в Армяно-российский центр дружбы…  

Под соусом дружбы и братства оскверняют нашу церковь, кладбища, закрывают армянские школы. Красный погром сменился на белый. Независимая страна! Рабская психология, душераздирающая реальность… 

Меж тем заметим, что в 1811 году был основан герб российского города Нахичевань-на-Дону, символизировавший трудолюбие армян в виде пчел и пчелиных сот.  

1983 г.

В начале 1918 года русские три раза завоевывают Эрзурум [армянское название ныне турецкого города — Карин. — Прим. ред.]

[Напомню], турецкие войска, воспользовавшись развалом Кавказского фронта и нарушив русско-турецкое перемирие, оккупировали город Эрзурум в апреле 1917 года. Соответственно, они захватили и 2/3 Западной и Восточной Армении. Немногочисленные армянские добровольческие отряды, взяв на себя огонь, укрыли несколько тысяч мирного населения города, которые смогли благодаря этому спастись и податься в бегство в сторону Закавказья. У меня вопрос. Почему русские, три раза завоевав Эрзурум, ровно три раза вернули его туркам? Почему?! И почему нас опять погнали по свету?!

1985 г.

Скоро закончится Карсский договор между Россией и Турцией 1921 года… Страшно представить, что будет дальше…

1991 г.

С 2013 года в Армении открываются различные офисы при посредничестве России, где ежедневно проводят агитацию населения по программе переселения в Сибирь [автор имеет в виду государственную программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников из стран СНГ. — Прим. ред.]. Что это значит? Армению вновь хотят видеть без армян…

У нас зарегистрировано более 160 организаций, по факту принадлежащих России. Вся документация там ведется на русском. Сотрудники — русскоязычные. Как говорил Нжде: «Я ничего не боюсь и не хочу никого пугать». Но я призываю взглянуть на все это трезво! И если мы приглядимся, то вновь увидим угрозу потери языка, что соответствует гибели нашего государства. Очнитесь, пока не поздно <…> 

2013 г.

Дедо на митинге оппозиции во время Карабахского восстания, 1988 год. Фото из архива семьи Казарян

Дедо на митинге оппозиции во время Карабахского восстания, 1988 год. Фото из архива семьи Казарян

Послушайте еще одну басню греческого Эзопа. Написано точно про перса, русского и армянина. Догадайтесь, кто есть кто.

Итак, кабан и конь пасутся на одном пастбище. Кабан постоянно гадит траву и воду коня. Конь же обращается за помощью к охотнику, чтобы отомстить кабану. Охотник говорит, что поможет, но с тем условием, что тут же обуздает и приручит животное. Конь соглашается на любой исход. Охотник побеждает кабана с одного пролета, а коня выводит в стойло и навечно завязывает в хлеву. Так и живем…

2016 г.

В советское время русские не разрешали издавать армянам свои исторические книги и учебники. Все было строго регламентировано. Все подвергалось цензуре русского пера! Наши мыслители и философы боялись что-либо написать против «советчины». Это наша беда! Так и выродилось поколение думающих, любящих родину профессионалов! Русские, почему вы, будучи братским для нас народом, не издавали наших книг? Ответа нет. Поэтому мир верит «брошюрам» азербайджанцев и турок, а не свидетельствам нашей великой истории! Турки переписывают историю! Они искажают ее каждый день и каждый час. Когда же мы одумаемся! Когда же остановим это мракобесие! Весь мир готов голову склонить пред историей турок, а что будем делать с армянами? Скажем, что нет и не было их на этой земле…

2018 г. 

ПРО КРЫМ  

Правители нашего государства — чужелюбы. Не ценят и не знают ничего про вклад в независимость. Это — свора, которая пренебрегает независимостью нации. Служители российского государства ведут нас в сторону самоистребления. Славится захват Россией Крыма… Захватчики оправданы. Запомни, когда ты находишься в неволе у другого, ты уже не хозяин своей воли.  

2014 г. 

Айк Бабуханян [армянский политический деятель. — Прим. ред.] считает захват Россией Крыма «деоккупацией». Он подчеркивает, что если крымчане посещали русские школы, значит они — русские. И прочие глупости… Иными словами, если ты был рабом, то и останешься таковым. Истребление… И такие [депутаты] правят нами…

2015 г.

Во всем, что произошло на Украине, виноваты украинцы, а не русские. 

2016 г.

ПРО ЭМИГРАЦИЮ

В 1936–1938 годах была уничтожена и перемещена большая часть армянского крестьянства. В их числе самооборона турецких армян [автор имеет в виду западных армян, проживающих на территории Турции. — Прим. ред.], добровольцы и военные, все без исключения, включая интеллигенцию. Это произошло в 1914–1915 годах. Сейчас около 2,5 миллиона армян РСФСР, Украины и Средней Азии не имеют ни своего прихода, ни культурных центров, ни газет, ни радио, ни предприятий или организаций, защищающих лицо нации. Они в буквальном смысле слова лишены национальных, культурных и политических прав. И все это при тех обстоятельствах, когда в Краснодаре, Крыму, Ростове, Волгограде, Ставрополе и других областях есть районы, в которых армяне составляют преимущественное большинство. 

1988 г. 

Вырезка из газеты об армянах Абхазии. Фото из архива семьи Казарян

Вырезка из газеты об армянах Абхазии. Фото из архива семьи Казарян

В 1949 году были перемещены и отправлены в ссылку на Алтай и в Сибирь примерно 70 тысяч местного населения РСФСР, в их числе 50 тысяч армян [начиная с 30-х годов западные армяне, выходцы из Турции, Ливии, Ливана, Сирии, вдохновленные риторикой советской власти, активно переезжали в восточную часть страны, современную территорию Армении. Большинство из них были настроены либерально, если не отрицательно по отношению к СССР. Из-за резких высказываний и критики советского режима многие из «армян-западников» были отправлены в ссылки по всей России. — Прим. ред.]. Тем временем, мы продолжаем искать благополучия на чужбине. Эмиграцию надо остановить. Но как?

1990-е гг. 

В 1789 году по приказу Екатерины II под предводительством Суворова крымские армяне были насильственно перемещены на берег Дона в пустынные поселения. Прошло примерно 200 лет, и нет на той земле ни одного армяноязычного поколения. Российская политика именно таким образом ассимилировала и уничтожала иностранцев. При этом, с 1604-го по 1605 год Шах-Аббас [шах Персии, правивший в 15881629 гг. — Прим. ред.] переместил из Армении и перевез в Иран 300 тысяч армян. Примечательно, что [те перевезенные армяне] до сих пор армяноязычны и образованы по-армянски. Прошло более 400 лет, а иранские армяне до настоящего времени исполнены армянского духа, чего не скажешь про армян, перемещенных в Россию… Все познается в сравнении. Так давайте сравним. Тот народ, который не знает о своем пройденном историческом пути, постоянно поскальзывается и уничтожается в нынешних и завтрашних путях. Тот народ, который не знает своей страны, не знает своих ВРАГОВ и ДРУЗЕЙ, соответственно, не знает и цену СВОБОДЫ и ПУТИ своего спасения.  

2013 г.

Армянин весь свой потенциал растрачивает на чужбине, во благо врагов и недоброжелателей нашей страны! О, армянская душа! Когда же ты поймешь, что только в репатриации — твое спасение!  

2018 г. 

 Перевод: Мариам Кочарян специально для Армянского музея Москвы

Обложка: вырезка из армянской газеты с пометками Сурена Казаряна из его дневников

Эксклюзив: Дневники Дедо, которые не сожгла Бабо. Часть III