Армянское экспериментальное кино: Гаринэ Торосян
Гаринэ Торосян — армяно-канадский режиссёр, чьи экспериментальные работы показывали в МоМа, Центре Помпиду, на Кинофоруме и Берлинале. После премьеры дебютной работы «Видение» на Международном кинофестивале в Торонто, ее второй фильм «Девушка из Муша» и полнометражная картина «Камень. Время. Прикосновение» были представлены на Берлинском международном кинофестивале. Короткометражные работы Торосян также демонстрировались на Берлинале в 1998, 2000 и 2002 годах. Ретроспектива её работ проходила в Торонто, Лондоне и Берлине. В своём кино она обращается к темам памяти, идентичности и армянского наследия.
В те ночи, когда многие двери закрыты, есть одна,
чуть приоткрытая — она ведёт к кино Гаринэ Торосян.
Её уникальные картины вызывают в памяти
444 способа превращения снега в жасмин
– Братья Квей, американские режиссёры-аниматоры
Гаринэ родилась в 1970 году в Бейруте в семье ливанских армян. Когда девочке исполнилось 9 лет, вся её семья переехала из Ливана в Канаду:
«В 1976 году, когда я была еще ребёнком, началась Ливанская гражданская война, которая вынудила нашу семью в 1979 году переехать в Канаду, чтобы избежать нарастающего насилия. Я ездила туда тремя годами ранее, когда мне было 6 лет, и мне там не понравилось. Пейзаж, погода, люди — всё было таким холодным. В Бейруте люди не носят масок — все говорят то, что чувствуют, и нам всем этого не хватает».
Кинематографическое путешествие началось с интереса к искусству: с ранних лет Гаринэ была окружена красотой разных культур. Особенное место заняло рукоделие — все женщины в роду Торосян были искусными вышивальщицами и ткачихами.
Армения, Ливан, Канада сплетались для неё в единое полотно, в котором она чувствовала себя свободной исследовать красоту каждой страны через творчество. Знаковой для неё была возможность говорить о Геноциде с бабушкой и дедушкой, которые пережили эти события. Их опыт столкнул её с необходимостью исцеления исторических ран своей родины и сохранения памяти.
Важным событием и началом пути стала встреча с режиссёром Атомом Эгояном и актрисой Арсинэ Ханджян в Армянском общественном центре. Атом стал для первым человеком из мира кино, который оценил талант Торосян и стал её наставником.
В 19 лет Гаринэ начала формировать собственный кинематографический язык, используя коллажную технику в монтаже. Коллаж позволял ей создать пространство, в котором сплетаются важные для неё образы. Через метафоричность языка она исследует тему идентичности — центральную в своём творчестве:
«Мои ранние фильмы были посвящены неподвижности изображения, преобразованного через движение и время. С годами я стала включать в свои работы танец и текст. У меня нет единого источника вдохновения. Как у режиссёра, у вас есть возможность черпать вдохновение из разных источников и видов искусства. Кино позволяет создать нечто прекрасное и, надеюсь, выразить это уникальным способом — передать личное представление о тайне жизни».
Гаринэ помнит фильм, ставший для неё ориентиром — «Седьмая печать» Ингмара Бергмана. Он выразил для неё тайну жизни:
«Посмотрев его, я почувствовала, что могу начать свой путь в кино, и когда сняла свои первые кадры на плёнку, я почувствовала, что постепенно нахожу то, что искала: своё Эльдорадо, рай или дом».
Девушка из Муша
«Девушка из Муша» — короткометражный фильм Гаринэ Торосян, названный в честь песни, на которую ей указал продавец пластинок. Случайность — основа метода Гаринэ: она не ищет темы, названия, образы для своих работ, а только вплетает их в единую ткань.
Используется всё — от кадров с Параджановым до фотографий, снятых в путешествии, до иллюминированных манускриптов. В возрасте 23 лет, ни разу не побывав там сама, режиссёр Торосян использует весь собранный материал, чтобы оживить для себя Армению. Через деконструкцию изображений Гаринэ создает коллаж, перепереплетенный с текстурами пленки.
Важное в её работах — память, способная преодолевать невозможные расстояния и оказываться даже в тех местах, которых больше нет на карте. В фильме это выражено через разговор женщины по телефону: она просит соединить её с Арменией, но не уточняет, с кем именно, будто адресат — сама родина.
Кино Торосян — попытка связаться со своим прежним домом, чтобы сохранить его в памяти и не позволить ему исчезнуть.
Практика Торосян в кино — межкультурная, находящаяся на стыке двух идентичностей: армянской и канадской. Она постоянно возвращается назад, чтобы лучше понять свою историческую родину, хотя и ощущает возникновение дистанцию.
Работы создаются через отклик к разным образам и произведениям искусства. Особое место в этом процессе занимает музыка. Действительно, ряд её фильмов — реакция на работы других художников. Например, «Сумеречные встречи» — дань уважения Торосян братьям Квей и их уникальному стилю анимации.
Торосян также вдохновлялась музыкой при создании своих фильмов, особенно песнями инди-музыкантов Sparklehorse и Bonnie Prince Billy. Она активно сотрудничала с армяно-американской рок-группой System of a Down: