Бажбеук-Меликян: три поколения династии художников. Часть первая
История искусства знает немало примеров выдающихся династий, где талант и вдохновение передаются из поколения в поколение. Одна из таких династий — семья Бажбеук-Меликян. Александр Бажбеук-Меликян, живописец XX века, не был признан при жизни, но его работы стали частью истории искусства. Его творческое наследие продолжила дочь, Лавиния Бажбеук-Меликян. Обладая природным талантом и утонченным чувством красоты, Лавиния не только была музой для многих художников, но и сама стала заметным мастером кисти. Она связала судьбу с художником Александром Сухановым, и в этом браке родилась их дочь Мариам Суханова. Вдохновленная наследием семьи, Мариам также выбрала путь художника. В этой творческой семье таланты не ограничивались одной линией: сестра и брат Лавинии, Зулейка и Вазген, также посвятили себя живописи. В этом материале расскажем о жизни и творчестве Александра Бажбеук-Меликяна, первого и старшего представителя художественной династии.
Александр Бажбеук-Меликян родился в Тифлисе в 1891 году в семье коренных тифлисцев, его отец был служащим. Один из предков художника стоял во главе местного самоуправления, дугой был монахом, но лишился сана за проступок. Этому проступку, по словам Бажбеук-Меликяна, обязаны продолжением рода все последующие поколения.
Будущий художник с 1900 года учился в кадетском корпусе. Также он посещал вечерние курсы рисунка. Спустя несколько лет Александр Бажбеук-Меликян оставил корпус и поступил в Училище живописи и скульптуры Кавказского Общества поощрения искусств. В окончании училища в 1910 году он отправился в Москву, где год обучался в студии Мешкова. Позже Бажбеук-Меликян стал вольнослушателем петербургской Академии художеств.
Обучение в академии было прервано началом Первой мировой войны. 1914-1918 годы Александр Бажбеук-Меликян находился на австрийском и румынских фронтах. Художник делал зарисовки и в это время, но, конечно, полноценно заниматься живописью не мог. Летом 1917 года Александр Александрович вернулся в Тифлис, это время стоит считать началом его самостоятельной художественной деятельности.
На творчество Бажбеук-Меликяна значительно влияние оказала живопись старых мастеров. В 1929 году им была написана картина «Концерт», в которой весьма заметно воздействие одноименной картины Джордоне. Когда в 1956 году в Москве открылась выставка картин Дрезденской галереи, Александр Александрович отправился в столичную поездку. Две недели все дневные часы он проводил на выставке, анализировал каждую из работ.
Значительное место в искусстве Бажбеук-Меликяна занимает портрет. Портреты составляют треть его работ. Интерес художника к работе в этом жанре был непостоянен. Бывали периоды, когда на протяжении ряда лет Бажбеук-Меликян исполнял почти исключительно одни портреты, но были и годы, когда он вообще за них не брался.
Бажбеук-Меликян почти не писал мужских портретов. Это, так же как и отсутствие у художника интереса к пейзажу, вызывает сожаление. Те немногие мужские портреты, которые он написал, включая два автопортрета, заметно расширили его творческий диапазон новыми задачами.
Как правило, Бажбеук-Меликян не работал по заказам. По его признанию, уже сам факт заказа сковывал его, не позволяя писать с той свободой, как в тех случаях, когда выбор модели полностью принадлежал ему. Круг портретируемых художником был узок: в основном это были члены его семьи, а также знакомые женщины и девушки. Часто с одной и той же модели художник исполнял несколько портретов.
От раннего периода творчества Бажбеук-Меликяна сохранилось немного портретов. Кроме упоминавшегося портрета художника Ладо Гудиашвили, в настоящее время известны три портрета первой жены художника — Нектар Бажбеук-Меликян. По словам дочери художника Лавинии, Бажбеук-Меликян писал ее мать на протяжении 1920-1922 годов около десяти раз.
Александр Бажбеук-Меликян 1. Лавиния в желтом, 1938; 2. Портрет Лавинии, 1941; 3. Портрет Лавинии, 1948; Лавиния в розовом, 1958.
Живопись мастера эмоциональна, темперамента, а в последних двух десятилетиях и жизнерадостна. Если тематика художника на протяжении всего почти полувекового творческого пути не претерпела существенных изменений, а композицией он овладел сразу, то живописная манера Бажбеук-Меликяна непрерывно эволюционировала. В начале своей художественной деятельности он сводил задачу живописи к решению световых отношений. Если в 20-х годах его палитра была приглушена, то в уже начиная с 30-х и позднее идет постепенное обогащение яркими и светлыми красками. С этого времени праздник красок не покидает произведений Бажбеук-Меликяна. Наиболее значительные изменения красочной палитры произошли в последние годы его жизни. В жизнерадостных работах 60-х годов никак нельзя заметить, что кисть принадлежит тяжелобольному художнику.
Александр Бажбеук-Меликян умер 20 июля 1966 года. Его яркий и жизнеутверждающий талант продолжил жить в его полотнах, а талант — в творчестве детей и внуков.
Источник: Дрампян Рубен, А.А. Бажбеук-Меликян. Советский художник, 1970.
На обложке: Александр Бажбеук-Меликян, Автопортрет, 1935.