Рождественская Армения. Интервью с отцом Кюрегом

Рождественская Армения. Интервью с отцом Кюрегом
Фото: из личного архива отца Кюрега Таляна

Фото: из личного архива отца Кюрега Таляна

6 января Армянская Апостольская Церковь отмечает двойной праздник — Рождество и Крещение Господне. Об оставшихся неизменными канонах Армянской Церкви и значении этого праздника рассказывает настоятель церкви Святой Катогике в Джрвеже священник Кюрег Талян. Интервью: Рубен Пашинян.

Рубен Пашинин: Как отмечают Рождество в Армении?

Кюрег Талян: Все начинается с вечера 5 января и длится до полуночи. В Рождественский Сочельник во всех церквях служится Святая Литургия Чрагалуйс — Возжигание светильников. Верующие проводят весь день в молитве, в покаянии, после чего могут подойти к святому причастию и унести  в свои дома зажженные лампады и свечи. 

Отдельно хотелось бы отметить значение и символизм Чрагалуйса. Благая весть о рождении Христа возвещается поздно ночью, и это сравнивается с рассветом: ведь когда пробуждается солнце, его пока не видно — освещаются лишь вершины гор, небо. Солнца нет еще на небосклоне, но уже светло — также и рождение Спасителя.  

И уже на следующий день Рождество — «Христос родился и нам явился! Вам и нам благая весть!». С утра также служится Литургия, далее — совершается обряд освящения воды в память о Крещении Иисуса. В народе говорят: «Крест в воду падает». Верующие относят в свои дома немного крещенской воды, которую следует благоговейно хранить и относиться к ней, как к святыне.   

Р.П.: Отец Кюрег, в Армении отмечают Рождество — 6 января, в России — 7 января, а католики и вовсе 25 декабря. На Святой Земле православные церкви используют старый календарь и празднуют 18 января. Как быть верующему человеку, особенно если он живет не на родине? Некоторые отмечают и те, и другие — правильно ли это?

К.Т.: А в чем сложность? Живешь в России, являешься гражданином этой страны и апологетом РПЦ — отмечай 7 января, как и установлено каноном. Если же ты, допустим, армянин или католик, проживающий на чужбине, изволь придерживаться устоев своей церкви. Еще раз хочу обратить внимание, Рождество — это не проходной календарный праздник. Тут принцип «чем больше отметим, тем лучше» не подходит — святотатство так думать. Я ничего не имею против  РПЦ, равно как и против других христианских церквей. Но у меня есть моя Церковь. Я глубоко уважаю мать моего соседа, но у меня есть моя мать. Армянская Церковь осталась при тех канонах, которые и были ей изначально даны. Осталась на том месте, где была создана. Мы не меняли законов, не принимали нововведений — как отмечали Рождество 6 января почти два тысячелетия назад, так и отмечаем поныне. Мы сохранили верность не просто традициям, а Слову и Совету Божьему.

В общем-то, изначально все христианские церкви отмечали Богоявление, объединяющее Рождество и Крещение Христа, 6 января. Однако в начале IV века Римская церковь перенесла Рождество на 25 декабря, дабы искоренить традиции всё еще отмечаемого в тот же день языческого праздника бога Солнца. У нас подобной задачи не стояло — Армянская Церковь не была спутником Римской церкви. Далее были разночтения во время Халкидонского Собора 451 года, постановления которого ААЦ не приняла, оставшись при своём. 

Фото: из личного архива отца Кюрега Таляна

Фото: из личного архива отца Кюрега Таляна

Р.П.: Праздник Рождества Христова, с одной стороны, удивительно близок и понятен каждому, а с другой стороны — безмерно таинственен. В чем его значимость для христианина?

К.Т.: Рождество Христово — путь во спасение. Это исполнение надежд человечества, благодаря явлению в мир Божественной жертвенной любви. Бог посылает Единородного Сына в этот мир для того, чтобы ничья душа не погибла, но обрела жизнь вечную. Отец посылает Сына на страдание, на Крестную смерть — в этом высшее проявление любви Бога к людям — любви жертвенной. 

Не все это понимают. Люди воспринимают этот день как некий календарный праздник, следующий за новогодними застольями, — точнее, некое его «своеобразное» продолжение. Причем речь идет и о людях крещённых — спросите их, веруют ли они в вечную жизнь, и многие воспримут это как вопрос исключительно о жизни во плоти. И это абсурдно.

Вследствие коммунистической пропаганды Рождество отошло на второй план, и до сих пор эта инерция сохраняется. Новый год подняли на некий пьедестал, дабы по максимуму оттенить смысл, значение и важность Рождества. В итоге люди не покладая рук трудятся над тем, чтобы заполнить свои праздничные столы, затем желудки, и во всей этой суете мало кто задумывается о самом главном — о душе, о её спасении. Рождество? А, ну да, сходим в церковь, поставим свечку. Огонь домой принесем. Или не сходим. Как получится. 

Фото: из личного архива отца Кюрега Таляна

Фото: из личного архива отца Кюрега Таляна

Р.П.: Отец Кюрег, и напоследок, ваше поздравление, пожелание на Рождество всем читающим эту статью…

К.Т.: На Рождество нужно символически взять на руки Младенца, прижать к груди и просить у него помощи, чтобы каждый из нас нашел в себе силы быть верным Господу и идти по этому совершенно нелегкому пути — ради своего спасения!  

Издатель, писатель, драматург, главный редактор журнала «Армения туристическая» Рубен Пашинян специально для Армянского музея Москвы.

Рождественская Армения. Интервью с отцом Кюрегом